Если в первой части мы осмотрели Семибашенную Крепость (Едикуле), примыкающую к главному направлению стен, то сейчас давайте выйдем из её пределов и пройдём к Мраморному морю, где обрывалась у берега южная граница византийского Константинополя. Кроме того, в морской воде напротив последней башни, согласно критериям похода, надо омыть руки. Это - начало большого пути.
Мраморное море напротив Мраморной башни. Самая южная точка стен византийского Константинополя
2. Мы выходим из крепости и направляемся к воротам через Стену северней её.
3. Стены тут пребывают в полуруинированном состоянии.
4. Ворота - не музейные, они просто ворота. Функциональные. Для пешеходов и машин, как раньше для карет и всадников. Вот как строили ромеи-византийцы: спустя 1500 лет они всё ещё работают по своему назначению. Вот вы часто проезжаете на своей машине через арки, которым уже больше полутора тысячелетий? А? Только честно? :-)
5. Однако табличка над ними - с арабской вязью. Ставили османы - победители ромеев.
6. За воротами стоят долмуши - верный признак небогатого района. Рядом рукописная табличка с рейсами.
7. А мы спускаемся к морю. Крепость остаётся сзади.
8. Идём мимо старого мусульманского кладбища. Оно как раз напротив Золотых Ворот - ну, почти. Надо заглянуть.
9. Чуть ли не половина надгробий - мраморные. Вот на этом фото - возможно, отец и сын, Ариф и Дурак. Более чем на половине надгробий - дублирование фамилии арабской вязью, которая была государственным языком в Османской империи. Видимо, отец и сын были благочестивыми мусульманами. Впрочем, самые благочестивые стараются упокоиться на азиатской половине Стамбула - она для правоверного турка считается более чистой и правильной, чем нечистая европейская половина (про этот обычай я там слышал аж дважды).
10. Плотность захоронений тут очень высокая. А мы пробираемся средь могил к византийскому рву.
11. Вот и ров за кладбищем. Он тут ещё сохранился, хотя выше - везде давно засыпан под огороды. Именно тут когда-то бегали львы для охраны города и стен, а стены были отвесные. Хорошо видна вторая линия стен, более низких, чем главная.
12. Ров превращён в помойку. Очень удобно, близко выносить мусор.
13. Проходим чуть ниже, чтобы увидеть Триумфальную Арку византийских императоров (точней, её остатки, они с обоих сторон выделяются светлым материалом с очень тщательной кладкой), а посреди - заложенные Золотые Ворота.
14. Если мысленно продлить линию Триумфальной дороги от Золотых Ворот, то куда же она сейчас упирается? Где шествовали императоры с богатыми трофеями? А вот тут и шли - где сейчас устроен шиномонтаж. Этот скромный клочок земли видел Юстиниана, Феодору, Велизария, Ираклия, Константина Багрянородного, Исаака Комнина, Василия Болгаробойцу и других очень серьёзных деятелей. А теперь тут уютно гнездятся старые шины. Как говорится - "сик транзит..."
15. Ну да ладно. Перестанем сильно уж размышлять о превратностях Матушки-Клио и начнём спускаться дальше, оставляя Едикуле позади. Нас ждут волны.
16. Дальше идут просто стены, а подле них - какой-то закрытый ещё с утра парк.
17. Пересекаем прибрежную скоростную магистраль им. Джона Кеннеди, которая тоже, как и железная дорога, построена на костях и останках Византии, да и Османской империи и режет многие старые сущности надвое - как вот тут, на снимке. Ездить-то где-то надо!
18. Дорога ведёт на запад, в район аэропорта.
19. А вот и Мраморное море, лижет волнами прибрежные камни. Дошли!
20. Но дойти полдела - надо ещё и руки омыть в море, согласно критериям похода. Спускаюсь вниз. Через три часа после выхода из отеля мы, наконец, достигли начальной точки Большого Константинопольского Похода! :-)
21. Автор у моря, после омытия рук (также он, внепланово, омыл и правую ногу прямо в кроссовке, увы).
22. На скамейке на этой цивильной набережной было решено устроить маленький перекус - второй завтрак, а заодно и обсушить (по возможности) намоченную правую ногу.
23. После небольшого перекуса идём дальше - к первой у моря Мраморной башне (Мермер Куле, Marmara Kulesi). Тут и была граница Константинополя. Всё, что правей её - там и был Город. До самого Босфора... Также тут была когда-то устроена парадная императорская пристань. Но уже очень давно, больше тысячи лет назад.
24. Посмотрим ещё раз на море. Теперь будем от него постепенно удаляться, весь день.
25. Стены к башне примыкает маленький кусочек (причём не основной, а прибрежной - которая защищала Город со стороны моря), остальное разорвано магистралью Кеннеди.
26. Мраморная башня - это уже поздняя Византия, после крестоносцев. Так что ей не так много лет, может быть, 600-650. В общем, молодая совсем относительно остальных Стен.
27. Нижняя часть и вправду выложена из мраморных плит.
28. Какая-то круглая ёмкость, видимо для припасов или воды.
29. Массивные мраморные плиты у основания.
30. Внутри на верхушке свода - каменный крест. И тут ромеи оставили свой след на века. Хотя сами и исчезли.
31. Переходим снова магистраль Кеннеди, чтобы продолжить свой путь на север, к Золотому Рогу.
32. Теперь кратчайшим путём, срезая дорогу и не подходя близко второй раз к Едикуле, идём к основной линии стен. А наиболее любопытные могут посмотреть, сколько тут стоит бензин. Цена - в лирах.
Дальше будем идти вдоль них больше полутора часов.
Вдоль стен Феодосия:
1. Прибытие на место и Семибашенная Крепость
2. К Мраморному морю.
3. Вдоль стен на север.
4. Штурм Константинополя: Панорама 1453 года
5. К Золотому Рогу.
Другие посты из Стамбула (Константинополя)
Journal information