Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Music:

Стамбул. Поход вдоль Стен Феодосия. 3 - От моря до Панорамы

...Теперь идём от Мраморного моря на север, строго вдоль границы имперского Константинополя, которую на местности точно отмечают Стены Феодосия (V в. н.э.). В этой части я также расскажу вам немного про сам город, про эти стены и приведу две карты - топографии древнего города и современного, где проходил этот поход.

Стены тянутся непрерывно, кое-где есть узкие ворота. Состояние разное, но в основном - вот такое


Итак, стены тянутся вдоль всего города, и только с пятью (!) небольшими перерывами в своём протяжении. Два перерыва - около берегов, северного и южного, и три - внутри самого города. Невероятно, но факт - все остальные сообщения сквозь Стены с внутренним Стамбулом производятся через те же самые узенькие ворота (!), которые пропускали поток всадников и пешеходов в Средние Века. И это сегодня, в XXI веке! Вы это ещё увидите дальше.

Позднеантичный Константинополь был самым огромным мегаполисом планеты на протяжении почти 4 веков: приняв эстафету у быстро деградирующего Рима около 340 в. н.э., он держал это звание непрерывно вплоть до возвышения арабов. Если считать в масштабе всего мира, то это звание у него отняла китайская Сиань примерно в 700 г. Если же считать в пределах тогдашней европейско-североафриканско-азиатской Ойкумены, то превысил Константинополь по масштабу после 800 г. арабский Багдад, центр Халифата.

Оценки населения разнятся, но большинство историков сходятся на том, что на пике Империи (420-630 гг. н.э.), пока не возвысились арабы, Город насчитывал около 800 тыс. населения - для той эпохи численность просто фантастическая. Древний Рим на пике насчитывал около полумиллиона, или до 600 тыс. максимум - так что Константинополь превысил его примерно на треть. Есть оценки и выше, но мы возьмём более осторожную. После поражений от арабов, отпадения хлебного Египта и сокращения Империи он уменьшился примерно до полумиллиона, затем до 400 тыс., но до начала XIII в. был всё ещё огромным. Колоссальный удар городу нанесло крестоносное разорение 1204 г., после чего он быстро пришёл в упадок и никогда больше не достигал прежней численности. Затем Городу нечаянно помог Чингисхан, сломав и уничтожив сельджукское государство, врага ромеев, но Константинополю это, увы, не помогло. Правда, отсрочило его окончательное падение на 200 лет, что немало. А свой конец - взятие османами - Город встретил примерно с 60 тысячами населения, то есть примерно в 12-14 раз ниже юстиниановского пика. Это была уже только тень прежнего Второго Рима.

Если переводить в нынешние относительные соотношения населения, то тогдашнему Городу должен быть эквивалентен примерно 50-миллионный мегаполис. Но такого в мире нет. Разве что Токио и Мехико приближаются к этому порогу. И ещё интересный факт: европейские города смогли превысить пиковое население Константинополя только через 1400 лет, в начале XIX века (Лондон). До этого времени ни один город в Европе не достигал византийских значений V-VI вв. даже и близко.

Теперь давайте посмотрим карту Города на его пике. Сперва были построены стены Константина, пунктиром на карте, но Город так стремительно рос, что император Феодосий принял решение о постройке стен значительно дальше, дабы вместить население с перспективой. Стены (менее масштабные) также окружали Константинополь и с моря, и со стороны Босфора, и даже у Золотого Рога.

Карта 1. Имперский Константинополь

Цифры:
1 - Едикуле и Золотые ворота (часть 1 этого похода)
2 - Стены у берега Мраморного моря и Мраморная башня (часть 2)
3 - Регийские ворота (в этой части)
4 - долина Ликоса, где произошёл штурм и погиб последний император Византии (дойдём до этого места в сл. части)
5 - берег Золотого Рога и Влахерн
6 - цепь через Золотой Рог, запиравшая свободный вход в залив
7 - Св. София (для общего ориентирования)

Карта 2. 1-я, 2-я и 3-я части нашего похода 5 декабря 2011 г.
Наш путь отмечен красными стрелочками.


