1. Для начала надо сказать, что вываленная "Коммерсантом" на бедного читателя информация - это совсем не истина в последней инстанции, а только то, что ушлые тамошние журналисты сумели добыть и в меру своих сил интерпретировать (как могли). С этого надо начинать. Кроме того, совсем не факт, что они извлекли из полученного информационного сырья по этой теме наиболее ценное, а не наиболее громкое и сенсационное.
2. Второй важный момент, вытекающий из этой утечки - это то, что высшим сферам, наконец, стало понятно, что стратегически Дальний Восток развивается по нисходящей, а не по восходящей, и по большому счёту, политика 20 постсоветских лет с их либерально-монетаристскими догмами по отношению к восточным территориям потерпела крах. Иначе бы нужды в таких документах просто не было, всё можно было бы прекрасненько "попилить" (пользуюсь тут терминологией алармистов-конспирологов, чтобы было понятней) и путем сговора с законными региональными элитами. То есть, "не все ладно в датском королевстве" - и единичные точки дальневосточного роста, типа Владивостока - общей погоды не делают и ситуацию радикально не улучшают. Особенно озадачивает постоянный отток на запад страны наиболее дееспособного в трудовом смысле населения.
То есть - понятно, что что-то надо реально делать, а "просто делать вид" уже невозможно - и скорей всего, делать придётся в обход нынешней системы, заскорузлой и медлительной. Суть просочившегося проекта, как мне представляется - именно в этом:
При этом в документе подчеркивается, что федеральные и региональные органы власти не вправе вмешиваться в работу госкомпании. Только Счетная палата сможет проверять ее "в установленном порядке". Фактически госкомпания будет подчиняться непосредственно президенту России.
3. О негативе-1. В упомянутых "Коммерсантом" полономочиях упоминается, что эта компания будет иметь беспрецедентные возможности по распоряжению природными ресурсами. Еслим рассматривать проект Компании в отрыве от всего остального (а целостной информацией мы сейчас не располагаем), это действительно наиболее серьёзная опасность. Вот мой френд moonrainbow пишет:
[...] В сухом остатке, планируется в обмен на сиюминутные инвестиции здесь и сейчас передать в разработку с участием частных компаний главную кладовую ресурсов России, освоить ее в упрощенном порядке как можно быстрее и после этого передать частным компаниям.
Госкомпании и ее проектам предлагаются немыслимые налоговые льготы (отсутствие налога на прибыль и на имущество, выбор, платить или не платить НДС), госфинансирование, вывод из-под требований законодательства в части отвода участков, строительства и освоения, даже право раздавать лицензии по своему усмотрению. Влияние регионов сводится к нулю, они даже деньги от этого не получат. И не факт, что получат рабочие места, т.к. право завозить и давать гражданство иностранцам в упрощенном порядке там тоже прописано.
И самое главное: через пять лет проекты передается в эксплуатацию заинтересованным частным компаниям.
(и ничего не сказано насчет того, будут ли они после этого все же платить налоги в полном объеме или нет) [...]
Частично я с ним согласен, по поводу бесконтрольности распоряжения природными ресурсами. Этот момент должен быть безусловно учтён. А также по поводу будущего статуса собственности тех проектов, которые привьются и будут признаны успешными. Если их сразу же будут ускоренно передавать "частникам" - получится непонятно что, с непонятными для страны итогами.
А вот что касается "немыслимых налоговых льгот" - так это как раз огромный плюс для дальневосточных проектов - иначе (на общих основаниях) дать решающие преимущества для развития восточным экономическим субъектам не получится. "Влияние регионов" - штука тоже сомнительная, т.к. каждый регион тянет в свою сторону, и если какой-л. проект касается многих территорий, то путного ничего не выйдет, из-за бюрократического торможения. Так было и раньше, и сейчас придётся идти на это. Хорошо, что хотя бы это поняли.
4. О негативе-2. Если отталкиваться от огромного количества полномочий будущей Госкомпании, а также от факта подчинения её Президенту страны напрямую - то личность руководителя и его команда тут приобретает решающее значение. Подчёркиваю: даже не список его полномочий, а именно личность и воззрения этой личности на смысл исполняемого им дела. В России всегда так: "закон, что дышло" - то есть, повернуть мощные полномочия можно будет в разные стороны. Это надо сразу иметь в виду.
Одно дело, если руководитель Госкомпании будет государственник и технократ (а в особенности, живший там и знающий её особенности, а не столичный засланец). И совсем иное дело, если он будет одержим либерально-монетаристскими догмами, которые принципиально неприменимы ни к северным, ни к восточным территориям. И тогда дело заведомо швах - если, к примеру, у руля будет стоять либерал Шувалов, "сосланный" туда от того, что подмочил свою репутацию в столице. Шуваловы и Ко дальневосточное дело загубят вполне гарантированно, вне зависимости от набора полномочий.
