* * *
Близ того места Феодосиевых Стен, где османские войска сумели ворваться в Город, совсем недавно, в 2009-м, построена Панорама 1453 (Panorama 1453 Tarih Müzesi), посвящённая этому одному из центральных событий в процессе формирования турецкой нации. Подьём страны и национального самосознания в 2000-х этому весьма способствовал, и сейчас этот музей является для турков одним из самых популярных. Иностранцев в Панораме 1453 совсем немного, возможно, не более 1/10 посетителей - в отличие от других достопримечательностей и музеев Стамбула - так что этот музей с полным правом можно назвать именно турецким.
Давайте посмотрим на конец византийского Константинополя глазами победителей.
Штурм Стен Феодосия (в районе ворот Св. Романа) победоносными османскими войсками
2. Стены Феодосия (границу византийского Константинополя) я прошёл полностью, от Мраморного моря до Золотого Рога. Вообще, это уникальное явление для современного мегаполиса - античные стены V в. сохранились практически на всём их протяжении, более 6 километров. И, что самое любопытное - не как обьект туризма, а просто как неразрушенный артефакт прошлого. Будь это в любом крупном европейском городе, с его отношением к модернизации городской инфраструктуры - стенам бы давным-давно уже не жить. Они, наверное, могли бы продержаться до середины XIX века максимум (по европейским меркам) - но не в Турции. Турки медлительны и инерционны в деле разрушения построек прошлого, в их менталитете отношение к модернизации иное. И именно поэтому мы и посейчас, в XXI веке, имеем этот феномен.
3. Примерно на середине протяжения стен они немного меняют направление и уходят вниз, следуя за складкой рельефа - долиной ручья Ликос. Посмотрите, там две башни целенькие и реновированные, они выделяются - это и есть ворота Св. Романа, или Пушечные (по-турецки Топкапы Капы). Вот тут-то и произошли решающие события штурма византийской столицы. И если повернуться лицом к западу (противоположно стенам) - можно увидеть приземистое круглое здание.
4. Это и есть Панорама 1453. Нам сейчас сюда.
5. Наверху по кругу - название музея.
6. На стенах круглого здания - сценки из османского Константинополя XVI-XVII веков, выполненные в очень красивой технике (к сожалению, не знаю, как она называется).
7. Вот, например, одна из композиций - Св. София и Египетский обелиск.
8. Заходим. Билет 10 лир (160 руб.). Нас встречает крупномасштабный лик Фатиха.
9. Спуск вниз. На стене - огромный барельеф, изображающий одну из легендарных сцен подготовки штурма - переправу османского галерного флота в Золотой Рог по горе. Со стороны Босфора он был защищён византийцами огромной цепью.
10. Для начала можно посмотреть различные эпизоды сражения, карты, схемы, гравюры.
11. И на модель Панорамы 1453 в миниатюре.
12. Тут же можно обозреть и общую диспозицию события, на красивой схеме Константинополя. С юга - Мраморное море, с востока - Босфор, на севере видна кишка Золотого Рога и Галата (Пера), с запада стены Феодосия осадили османские войска. Вверху - христианско-османские подразделения Заганос-паши, султан Мехмед - примерно в центре протяжения стен.
Теперь поднимаемся наверх и смотрим фрагменты панорамы.
13. Район султанской ставки близ стен. Слева, на белом коне - собственно будущий Фатих.
14. Покрупней фрагмент. Обратите внимание, что и сам султан, и всё его окружение исполнено на картине филигранно и красиво. Нет никаких щербатых, уродов, безобразных и проч. и проч. (распространённый психологический приём принижения события - показ уродов и плохо выглядящих людей). Так и должно быть в национальной мифологии.
15. Правей султана - знаменитая сверхпушка венгра Урбана с красивым именем Базилика (которая потом взорвалась). Она тоже часть национальной легенды.
16. Вообще, осада и штурм Константинополя вошли в историю тем, что тут широко и массированно применялась артиллерия. Это была одна из первых битв, где её концентрация решающим образом повлияла на решение проблемы взятия большого и сильно укреплённого города.
17. Поэтому макеты артиллерии, ядер, бочонков на переднем плане - это важная часть объемной реконструкции событий, они усиливают общее впечатление.
18. Массированное применение артиллерии при осаде позволило не просто разрушить участки стен (которые тут были двойными), но ещё и постоянно держать силы защитников Города на грани истощения - они расходовались на восстановление стен, вместе полного сосредоточения на их защите и периодического отдыха. Долго так выдержать византийцы с генуэзцами не могли - и не смогли, при такой зловещей последовательности османов.
19. Фрагмент поближе.
20. Конные воины, развивающие успех авангарда.
