В отношении Смоленска это тем более правильно - так как вокзал там очень красив, отличный образец позднего сталинского ампира. Построен в 1949-1951 годах (арх. Б.С. Мезенцев и М.А. Шпотов), на месте разрушенного в войну дореволюционного Риго-Орловского (точней, на месте даже двух вокзалов - но об этом ниже). Расположение - островное, между двух групп магистральных путей.
Ниже - фоторассказ о самом вокзале и его ближайших окрестностях.
Вокзал Смоленск-Центральный в предрассветных сумерках, 1 мая 2012 г.
2. Первый кадр, сделанный мною в Смоленске вообще. Вот таким в предрассветных сумерках, без десяти шесть утра, меня встретил смоленский вокзал.
3. Торцевой фасад здания, обращённый к путепроводу и трамвайному кольцу.
4. Если же обернуться назад, то виден виадук, ведущий в сторону Днепра и пригородного вокзала. И даже чуть-чуть, в левой части снимка, виднеется и Успенский собор - символ Смоленска. Он уже на другой стороне Днепра. Обратите внимание и на асфальтовые дыры - это тоже примета города (кроме центра).
5. Поднимаемся на виадук, идём на юг. Вид на восток, в московскую сторону. Хорошо видна господствующая на этом берегу Днепра ТЭЦ-1.
6. Поворачиваем камеру правее - прямо у линии два храма. Один, белый - XVIII века, Варваринская церковь. А вот второй - это подлинная домонгольская церковь, Петра и Павла на Городянке. Построена была в 1146 году при смоленском князе Ростиславе Мстиславиче, т.е. самый древний храм в Смоленске и один из самых старых, сохранившихся на территории Киевской Руси. Во время польской интервенции около сорока лет пробыл костёлом (с 1611 по 1654 г.). В 1812 году был разграблен французами.
В 1943 году во время боёв за освобождение Смоленска храм снова был сильно повреждён. Реставрирован в 1963 г., с возвращением к первоначальным формам.
В этой связи интересно, что приехавшие туристы сразу стремятся умотать на южный берег Днепра, в историческую часть города, и совершенно не подозревают, что в 3-х минутах от вокзала пешком есть уникальный шедевр. Я в ней на следующий день побывал и с разрешения служителей сделал несколько снимков, потом их покажу в другой части серии.
7. С другой стороны - пригородный вокзал. С этй стороны расположены и платформы отправления пригородных поездов и электричек.
8. Вот снимок пригородного вокзала с южной стороны. Он был построен намного позже, и вызывает уважение, что архитекторы не пошли по пути соооружения унылой бетонной говнокоробки, а спроектировали его в стиле и формах главного вокзала.
9. А мы снова поднимаемся на виадук и возвращаемся обратно. Вот вам вид на главный вокзал - уже в яркий солнечный день. Как видите, он и вправду стильный красавец - все гармонично, пропорционально и соразмерно. Глаз радуется!
Немного истории.
Поскольку этот вокзал послевоенный (1951 г.), то его предшественниками были не один, а сразу два дореволюционных вокзала - Риго-Орловский и Александровский (Московско-Брестский). Изучая вопрос, я прочёл, что оба здания - Риго-Орловского и Александровского вокзала - были соединены аркой с часами, однако такого изображения нигде не нашёл. Что же касается этого вокзала, то по моему предположению, он построен на месте именно Риго-Орловского.
Железная дорога через Смоленск прошла в 1868 г. (Риго-Орловская), а из Москвы на Брест и Варшаву - в 1870, так что это место уже давно стало ж/д узлом.
Как же выглядели утраченные в Великую Отечественную войну вокзалы?
10. Риго-Орловский найти сравнительно легко.
11. Вот он же, крупно, перед Первой Мировой. Тоже красавец!
12. Он же, в 1942 г., во время немецкой оккупации, Smolensk Hbf. И без довоенного козырька.
13. Однако со вторым царским вокзалом - Александровским - хуже. Ничего нормального не нашёл, увы, на смоленском форуме выискал только вот этот плохонький снимок. И не нашёл ничего, что показывало бы, как оба вокзала соединяются аркой. Как я понял, он находился с северной стороны путей.
14. Ладно, возвращаемся в наше время. Вид с виадука на север - на возвышенный холмистый район Заднепровья, с жилым микрорайоном. Хорошо виден вокзальный асфальтовый "остров" и обе группы путей.
15. Транспортное решение доступа к вокзалу тут тоже довольно оригинальное. Поскольку вокзал - это остров, то к нему от путепровода проложена дорога и трамвайное ответвление на 1 остановку, а внизу - трамвайное кольцо и тупиковая стоянка машин и такси. На кадре как раз виден разворачивающийся трамвай маршрута №4.
16. Южный, парадный, фасад вокзала. Надпись станции дублируется и на латинском (Smolensk). Фонарные столбы тоже сохранены оригинальные, сталинские.
17. Взгляд обратно, в сторону ТЭЦ-1 и Москвы.
18. Павильоны входа в подземный тоннель - в общем ампирном стиле вокзала.
19. Фасад вокзала с западной, минской, стороны. Декор сверху я тоже снял крупно, но снимки почему-то размазались, что я обнаружил слишком поздно. Поэтому пусть будет хотя бы общий вид.
20. Памятные доски о Калинине и Коллонтай.
21. Фасад вокзала с восточной московской стороны. Здесь главный вход.
22. Привокзальный мини-фонтанчик также очень колоритен.
23. Памятная доска на восточном фасаде. Кстати, если исторический город на южном берегу Днепра немцы захватили с ходу (16 июля), то на северном берегу реки - у вокзала и в Заднепровье, ожесточённые бои в июле 1941 г. шли больше двух недель, и тут немцы были существенно задержаны и вынуждены были взять затем оперативную паузу, перед последующим наступлением на Москву.
24. Заходим внутрь, в кассовый зал. Тут тоже выдержан облик эпохи сталинского ампира.
25. Центральная колоннада зала ожидания.
26. Выглядит чрезвычайно стильно, фото не до конца передаёт колорит интерьеров. В конце - рамки, по медведевскому поветрию.
27. Северный колонный зал, здесь висит картина "Ленин и Ходоки".
28. Вид на колоннаду.
29. Южный колонный зал.
30. Тут висит уже фронтовая картина - "Отдых после боя".
31. Ампирные люстры тоже хороши.
32. Колоннада в искусственном освещении (рано утром).
33. Про своего всемирно известного земляка смоляне помнят, плакаты везде - не только в городе, но и на самом вокзале.
34. Ну и для порядку - расписание в одну сторону. Оно по сравнению с позднесоветским временем поредело где-то в полтора раза, а с временем 10-летней давности - примерно на 20%. Но всё равно, пока ещё немало поездов.
Часть 1 - Смоленск авиационный
Часть 2 - Смоленск и польский самолёт
Часть 3 - Ж/д вокзал и станция
Продолжение следует
Journal information