(в) Многие эстонцы боятся, что большой русский медведь наложит на них свою лапу. Вы работаете в Силламяэ, под боком у медведя. Вы не боитесь русских танков?
(о) Как эстонец я много чего боюсь, но не того, что придут танки. Даже если мы тронем русского медведя — своими высказываниями, оскорблениями, провокационными решениями — даже тогда нечего бояться танков. Я испытываю страх потому, что если мы не сможем обеспечить молодым и амбициозным людям достойную жизнь и дать им конкурентоспособную зарплату, то они уедут туда, где лучше.
Глобализация для Эстонского национального государства представляет более серьезную опасность, чем русские танки.
(в) Почему тогда о них говорят?
(о) Когда политики говорят о танках, то они это делают не из страха, а для того, чтобы устрашением собрать голоса. Скорее, надо бояться того, что наша экономика останется без возможностей большого и богатого российского рынка, жизнь у наших людей становится все хуже, они вынуждены покидать Эстонию.
(в) Часть уже уехала. Их возвращение реально?
(о) Конечно. Я разговаривал со многими образованными молодыми людьми, которые уехали. Они говорят, что вернулись бы домой, если бы у них тут была хорошая работа. Наша самая большая проблема — отсутствие постоянной работы. Ее вынуждены искать за границей. Это трагедия для семьи и детей. И плоды этого мы будем собирать позже. [+]
Весьма адекватно мыслит, если брать по интервью. И неполиткорректно, по нонешним временам.
Выводы бывшего премьера очень коррелируются с теми, что и я высказывал, об обезлюживании Прибалтики и массовой трудовой эмиграции - например, если взять весенний пост "Население Риги", где было очень жосткое бурление говн, особенно со стороны русскоязычных латышизированных местных националистов. Их вполне можно понять - у них нет иного выхода, чтобы заработать достойную пайку в национальном государстве - как лишь только пытаться быть большими латышами, чем сами латыши.
А проблема обезлюживания "новых национальных государств" в углу Евросоюза, откачки оттуда активного населения в огромных процентных масштабах - она-то всё равно актуальна, и это понимание постепенно распространяется и на бывших отмороженных националов.
Journal information