О воротах в Стенах. Они в Константинополе делились на гражданские (общедоступные), через которые велась торговля и вход населения, и военные (только для войск, обслуживания Стен и нужд обороны). Многие ворота остались в практически неизменном виде и посейчас, как это ни странно - вы это увидите в ходе поста. И через них производится вьезд-выезд машин и мотоциклов - ну разве что к прилепили к ним светофоры. Так что зодчие эпохи Феодосия строили их на совесть, с запасом эксплуатации на полтора тысячелетия :-)

* * *
Ну что, теперь пойдём?

2. Северней Семибашенной крепости Стены руинированы, иногда сильно. Место засыпанного византийского рва заняли огороды, тянущиеся непрерывно, почти до места штурма. Но огороды не только там: они помещаются ещё и во внутреннем пространстве, между малой и главной стенами. В общем, все клочки задействованы.


3. Вот такая картина типична для этого участка: на фоне останков башен раком стоят дехкане и в поте лица мотыжат свой участок, как святой Франциск. Одному - История, второму Картошка или Капуста. Всё важно, если разобраться.


4. Кое-где есть проходы-тропинки во "внутренние" огороды (т.е. те, что помещаются между стенами). Я было в одну попробовал пройти, но там всё не так просто: иногда сторожат злобные собачки, так что больше не пытался. Лотерея, короче.


5. Работа у подножия Стен, в общем, кипит вовсю: начало декабря, и сезона остаётся немного. В феврале тут будет периодический снег.


6. Огороды, огороды...


7. Вот и ворота на пути: Белградские (Вторые Военные). Как видите, сообщение производится через инфраструктуру V в. Не стали турки тут рушить ничего - ни в середине XIX века, когда вся Европа рушила свои внутренние средневековые стены, ни даже в конце XX-го. Сами ворота отреставрированы и дополнены кладкой "в стиле", но граница Византии и современной реставрации, тем не менее, прослеживается легко.


8. А это какой-то современный памятник напротив Белградских ворот. Назначение и посвящение непонятно.


9. Между малой (подреставрированной) и главной стенами - бесчисленные огороды. Всё занято! Обратите также внимание, как легко распознать старые куски стен и современную реставрацию.


10. Давайте зайдём внутрь и поднимемся наверх, на башни, пользуясь тем, что с внутренней стороны сохранились каменные ступени. За воротами, вдоль Стен, тоже идёт дорога.


11. Вид вниз. Обратите внимание, какая сложная была структура константинопольских стен: три линии! Здесь это видно лучше, т.к. отреставрировали зубья.


12. Вид с башни на прилегающий район.


13. И внутри башни. Верх - новодел, но справа видна и византийская оригинальная кладка. По характеру мусора видно, что тут бывают как алкогольные компании, так и, порою, наркоманские. Есть и бутылки, и газеты, и изредка попадаются шприцы.


14. Достаточно долго, наверное почти километр, мы шли поверху стен, но когда отреставрированный участок стал заканчиваться, сошли вниз с внутренней стороны.


15. Между малой и главной стенами. И тут прекрасно видно как византийский кусок, так и отреставрированный и их границу.


16. Кое-где попадаются и заложенные военные калитки, которые византийцы делали для обслуживания стен.


17. Застройка рядом со стенами, район тут небогатый.


18. Табличка на стене. Содержание надписи не знаю, перевода нет.


19. Следующие на север ворота - Силиврийские. Частично подреставрированы. Работают по назначению.


20. Эти ворота двойные, нужно проехать две линии стен.


21. Они же, наружная сторона. Как видите, транспорт в Стамбуле есть и такой. И не очень редкий. Поэтому, когда некоторые блогеры, проскакавшие по верхам, умиляются крутой транспортной системой города и сравнивают его с "такой неправильной" Москвой, сопоставимой по масштабу, я ржу в голос. Тут вам просто надо иметь в виду, что "низ" Москвы (наиболее бедных районов) намного выше "низа" Стамбула. Москва намного однородней и заметно зажиточней - советское прошлое даёт свой отголосок и посейчас.


