А что такое лох, если формализовать его признаки? Это человек:
- с наличием внутреннего азарта, лёгкий на подьём;
- с полным отключением критического мышления и частичным подавлением здравого смысла;
- доверчивый, с готовностью к "бесплатной" халяве.
Таких людей в любом современном обществе около 5-7% - это немалый слой. Их и окучивают. Однако 18-19 лет назад всё было гораздо хуже и глубже, потому что у инфантильного позднесоветского человека был отключен иммунитет к проявлениям "новой России" и он не имел ещё внутренних противоядий против комбинаций с использованием "тяжёлой артиллерии" - легальных средств рекламы с помощью якобы солидных газет и промывания мозгов в коммерческом смысле. Газета в советском сознании воспринималась как безусловный носитель авторитета, чем жулики раннеельцинского капитализма и пользовались (в отличие от стран классического капитализма, где эти аферы состоялись ещё 120-140 лет назад). Так что тогда слой, который можно было окучить, составлял не нормальные 5%, а до четверти населения - то есть можно было развернуться намного шире.
* * *
Разумеется, пирамиды начали издавать свои газеты, нанимая журналистов, страдавших от малоденежья. Я посмотрел по газетной коллекции - самой первой газетой по хронологии была газета "Гермес". Это август 1993 года - ещё за полтора месяца до расстрела Белого Дома. Делались первые шаги, ещё только нащупывался новый понятийный аппарат для облапошивания лохов - газеты 1993-го ещё несли "советский стиль" общения с читателем. Этот стиль будет быстро отключен и весной 1994-го мошенники-пирамидчики будут смело использовать уже гораздо более наглые приёмы (МММ, Русский Дом Селенга, АВВА и т.п.), не опасаясь реакции властей, занятых дракой внутри себя.
А как всё начиналось в Новой России (которой всего 20 лет и она совсем молодая, как сказал наш экс-президент) - посмотрите по этим сканам.
2. Интервью главного "пирамидного" начальника Гермеса.
3. Анкета - для создания обстановки доверия с читателем и якобы учёта его нужд.
4. Выработка новояза на основе старых советских понятий, которым ещё по инерции доверяли. Летом 1994-го эти лозунги уже не будут работать. Обратите также внимание на отрывок, взятый в красную рамку. Тоже способ создания доверия и отключения критического сознания у потенциальных лохов, кем тогда массово являлись наивые бывшие советские граждане.
5. Показ серьёзности намерений и действий пирамидчиков, путём апеллирования к международному авторитету.
6. Центральный разворот газеты. Обратите внимание, что пока используется силуэт СССР, а не РФ. Он тогда был намного более привычен сознанию.
Вот так оно всё начиналось - в Новой России (тм).
Journal information