* * *
Однако "девичья фамилия" этой лодки - SS-418 (USS Thornback), и была она одной из "кошачьих акул" папаши Локвуда. Вот "серые волки Атлантики" папаши Дёница всемирно известны, и в представлении не нуждаются - террор против судоходства союзников они успели навести неслабый, и отвлекли тем самым на себя колоссальные ресурсы. А много ли наш средний читатель, даже и образованный, знает про таких же серых волков, наводивших террор на судоходство, но на другом океане? Как показывает моя практика, почти нет.
Меж тем, американцы тоже развернули, примерно к 1943 году, свои "волчьи стаи" подлодок (копируя методы Дёница) - но против японцев, и работали весьма эффективно. Для справки, кто не в курсе: подводные силы на Тихом океане под командованием адмирала Локвуда потопили за время войны 1 японский линкор, 8 (!) авианосцев, если считать вместе с "Синано", 3 тяжёлых крейсера, 8 лёгких, множество эсминцев. Но самые чувствительные удары тогда понесло торговое судоходство и снабжение японских баз на островах - питомцы Локвуда отправили на дно 1152 судна общим тоннажом около 4,8 млн.брт.
Вот вам и "невоевавшие пиндосы", "сравшие в душистых туалетах тушонкой, в то время как...". Да-да. Так что к любому сопернику или оппоненту нужно относиться адекватно и уж точно стараться его специально не дебилизировать. Иначе это потом ударит бумерангом по самим. И нужно помнить, что американская школа подводного судостроения весьма мощная и создала за годы развития и войн своих героев, свои подходы и методы. Так вот, воевавшая в водах Японии в составе "волчьих стай" локвудовская лодка - невероятно - но есть и на территории Евразии! Стоит себе преспокойно в водах Золотого Рога, с видом на стамбульские минареты.
Давайте её сейчас и посмотрим.
Американская лодка, воевавшая с Японией, сейчас стоит как музей в Стамбуле. Но уже турецкий :-)
Лодка сейчас пришвартована к причалу музея Rahmi M. Koç, и хотя и является частью музея, но билет туда надо брать отдельный и там соблюдается весьма жёсткий режим, весьма контрастирующий с остальной музейной территорией. Ну то есть, впереди и сзади специальные люди сопровождают группу, не давая ей "растечься по отсекам", задержаться и осмотреть что-то специально и вдумчиво возможности нет, сама экскурсия идёт быстро и поэтому хороший фотосет с обзором всех отсеков (без набитой толпы - группа около 20 чел.) сделать практически невозможно. Поэтому, тут будут только фрагментарные снимки, увы.
2. Общий вид лодки с золото-рогского парома.
3. Билет в музей (вверху) и билет на лодку (снизу). За лодку - ещё 10 с лишним лир сверху.
4. Турецкое обозначение лодки, с 1971. Родное же было, повторюсь - SS-418.
5. Воевала лодка сравнительно немного, но всё же отметилась. В октябре 1944-го она зачислена в состав флота, затем - в начале 1945-го - вышла из Коннектикута на Тихий океан, через Панамский канал - где умудрилась получить повреждение при проходе. В мае прибыла на главную базу Тихоокеанского флота в Перл-Харбор. В июне достигла передовой базы в Гуаме, где приступила к боевой службе в составе одной из "волчьих стай" подводных сил Локвуда. Активная боевая фаза у неё длилась в июне - августе 1945-го, где она успела отметиться торпедированиями японских транспортов. После окончания войны в 1946 г. была выведена в резерв, однако в 1953 г., после переоборудования, была снова возвращена в строй. Турки же её купили в 1971-м, а привели к себе - в 1973-м.
Лодка принадлежит к классу Gato/ Balao/ Tench - которых было построено в войну более 200 штук.
6. Рубка очень высокая, непривычно даже высокая и узкая. Я привык к советской и немецкой школам судостроения, и познакомиться с американской было весьма интересно. Там всё по-другому.
7. Вот вдали стоит человек, который контролировал группу сзади. По виду - отставной офицер, больно уж повадки были похожи.
8. Проходы из отсека в отсек не круглые, а овальные - тоже существенное отличие от европейцев. Не знаю уж, как это сказывалось на эффективности герметизации отсеков и борьбе за живучесть, если что.
9. Гальюн.
10. В командирской каюте.
11. Проходим через отсек с каютами офицеров в центральный пост.
12. В центральном посту (справа тот самый человек, который замыкал группу). Я шёл всё время последним, чтобы хоть как-то снимать без налезшей толпы, но он пережидал 3-4 минуты и периодически вежливо меня просил покидать отсек и присоединяться к группе.
13. Управление рулями.
14. Старался снимать и эргономику приборов. К счастью, более половины приборов осталось родных американских с английскими надписями, в основном, как я понял, периода реконструкции лодки (1953 г).
15. Глубиномер (как видите, шкала до 165 м) и прибор, показывающий дифферент лодки.
16. Ещё центральный пост.
17. Приборные шкалы очень понятные и читаемые издалека. В общем, эргономика мне понравилась.
18. Ещё ЦП.
19. Камбуз.
20. Кают-компания. Да, вот ещё что: американская лодка Второй Мировой сильно отличается от немецкой аналогичной лодки пространством. Его там раза в 2 больше, чем на немецкой, предельно набитой начинкой. И обитаемость у американцев была намного лучше. Сама лодка примерно в полтора раза больше "девятки", и более, чем вдвое - "семерки". Примерно равна XXI проекту, однако всё же тут попросторней. Думаю, это связано с тем, что американцам было в океане вольготней - против них не работал весь остальной мир, а только бедолаги-японцы, у которых хлопот было и без того много. Так что противолодочная борьба локвудовским питомцам доставляла намного меньше проблем.
21. Отсек с каютами офицеров.
22. Умывальник в офицерском отсеке.
23. Приборы (дизельный отсек)
24. Дизеля на лодке стояли 4 штуки, от General Electric.
25. Ещё вид.
26. Проход в электромоторный отсек.
27. Ручки управления (кто может уточнить - пишите в комменты).
28. На щите управления электромотором.
29. И, наконец, носовой торпедный отсек. Вышел только этот кадр, а потом всех попросили наверх, и я толком не пробрался к торпедным аппаратам (хотя имел намерение).
30. Уходим обратно...
31. Всем посетившим лодку потом на "Фенербахче" выдают вот такой сертификат.
В общем - очень интересно, но быстро и весьма строго. Не остановишься толком, не поснимаешь, не разглядишь детали...
Музей Рахми Коч в Стамбуле:
23. Rahmi M. Koç Müzesi: авто, мото и промышленность
24. Rahmi M. Koç Müzesi: авиа, флот и английский автобус
25. Rahmi M. Koç Müzesi: железные дороги
Остальные посты из Стамбула
Journal information