22. Рядом с воротами расположен какой-то древний то ли дуб, то ли ещё что. Он даже специально огорожен каменной кладкой.


23. И какое-то старое османское сооружение с арабской вязью.


24. Дальше стены снова становятся руинированными, "честными".


25. Напротив тянется большое кладбище, выглядящее весьма престижно. Но мы туда не заходили.


26. На некоторые башни аж страшновато глядеть - того и гляди, кусок тонн в двадцать отвалится тебе прямо на голову :-) Впрочем, огородники и под такими работают.


27. Ставят в бывшем рву и теплицы.


28. Снова "простые" огороды.


29. Подходим к следующим воротам - Регийским (Ресийским, Rhesios). Вот они поразили меня более, чем все остальные. Давайте подойдём ближе и присмотримся.


30. Здесь тоже работает по назначению, честно и как может, инфраструктура 411-447 годов нашей эры. Ну, только что поставили светофоры и знаки, которых у ромеев не было. Ворота тоже сложные и двойные. Верх у них подреставрировали. Но самое интересное даже не это...


31. ...а то, что тут сохранились неизменными блоки с надписями, поставленные ещё при Феодосии! Честное слово, вот посмотрите их поближе.

Из поста Максимуса 101-го:
На блоке, поддерживающем центральную балку, с левой стороны, надпись 447 года:
"По приказу Феодосия за неполных два месяца Константин поставил эти крепкие стены. Так быстро столь мощную крепость не возвела бы и Паллада"
На центральной балке с крестом написано:
"Передовая башня Феодосиевой стены обновлена при Юстине и Софии, наших благочестивейших владык, Нарсесом, благороднейшим спафарием и сакелларием, и Стефаном, надсматривавшим за работами, оба они являются рабами благочестивейших владык".



Вообще, если честно, то всё это на месте выглядит просто сюрреалистично, невероятно.
Ходят люди, едут машины, снуют телеги, газельки. Бегают какие-то шебутные регулировщики, тормозя поток по светофору. Не музей, не какой-то там охраняемый объект. Просто транспортные ворота. И над ними - надписи четыреста сорок седьмого года. Повторяю - 447-го, сделанные за 440 лет до Крещения Руси и старше Софии Новгородской на 600 лет. Блоки с ними работают, держат нагрузку.

Я стоял в сторонке и в ступоре смотрел на эту картину. В общем, самое сильное впечатление за весь этот поход. Не знаю, где можно такое ещё увидеть. Чтоб было повседневное, не музейное, с которого тщательно сдувают пылинки и охраняют. А просто обыденная жизнь. Эти блоки пережили всё: и расцвет, и закат своего Города, и уже 550 лет стоят при новых хозяевах. И ведь не сбили этот крест турки, оставили. Во как...

32. А теперь подходим к месту, где и состоялся решающий штурм Города в 1453-м. Дальше рельеф постепенно начинает понижаться книзу, где когда-то была маленькая речка Ликос.


33. Тут развилка. Либо идти вниз, и прийти к Панораме-1453...


34. Либо идти вдоль стен. Мы выбрали первое, и на полтора часа зависли в Панораме. О ней я вам уже рассказывал ранее.


Потом мы прошли от Панорамы через метрошно-трамвайную инфраструктуру, где разрыв стен (все равно они были размочены в камешки при штурме) и затем вернулись к их линии.
Но это уже содержание заключительной, 5-й части. 4-я - это про Панораму.


Вдоль стен Феодосия:
1. Прибытие на место и Семибашенная Крепость
2. К Мраморному морю
3. Вдоль стен на север
4. Штурм Константинополя: Панорама 1453 года
5. К Золотому Рогу

Другие посты из Стамбула (Константинополя)
Tags: Константинополь, Турция, архитектура, уход в историю
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →