В этом посте я покажу два смоленских авиационных монумента, гармонично (и живописно!) вписанных в окружающее пространство и содержащихся в образцовом внешнем состоянии. Это Як-42 на севере, близ авиазавода и Ту-16 на юге города, подарок 46-й воздушной армии жителям города. Кроме этого, сюда же вошёл комплекс зданий САЗа (авиазавода), военной академии ПВО и ворота аэродрома "Северный", куда 10.4.2010 направлялся небезызвестный Лех Качиньский со свитой.
Самолёт-памятник Ту-16 в Смоленске
2. Монумент Як-42 находится на развилке улиц Фрунзе и Кутузова на севере города и красиво вписан в сквер между двумя шоссе. Смотрится живописно не только вблизи, но и издалека, с машины - когда подьезжаешь с центра.
3. Именно этот самолёт находится тут не просто так - это продукция Смоленского авиазавода (САЗ), тут он производился. Не только он, конечно - ещё и много более распространённый Як-40, но эта модель - визитная карточка завода советской эры. За самолётом - скверик, потом заводские жилые дома, а ещё северней - аэродром. Завод находится к северо-востоку.
4. Можно проехать по ул. Фрунзе дальше - там управление авиазавода.
5. Стела с названием завода. Сейчас он новые самолёты, увы, не строит, а занимается только авиаремонтом.
6. Ещё дальше - улица упирается в главную проходную аэродрома "Северный" (не снял, очень уж там было людно-охранно), а можно ещё и проехать вбок - ко второй проходной. Вот она, на фото. Именно сюда летел Лех Качиньский и Ко - отсюда до Катыни полчаса "кортежным" ходом, очень удобно и быстро. Как мы знаем теперь из новейшей истории, "быстро" у них не получилось. Но зато у Польши возник новый объект для поклонения, о котором речь пойдёт в следующей серии цикла.
7. В другом районе Заднепровья, на северо-западе города, находится целая полноценная академия - Военная Академия ПВО им. маршала Василевского. Это отличает простой областной Смоленск от других облцентров, так как военные академии России находятся только в Москве и Петербурге. Как и почему она тут "прописалась" в итоге, мне и самому не совсем понятно. Однако, это факт.
(дополнение: оказывается, сейчас полноценные военные академии есть также в Твери и Костроме - получается три облцентра)
8. Академия ПВО занимает весьма большой квартал, с востока замыкаемый вот этим монументальным зданием недавней постройки.
9. Внутри там тоже много интересного, вдоль плаца и внутренних строений много техники, хорошо бы зайти и поснимать. Но, увы.
10. Перед главным входом - бюсты. Авиаконструктору Лавочкину.
11. ...Маршалу Советского Союза А.М. Василевскому.
12. При этом, почему-то, Василевский тут гораздо больше похож на Рокоссовского, а формы и относительные размеры орденов тоже вольно "гуляют" - видимо, скульптор не сильно заморачивался точным сходством с оригиналами.
13. Рядом также возвышается зенитная ракета-памятник.
14. И надпись на стеле. Так вот куда было переведено знаменитое "гагаринское" училище из Оренбурга! (а то я помню, оренбуржцы сильно возмущались отнятием у них этого уважаемого учебного заведения и его ликвидацией).
15. И, наконец, самый красивый авиапамятник Смоленска - средний бомбардировщик Ту-16, подарок 46-й воздушной армии дальнего действия РГК.
16. Он тоже находится на развилке, правда, не такой оживлённой, как на севере - ул. Багратиона и 1-й Краснофлотский пер.
17. Установили его в центре зелёного сквера у жилого района, очень живописно.
18. Надпись на самолётном постаменте.
19. Тут гуляют мамы с колясками, бегают дети постарше, в общем, место отличное. И сквер немаленький. А вот когда его поставили, не сказано.
20. В общем, у нас есть не только алчные пидарасы, озабоченные лишь баблом (= московская зона аэропортов), но и другие люди, гораздо внимательней относящиеся к технической истории своей страны. Да, Россия большая и разная. Это факт.
21. Ещё раз посмотрим на Ту-16 и уезжаем на север.
В следующей части мы отправимся снова на север города, за монумент Як-42 и осмотрим зону падения польского Ту-154, разбившегося с высшими деятелями Польши 10 апреля 2010 года.
Продолжение следует
Journal information