Смоленский трамвай
2. Для начала - карта транспортной сети города. Сам город очень компактен, относительно своего населения.
Итак, что в Смоленске имеется из общественного транспорта?
1) Автобус и маршрутки (на 90% преимущественно маршрутки)
2) Троллейбус (две линии в южной части города, причём не заходящие в центр)
3) Трамвай (на настоящий момент осталось четыре линии). Ведёт свою историю с 1901 (!) года - на 6 лет старше петербургского.
Если объективно - трамвай сейчас находится в депрессивной стадии развития. Когда-то, в период пика (1987) тут было аж 14 маршрутов, но в течение 1991-2010 шла постепенная деградация системы линий. Один из решающих этапов - сняли рельсы на одном из днепровских мостов и на Большой Советской (2001), прямой и быстрый путь из центра на вокзал и авиазавод, затем сняли ещё ряд ответвлений. Сейчас же, на моих глазах, снимали следующий участок - южный сегмент "четверки" до Рославльского шоссе (на карте показано жёлтыми стрелками). На вагонах - ещё старые таблички, что сбило меня с толку, а трамвай ходит по-другому. Предупреждающих надписей о смене конечной нет.
3. Вид табличек остановки автобуса. Частные маршрутки включены в расписание и стыдливо тут именуются "привлечённым транспортом".
4. В основном маршрутки выглядят вот так. Но есть и Газели, и Пазики нового образца, и другие марки. Ходят часто, и как я понял, основная нагрузка в городе - именно на них. Примерно около 11 вечера всё вымирает, после уже надо ловить такси.
5. Вид табличек остановки трамвая. Трамвай тут тоже около 11 вечера замирает - где немного раньше, где чуть позже.
6. Трамвай в Смоленске по возрасту делится на 2 категории. Есть новые вагоны 71-623 (на настоящий момент стали составлять примерно 1/4 общего парка).
7. А 73-75% парка - старые вагоны. Изношенность части вагонов высокая. Но в самые последние годы (2010-11) началось обновление, см. фото 6.
8. Вид внутри вагона.
9. Ещё вагончик из старых, идёт в районе пл. Победы.
10. Зачастую на вагонах красуется ещё прошлогодняя реклама и окраска.
11. Внутри старой "четвёрки".
12. На второй день пребывания я решил протестировать трамвай по самой длинной линии и проехал с юга на север. Самый длинный маршрут - "четверка", и поскольку рельсы с Большой Советской сняты уже давно, то он идёт причудливым маршрутом, уклоняясь к западу, из конца в конец аж 61 минуту. То есть, больше часа. Здесь - вид на северной конечной (микрорайон на ул. Еременко).
13. Состояние линий тоже так себе, видно, что у властей города явно не хватает финансов и/или должного внимания на инфраструктуру.
14. Линия уходит к авиазаводу, а затем поворачивает на юг, к центру.
15. Затем она петляет вдоль берега Днепра, и мимо Колхозной пл. идёт на западный мост, вот этот. Он остался единственной трамвайной связкой города.
16. Вид на мост с южной стороны. Вдали видны холмы и жилые кварталы Заднепровья.
17. А это самая южная трамвайная точка города - остановка на ул. П.Алексеева. Трамвайное кольцо.
18. Посколько я сильно удивился тому, что "четверка" ушла не туда, то прошёл пешком по сегменту, где она должна была бы ходить, вдоль Рославльского шоссе.
19. Прямо на моих глазах рельсы демонтировали.
20. И выглядит снятый участок сейчас вот так. В общем, печально - деградация сети видна очень наглядно. Не знаю, что город планирует дальше с ней делать. А может, это была просто реконструкция участка - но нигде ничего не написано.
[смоляне в комментах пищут, что всё-таки реконструкция]
21. Затем прошёл обратно, и завернул направо - мимо трампарка, где стояли снегоуборщики (или просто уборщики?).
22. Вид поближе.
23. Подвиды какого-то другого назначения.
24. На территории парка стоял даже старина РВЗ-6, но как я понял, он сейчас не на линии. С более удобного ракурса снять не получилось - вахтер, завидев меня с зеркалкой, забеспокоился и начал орать, что это секретный объект, и снимать нельзя. В общем, более мелкий и незаметный фотоаппарат тут бы лучше прокатил.
25. И, на десерт - образцы билетов. Один трамвайный, второй - маршруточный (почему-то с маркировкой из Москвы).
В общем, трамвайная сеть в Смоленске сейчас в проблемном состоянии, причины же не вполне понятны. Это может быть и голодный финансовый паёк, малый бюджет, не позвояющий нормально содержать большую и разветвлённую сеть советского времени; и системное невнимание городских властей к этому виду транспорта. Местные, наверное, точней подскажут, почему. А троллейбус я видел, но сразу не снял, посчитав ракурс невыгодным против света, а потом они мне уже не попались. Так что их тут не будет :-)
Часть 1 - Смоленск авиационный
Часть 2 - Смоленск и польский самолёт
Часть 3 - Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности
Часть 4 - Колорит и характер города
Продолжение следует
Journal information