21. Византийцы тоже сражались яростно, и отвечали туркам огнём. Много в долгой истории Византии было некрасивых и даже позорных страниц, но погибала Империя красиво, сражаясь - и последний император (Константин XI) пал при штурме. Правда, самих византийцев-защитников было не более половины, много среди них было генуэзцев и венецианцев, прибывших на помощь Городу и сражавшихся как частные лица, а не как официальные союзники. Но - было поздно.
22. Османские войска атакуют пролом в стене.
23. Работа артиллерии - обе стены, и внешняя и внутренняя, довольно сильно разрушены.
24. Решающее наступление янычар. Фрагмент: раненые и убитые среди атакующих. Все изображены уважительно, каждая деталь рассчитана, никакого натурализма и кровищи.
25. За проломом - греческие церкви Города. Скоро они станут мечетями, многие сохранятся в первоначальном византийском виде, но уже без крестов.
26. Атака ворот Св. Романа.
27. На северной башне ворот византийский двуглавый орёл ещё держится. Человек с флагом наверху - тоже сюжет, вошедший в национальную легенду: отважный воин Хасан первый водрузил знамя над крепостной башней, воодушевив войско близкой победой, а затем был убит византийской стрелой, став шахидом.
28. С южной башни ворот двуглавого орла уже стаскивают.
29. Османская осадная башня штурмует внешние стены.
30. Конечно, панорама исполнена максимально зрелищно, для впечатления, и не вполне отражает реалии штурма. Они тут мифологизированы и приукрашены. Например, главная фаза событий произошла ещё в рассветных сумерках, такого высокого солнца не было, и т.д. Многое из этого разобрано в книге Р. Кроули "Константинополь. Последняя осада". Впрочем, это не так уж и важно - а важно тут то, что Панорама, с самого момента открытия, играет очень важную национально-воспитательную роль. Сюда водят целые школьные классы, прямо конвейером (на моих глазах, пока я рассматривал, сменилось три группы), и экскурсоводы рассказывают им о доблестных событиях времён Империи - причем, экскурсии адаптированы на разные возраста: младшие, средние и старшие.
31. Надо признать, что это правильная политика - целенаправленное воспитание молодого поколения на примере центральных, важнейших событий национальной истории, с положительным знаком. Школьник отсюда уйдёт с пониманием "да, мы нация победителей", и это отложится в подкорке, а не с самобичеванием по типу "эх мы уроды, ничего не умеем, отстаём, у нас всё плохо и ничего не получается". Потом он при желании вникнет в события глубже и узнает их сложность, но основное чувство всё равно останется - "Мы победители".
Вот чему бы неплохо у турков и поучиться, на мой взгляд - и отбросить истерическое самокопание в глубинах собственной истории, оттеснить его на второстепенные позиции, которое так подтачивает силы наций Русского Мира. Точно такую же положительную мифологизацию национальной истории и акцентацию на героических событиях практикуют и англосаксы, и китайцы, а не только турки. А у нас широко в ходу, к сожалению, мерзкое самобичевание, желание посильней обгадить и крупные и мелкие события, хотя в русской истории преобладают события эпические, героические.
32. Вид св. Софии в качестве мечети через три века после взятия Константинополя султаном Мехмедом.
33. Султан Фатих присутствует не только в названиях обьектов, но и в поп-культуре (популярные книжки, мультики, сериалы, игры, фильмы).
34. Как я понял, события 1453 года считаются для турецкого самосознания знаковыми, и по ним в книжных магазинах - масса литературы. Много и DVD, и других видов информационных носителей.
Вывод: очень поучительно посмотреть на давно знакомые события мировой истории и с другой стороны. Многое после этого видится более объёмно.
Продолжение следует.
0. Введение
1. Город котов и кошек
2. Российское генконсульство и турецкий "серп и молот"
3. На метробусе из Европы в Азию (видео)
4. Стамбул: колорит и характер города
5. Трафик босфорских паромов (видео)
6. Европейский вокзал Сиркеджи
7. Железная дорога по руинам Константинополя (видео)
8. Азиатский вокзал Хайдарпаша
9. Турецкий чай и едальные сущности
10. Пересечение Босфора
11. Босфорские мосты
12. Святая София Константинопольская. Снаружи
13. Святая София Константинопольская. Изнутри
14. Святая София: подьём на хоры и обозрение сверху (видео)
15. Подземные цистерны
16. Гранд-Базар и большой бедлам
17. Рыбные рынки (Кумкапы и Галата)
18. Капалы Чарши и рыбный рынок в Галате (видео)
19. Транспортная система: трамвай магистральный и ностальгический, лёгкое метро
20. Транспортная система: остальные сущности
21. Панорама "Штурм Константинополя. 1453 г."
----
Вдоль стен Феодосия:
1. Прибытие на место и Семибашенная Крепость
2. К Мраморному морю
3. Вдоль стен на север
4. Штурм Константинополя: Панорама 1453 года
5. От Панорамы до Золотого Рога
Journal information