В лесах Новгородской области
Карта-схема поездки. Цифрами отмечены посещённые точки, синим пунсоном - место ночёвки (Старая Русса), красными - места остановок на местности. Великий Новгород забыл сразу обозначить, и поэтому он получил номер 1а.
Из Питера выехали в начале восьмого утра, но страшные пробки на Московском шоссе (задержавшие нас на 3 часа) привели к тому, что в первый запланированный пункт - Мясной Бор - мы прибыли только около часа дня. Там же произошло соединение с московской частью группы, которая ждала нас почти четыре часа.
2. Первая остановка - мемориал Второй Ударной армии близ населённого пункта Мясной Бор. Именно здесь весной 1942 года развернулись драматические события, приведшие в итоге к уничтожению армии, и недалеко от этих мест, в нескольких км, сдался немцам командующий армией генерал Власов. Что, конечно, не отменяет мужества и стойкости бойцов и командиров Второй Ударной.
3. Следующий пункт - Великий Новгород. Позитивный и солнечный город, и день под стать.
4. На волховской набережной с Торговой стороны новгородцы поставили фальшивый парусник, прям как в Питере. Выглядит, если честно, довольно смешно :-)
Про Новгород Великий постараюсь рассказать отдельно, если смогу по времени выделить - очень позитивная фотосессия там получилась.
5. Следующий пункт - город Старая Русса, южней озера Ильмень. Он настолько суров и строг, что "Жигули" там, как ни в чём не бывало, стоят рядом с довоенными танками Т-26, которые охраняют и посейчас покой новгородских болот.
6. "Ночь Музеев" нас застала в музее Северо-Западного фронта в этой самой Старой Руссе, где в связи с днём (точней, ночью) проводились различные мероприятия.
7. А вообще, Старая Русса меня сильно удивила - в хорошем смысле, и получилась позитивным открытием (а они всегда приятны). Город, с одной стороны, потрясающе аутентичен и картинен, как будто бы прямо сегодня сошёл со снимков Прокудина-Горского. С другой стороны, в нём нет разрухи и тлена, характерного для многих депрессивных сейчас городов в глубинке, откуда ушла экономически активная жизнь - т.е. он живой и чистый. С третьей стороны, он потрясающе спокойный по атмосфере, и не обсажен назойливыми туриками, как суздали-владимиры. Тут даже опера и гопники ленивы и умеренно доброжелательны. И нет никакой фальшивости и лубка - он совершенно подлинный.
В общем, я сделал вывод, что сюда надо обязательно вернуться и посетить сей град поподробнее. Совершенно неверно, что я тут раньше не бывал и про него практически ничего не знал.
8. На следующий день, после ночёвки в Старой Руссе, мы двинулись на юго-восток, в сторону Демянского котла. Первая остановка - на воинском кладбище десантников в районе Рамушевского коридора.
9. Следующая остановка - осмотр огромного немецкого военного кладбища, на стыке трёх районов Новгородской обл. Тут к нам присоединился командир поискового отряда "Демянск" Анатолий Степанович Павлов (на кадре - справа), поэтому всю информацию о военно-историческом контексте этих мест и современной поисковой работе можно было узнавать из первых рук. Слева на снимке - onepamop, в центре - Баир Иринчеев ака karhu1977.
10. Ритуальная культура у немцев принципиально иная, чем у славян (плюс естественные ограничения на символы, т.к. кладбище находится в стране, где они воевали в качестве агрессоров), и этому тоже, скорей всего, будет посвящён отдельный пост - тем более что за 2 недели до этого я посетил аналогичное кладбище и под Смоленском, вместе с sirjones.
11. Следующая остановка - уже в районе фронта Демянского котла. Мемориал воинам 1-й Ударной армии СЗФ (про него немного подробней вот тут).
12. Анатолий Степанович (в центре) рассказывает о боях в этом секторе и отвечает на вопросы.
13. Остановка в следующей точке. Так же, прямо на местности, показ и рассказ про действия советских и немецких войск в 1941-42 гг.
14. Заезд на воинское кладбище и мемориал южней Демянска. Найти его непросто - он находится в глуби лесов, не на дороге.
15. Местная бабушка - смотрительница этого кладбища, которая ухаживает за могилками и присматривает за металлом, на который порой могут позариться лихие людишки. К сожалению, там не записал её ф.и.о.
16. Железное дерево из копа, выуженного из израненнной земли.
17. Автор, на этом же месте.
18. В Демянске был обед в столовой (которая, к моему изумлению, оказалась заповедником советских стаканов, о чём напишу отдельный постик) и немного передыха. Чуть успел и прогуляться.
19. Заезд на станцию Лычково (на фото - вокзал). Тут сразу за линией ж/д долгое время проходила линия фронта, в 1941-43 гг, но не этим она "прославилась".
20. В начале августа 1941 года тут произошёл печальный инцидент - стоящий на путях станции санитарный эшелон с ленинградскими детьми, эвакуированными из города на Неве (ещё до начала блокады) был разбомблен немецкой штурмовой авиацией, погибло несколько сотен детей. Кроме того, летчики люфтваффе затем обстреливали ещё и другие группы детей, которые были сосредоточены на привокзальной пл. Лычково и около неё. В общем, крайне зверская история. В память о ней и был поставлен этот памятник, погибшим от штурмовки ленинградским детям.
21. Заключительная часть поездки - местечко Каменная Гора, далее которого немцы уже не смогли продвинуться (в Валдае они уже не были).
22. Затем, поскольку мы превысили все сроки и дедлайны отбытия, началась гонка за московским поездом (московская часть группы должна была погрузиться на него в 21.20). В Великий Новгород к месту погрузки мы уже никак не успевали, поэтому помчались на Чудово - это следующая остановка поезда. Поскольку перегон Новгород - Чудово поезд идёт медленно, мы успели и москвичей на поезд добросили, за 35 минут до его прибытия сюда.
23. После чего поехали в Питер, по глобальным пробкам московской трассы. К счастию, планшет с Яндекс-картами и пробками тут очень сильно пригодился и доказал свою полезность - мы по нему виртуозно объехали в пол-первого ночи самую глобальную 2-часовую пробку у Ям-Ижоры, уйдя вбок на бетонку, через Форносово и далее прибыли в город Петра без происшествий, около 2 часов ночи.
В целом, поездка получилась очень интересной, несмотря на очень позднее прибытие обратно. Всем участникам спасибо за компанию.
Journal information