Вагон является частью музейной экспозиции, использовался Верховным в военное и послевоенное время, начиная с 1941 года. В частности, Сталин именно на нём совершал поездки на Крымскую конференцию (февраль 1945) и на Тегеранскую - до Баку литерным поездом, далее самолётом (осень 1943). То есть, вагон непосредственно связан с важнейшими событиями истории СССР и Второй Мировой войны в целом. Был передан в горийский музей Сталина Северо-Кавказской ж.д. сравнительно недавно - только в 1985-м, уже перед Перестройкой.
Ниже - немного снимков интерьеров вагона.
Салон-вагон И.В. Сталина в музее г. Гори
2. Входная площадка вагона. Обратите внимание на художественное литьё, близ поручней.
3. Купе и походный рабочий стол И.В. Сталина.
4. Комната для совещаний.
5. Настенные часы.
6. Видимо, или купе охраны или купе проводника.
7. Умывальник и душ с местом для того, чтобы присесть при омовении.
Об аутентичности представленных предметов судить затрудняюсь, однако рискну предположить, что основные конструкционные элементы вполне аутентичны (отделка, конструкции купе, осветительные приборы, часы и т.п.). Что же касается более мелких предметов (стулья, сантехника и т.п.), то они, скорей всего, просто подобраны из сходных предметов той эпохи. Во всяком случае, старых снимков сталинского салон-вагона я нигде не встречал, сравнить не с чем.
О дальнейшей судьбе этого исторически ценнейшего вагона, важного артефакта истории СССР, я думаю весьма скептически. Дело в том, что сейчас саакашвилевские клевреты - в русле модного "евроатлантического" выбора - собираются радикально реновировать и реэкспозировать музей Сталина, превратив его в "музей оккупации", и вагон легко может пасть их жертвой. Т.е. для тамошних деятелей, в принципе, он не представляет никакой ценности и вполне может быть отправлен в ближайшем будущем на слом.
Самое лучшее было бы этот вагон у грузин выкупить, и поставить в ж/д экспозиции на Поклонной горе или в Сталинграде, где Сталин на нём делал остановку по пути в Тегеран - это было бы очень мощное решение, а экспонат бы пользовался огромной популярностью. Но это тоже из области невероятного, в силу строго антисоветской ориентации нынешней элиты. Наши российские деятели также никак не заинтересованы в таком артефакте - история Советского Союза сейчас не является тем предметом, свидетельства которой надо, в глазах нынешних рыночных хряков, сохранять. Вот если бы речь шла о дореволюционной истории, скажем, вагоне Столыпина, тогда бы наши власти не поскупились и лезли бы из кожи вон. А тут - нет, не то и не о том...
Но пока ещё вагон жив и цел, что я и показываю.
Journal information