Трамваи и лёгкое метро были показаны в предыдущей серии, а сейчас - прочие сущности, как-то: исторический Тюнель 1875 г., новый фуникулер на Таксим, "полное метро" на севере, метробус, автобус, долмуши, такси.
Чрево константинопольского Тюнеля
Тюнель
В транспортной системе города есть и весьма экзотические компоненты - но, при этом, исправно работающие вот уже 137 лет подряд (!) и имеющие вполне транспортное, повседневное значение, а не являющиеся просто аттракционом. Это, безусловно, Тюнель - некий симбиоз метро и фуникулёра, открытый ещё в 1875 г. Вначале тут вагончики тянули лошади, а в 1910 г. Тюнель был электрифицирован, в 1971 г. получил металлические вагончики вместо деревянных. До сих пор идут споры, метро это или нет (а тогда оно получается намного старше будапештского), но в любом случае Тюнель - одна из самых старых действующих городских транспортных систем Европы.
2. Вход в Тюнель снизу довольно невзрачен. Чтобы попасть в него, нужно пройти буквально 50 метров по диагонали от трамвайной остановки у северной оконечности Галатского моста.
3. Кассы Тюнеля (акбиль и тут действителен). Любопытна также оригинальная "растительная" отделка.
4. Зайдём на "нижнюю" станцию. Справа - очередной вагончик ждут пассажиры, слева - на эту сторону будут выходить.
5. В тупике путей - вот такой механизм. В Тюнеле - два вагона, движущихся противоположно.
6. А вот и наш вагончик плавно подходит. Сейчас мы на нём поедем.
7. Пульт управления вагончиком.
8. Чрево Тюнеля (вид вверх). Длина пути - около 580 метров, разница высот - 60 метров.
9. "Верхняя" станция. Вагон пошёл вниз.
10. Эта станция более "графична", чем нижняя.
11. Вид "в люб". Над входом в тоннель - панно Старого Константинополя начала XX века.
12. Выход из Тюнеля наверху. Я стою вплотную спиной к "ностальгическому" трамваю, который курсирует по ул. Истикляль (был показан в предыдущей серии).
Новый Фуникулёр на Таксим
13. Вход в него с трамвайной остановки на Кабаташ у берега Босфора.
14. Заходим на нижнюю станцию. Этот фуникулёр соединяет большую босфорскую пристань внизу (где находится, в том числе, и отправление на Принцевы острова) и транспортный узел Таксим наверху, где есть стыковка с "полным" метро.
15. Фуникулёр совсем молодой - открыт только в 2006 году, поэтому и подвижной состав "с иголочки". Он ещё короче Тюнеля (всего 558 метров), однако разница высот станций - 75 метров.
16. Внутри вагона.
17. Зона "тройника" на Таксим (вход в "полное" метро - вход на новый фуникулёр - выход в город) выполнена в стиле хай-тек.
"Полное" метро
18. А мы не выходим наверх, а сразу заворачиваем в "полное" метро. Идти к поездам можно, ориентируясь вот по этим зелёным следам (цвет линии - зелёный).
19. Метропоезд с сочленёнными вагонами. Есть и экземпляры, раскрашенные просто чудовищно попугайски (чётко не успел снять такой, поэтому не ставлю).
20. Внутри вагона, вид вдоль.
21. Пассажиры метро.
22. Над дверями - светящаяся схема, похожая на те, что в новых вагонах московского метро.
23. Станция 4.Levent. Поезда ходят тут примерно раз в 5-7 минут и соединяют северный (галатский) берег Золотого Рога, площадь Таксим и северные деловые районы мегаполиса
24. Входы в полное метро - не павильонные, а подземные. На эту станцию мы приезжали посетить самый высокий небоскрёб Стамбула, но потерпели фиаско - в этот день солнечный город затянула сперва облачность, а потом и густой туман, закрывший небоскребы до половины высоты (видно на заднем плане). Так мы несолоно хлебавши и вернулись обратно под землю, поехав в военный музей.
25. Выходили на одной из промежуточных станций с колоннами (название забыл).
26. Ещё вид, там же.
27. Турки торгуют своими бессменными бубликами везде, в том числе и внутри метро, так что в вагоне метро можно спокойно встретить жующего и вкусно пахнущего свежей выпечкой экземпляра.