5. О советской истории в этой связи. Набор полномочий и идеология построения Госкомпании, озвученные "Коммерсантом", сильно напомнили мне сталинское АКО (1927-1952) - с поправкой, конечно, на современные методы влияния и структуру собственности. Я думаю, составители этого проекта руководствовались в том числе, и этим интересным опытом.
Мало кто знает, что в сталинском СССР были огромные территории, фактически выведенные из системы органов "нормальной" Советской власти. Это как магаданский Дальстрой, так и северо-сахалинские территории. И конечно же, камчатское АКО - контролировавшее территорию около 1 млн. кв.км (Камчатка + Чукотка + Охотск и т.п.). Напомню его структуру тем, кто не в курсе:
[...] АКО выполняло не только операции торговых органов, но и функции советской власти.
Учредители:
- Народный комиссариат внешней и внутренней торговли СССР — 100 акций.
- Народный комиссариат торговли РСФСР — 40 акций.
- ВСНХ СССР — 40 акций.
- ВСНХ РСФСР — 160 акций.
- Далькрайисполком в лице краевого Совнархоза — 35 акций.
- Госторг РСФСР — 40 акций.
- Акционерное общество «Совторгфлот» — 25 акций.
Главное правление АКО находилось в Хабаровске. Структура АКО включала в себя Главное правление АКО (Хабаровск), Главную оперативную контору (Владивосток), контору в Петропавловске-на-Камчатке, контору в Охотске, представительства в Москве, США и Японии. [+]
Как видите, аналогия экономической зоны с особым режимом законодательства очевидна. Что позволило сделать тогда АКО, в масштабе страны? Удержать территории, в обстановке неопределенности, и слабости в тех районах центральной власти. И не только это, но и реально развить их - в хозяйственном смысле. Сеть рыбокомбинатов тогда была раз в 8-10 больше, чем сейчас осталось на Камчатке, и много продукции шло на экспорт, позволяя Советскому Союзу добывать ценную валюту для закупки оборудования для новых предприятий в процессе индустриализации.
Я приехал на Камчатку работать в сентябре 1985-го - в КГТУ Госснаба СССР, в территориальное управление, и успел ещё застать четырех АКО-шников, которые помнили те времена. Всем им тогда было уже под 60, и хотя они уже заработали камчатскую пенсию, но ещё работали. Хорошо помню, как они все дружно вздыхали о тех "вольных" временах - и все четверо проклинали "подлеца Хруща, которые забрал наши законные два.ноль". Это случилось в 1960 году, когда после дальневосточной поездки Н.С. Хрущев ликвидировал часть АКО-шных льгот для жителей Камчатки. А льготы были беспрецедентные, и позволяли иметь людям, выбравшим нелегкий труд на Крайнем Севере, намного более высокий уровень жизни, чем в Европейской части страны и в Сибири. И это было справедливо, и позволяло заселять и закреплять восточные территории. [немного о том времени в тех краях]
Сейчас льготы практически исчезли, или почти полностью обесценились - так что решать этот вопрос придётся. И на высоком государственном уровне, если не хотим потерять Дальний Восток и Забайкалье. Кстати, в наборе прав будущей Госкомпании этот вопрос прямо перечислен.
6. Крайне сомнительным также представляется выбор Владивостока как центра Госкомпании. Мотивация-то предельно понятна: во Владике сейчас есть всяческая VIP-инфраструктура для привыкших к комфорту столичников + близость и удобство сообщения с Китаем, Японией и Южной Кореей. Однако вряд ли это важно для осуществления функций госкомпании. Ведь, по сути, нужно, чтобы она была ориентирована на внутреннее развитие территорий, а не на выкачку ресурсов на зарубежный Восток. А Владивосток будет провоцировать нестойких именно на это.
Я бы предложил Читу, Хабаровск или Комсомольск-на-Амуре (особенно правильным был бы Комсомольск - сочетание высокотехнологичных производств + аэропорт + суровый климат, не позволяющий ни на день забывать о специфике территорий).
7. В целом, нужно дождаться более подробной информации и тогда уж верещать. Пока что - по сути ничего не понятно. Много потенциальных опасностей, но много и потенциальных преимуществ.
Но, главное звено, на мой взгляд, всё равно остаётся - это личность руководства и команда. Одним абстрактным "Законом" на гигантских территориях обойтись не удастся, как наивно полагают "столичники", так что личность и её воля к действиям неизбежно приобретут решающее значение. Так было при царе, так было при СССР, и нет никаких оснований полагать, что сейчас будет иначе, если власти действительно решат взяться за эту колоссальную проблему.
Journal information