28. Выход из станции Осман-Бей.
29. Там же, весёлое и приятное художественное оформление выхода наверх.
Метробус.
Метробус - довольно странная автобусная сущность, курсирующая по периметру (по хорде) густонаселенной части города, охватывая его от берега Мраморного моря в Европе, до берега Мраморного моря в Азии - через Первый Босфорский мост. Это тоже очень новая сущность, как и почти всё в Стамбуле - работает с 2007 года, ей нет ещё и пяти лет.
30. Подходим к метробусу в новом деловом небоскрёбном районе, западнее Первого Босфорского моста. Надо спускаться вниз, в тоннель под этой трассой.
31. Длинные автобусы подходят строго попарно. Садимся в первый из них. Народу тут очень много, в середине - неслабая давка, и мы на первый подошедший сесть не смогли.
32. Для метробусов выделена зона в середина автострады. Причем, что удивительно, у них тут левостороннее (!) движение, в отличие от остальной дороги. Зачем так хитро устроено, я так и не понял.
33. А вот так он выглядит на конечной в азиатской части города. Причем, обратите внимание - это не один автобус, а два, стоящих сильно вплотную. Они и по трассе идут близко - с интервалом метров в 7, а на остановку подходят и становятся с расстоянием примерно метр друг-от-друга. Подвижной состав - новые "Мерсы".
Автобусы и долмуши
34. Автобусы в городе образуют очень разветвлённую сеть маршрутов, и много из них не очень новых - в отличие от новых транспортных систем типа трамвая или метробуса. Вот этот - в азиатской части города (которая менее прилизана и более небрежна в порядке, чем европейская).
35. Ходит и много "Икарусов", отлично знакомых нам по СССР 1980-х.
36. Автобусы и долмуши стоят в пробке перед акведуком Валента.
37. Долмуш - это частник, аналог нашей маршрутки, ходит по заполнению и покрывает обычно окраины города, в европейском центре его практически нет.
38. Долмуш (справа внизу) идёт по трассе вдоль Феодосиевых Стен (снимок со стены).
Такси
39. Такси в городе очень много, большинство работает по счётчику (около 2 лир за км). Но, как правило, если они видят, что пассажир лох или не ориентируется, куда-чего - то вполне могут набавить свою накруточку. А иногда могут и не включить счётчик, если забудешь попросить об этом. Ночью расценки примерно в полтора-два раза дороже, чем днём.
40. Однако, в часы пик лучше всё же пользоваться гор. транспортом - город стоит, и выделенный трамвай, метро или метробус спасают от стояка. Обратите внимание, сколько в пробке на просп. Ататюрка стоит такси и простых автобусов. Это начало вечера, около половины пятого.
41. В заключение рассказа, нельзя не упомянуть и транспорт бедных районов города. Такие тут тоже есть :-)
Ну, а про электрички я вам рассказал раньше.
Уже несколько лет подряд в Стамбуле реализуется грандиозный проект "Мармарай", который соединит подземной линией электричек под Босфором европейскую и азиатскую части города. Для этого строятся три новые подземные станции (в Еникапы, Сиркеджи и Ускюдаре). Думаю, когда он будет построен - этот рассказ устареет и многое изменится.
Продолжение следует.
0. Введение
1. Город котов и кошек
2. Российское генконсульство и турецкий "серп и молот"
3. На метробусе из Европы в Азию (видео)
4. Стамбул: колорит и характер города
5. Трафик босфорских паромов (видео)
6. Европейский вокзал Сиркеджи
7. Железная дорога по руинам Константинополя (видео)
8. Азиатский вокзал Хайдарпаша
9. Турецкий чай и едальные сущности
10. Пересечение Босфора
11. Босфорские мосты
12. Святая София Константинопольская. Снаружи
13. Святая София Константинопольская. Изнутри
14. Святая София: подьём на хоры и обозрение сверху (видео)
15. Подземные цистерны
16. Гранд-Базар и большой бедлам
17. Рыбные рынки (Кумкапы и Галата)
18. Капалы Чарши и рыбный рынок в Галате (видео)
19. Транспортная система: трамвай магистральный и ностальгический, лёгкое метро
20. Транспортная система: остальные сущности
Journal information