В общем, давайте немного походим по его залам и посмотрим, что там интересного.
2. Адрес музея - Кондратьевский, 83, к.1. Находится он в торце самого обычного жилого дома, но заметить его легко - по большой надписи. И конечно, по рубке ПЛ и раскрашенным торпедам, что располагаются во дворе, между домами. Рубка вон, на заднем плане виднеется.
3. Заходим. Обстановка такая, камерно-домашняя, посетителей практически нет. Билет - 60 р., фотосъёмка - 100.
Немного о его происхождении:
В 1980-е же годы, в Ленинграде существовал музей «Действия подводных лодок типа «С» на Балтике в 1941-1945 г.г.» имени А.И. Маринеско, который располагался в доме №24 по Литейному проспекту в переоборудованной квартире на третьем этаже дома. В нем были выставлены подлинные экспонаты, связанные с С-13, проводились частые экскурсии. Курировала деятельность музея учитель школы №189 Ждан Елена Павловна.
Позже музей был расформирован, а на основе его коллекции в 1997 году создан новый Музей подводных сил России имени А.И. Маринеско, единственный в нашей стране.
Дополню тут, что после того, как по указу губернатора Яковлева (1997) музей был образован, изначальная маринесковская коллекция сильно расширилась - путём сотрудничества с частными лицами, ветеранами-подводниками, флотами, заводом "Севмаш" и т.д. Т.е. сейчас он уже далеко вышел за пределы первичного фонда экспонатов. Сейчас музею уже 15 лет.
4. Залы музея расположены анфиладой и уходят вглубь помещения в хронологическом порядке - от Императорского флота до Холодной войны.
Вот это, например, китель капитана 1 ранга Императорского флота Вальронда Р.К.
Был одним из первых командиров строевых российских подлодок, с 1910 г ("Сом", "Пескарь" и т.д.). Мне рассматривать его китель показалось интересным ещё и с той точки зрения, что можно представить, как бы мог гипотетически выглядеть образ формы подводника, если бы не было Советского Союза. Ведь сталинская эволюция формы потом частично вернулась к царской (императорской) эстетике - погоны и т.п., прямо заимствовав ряд визуальных атрибутов, скажем, форму колодок медалей. Но цвет был уже другой и атрибутика тоже.
5. Ладно, проходим через имперский зал дальше, через Первую Мировую к раннему советскому флоту.
6. Интересно, что небезызвестный всем увлекающимся подводным флотом Карл Дёниц представлен и тут. Есть даже портрэт будущего гросс-адмирала :-)
7. Закладная доска одного из первенцев нового советского подводного флота.
8. В следующем зале очень интересная фишка - зал за стенкой соединён с этим переборочным люком от стратегического атомохода пр. 667Б. Кстати, люком музей снабдил северодвинский завод, на котором происходит утилизация советских ПЛ.
9. Можно не только на него посмотреть, но лично открыть, применив усилие, и почувствовать тяжесть открытия люка. Особенно интересно это проделывать мальчишкам. Очень познавательный приём, молодцы!
10. Подстаканники - моя любимая тема. Особенно ранние, довоенные. А тут ещё и стакан очень редкий.
11. Зал Великой Отечественной. Информация тут представлена о всех флотах, а не только о Балтийском ТВД. На фото - о Черноморском флоте.
12. Жестяные рыбы - символы трофеев. После зачёта потопления вражеского судна подлодка получала право на изготовление такой рыбы и хранила её в кают-компании. Все рыбы тут подлинные, с маринесковской коллекции (но подлодки-владельцы, конечно, разные).
13. Компас с U-250, потопленной в Выборгском заливе. Помните, я вам пару лет назад показывал братскую могилу немецких подводников на Кронштадтском лютеранском кладбище? Так вот, та самая лодка.
14. Глубиномер, оттуда же.
15. Карандашница в виде Кремлёвской башни и зажигалка торпедиста маринесковской лодки (С-13).
16. Вот очень любопытный артефакт. Сама грамота изготовлена после июня 1945 г., когда Сталин стал Генералиссимусом и получил вторую звезду Героя (Советского Союза). Подрисованная вторая звёздочка хорошо видна. Однако сам приказ датирован 25 апреля, за взятие крепости Пиллау в Восточной Пруссии, когда он был только маршалом и героем соцтруда.
17. Ещё, не менее любопытный экспонат. Поздравительная открытка, посланная с фронта в декабре 1944-го, со... старой орфографией! Я спросил тётенек-смотрителей, как это вообще так получилось? На что они мне не смогли ничего ответить, т.к. не уточняли. Может, у офицера просто лежал запас дореволюционных открыток с собой? Или он купил её на книжном развале в Хельсинки, где стояла их часть?
18. Ещё одно поздравление, от него же (см. выше).
19. В зале за люком стоит ГАК МГК-300 "Рубин" (ЦНИИ "Морфизприбор") - глаза и уши ранних советских атомных лодок-охотников 1960-х, проекта 671. Стояли на лодках до середины 1970-х, пока не были заменены более современными.
20. ...
21. Всё тут можно потрогать, пощёлкать тумблерами, посмотреть близко. Очень здорово, что так. Рекомендую идти с пацанами, пусть смотрят и щупают. Руками.
22. Стенд, посвящённый погибшим лодкам и средствам выживания.
23. Консервированная вода для питья.
24. Ещё в зале стоит торпедный 533-мм торпедный аппарат, а также пульт управления заполнением ЦГБ и ориентации лодки. Помните, на лодках военного времени в ЦП было расположено многочисленное скопище всяких вентилей, сверху донизу? А тут уже просто тублеры, и графическая схема заполнения балластных цистерн.
25. Состояние не ахти - видно, что железо пришло с реальной лодки и пока что ещё не подверглось реставрации и красивенькой лакировке. Наверное, не так уж много денег у музея. Но всё подлинное, и опять же, можно потрогать и самому пощёлкать тумблерами, покрутить регуляторы.
26. Картина: первая советская атомная лодка (К-3 "Ленинский Комсомол") на стоянке в Западной Лице.
27. Общий вид музея. Как видите, анфиладная планировка: по хронологии надо двигаться вглубь.
28. В эту форму одевали командиров первых советских атомных лодок во время обучения экипажей в УЦ в Обнинске, первая половина 1960-х: полковник ВВ. Потом уже перестали так маскироваться, в 1970-е.
29. Эпопее создания подводного атомного флота СССР посвящён свой уголок. Есть и галерея создателей. Кстати, обратите внимание на первого слева вверху человека. Да-да, он и до первых атомных лодок "дотянулся", такой вот фортель: именно по его приказу (постановление СМ СССР 9 сентября 1952 г.) выделены ресурсы на этот проект, даны конкретные поручения разным НИИ, распределены промышленные мощности и начато создание и проектирование атомохода. А до этого он и до первого советского спутника с ракетой-носителем Р-7 дотянулся - 4 декабря 1950 и 13 февраля 1953-го. В общем, непорядок и никакой десталинизации, а только напротив.
Надо сказать, что сейчас в музеях относительно вклада Сталина проявились строго противоположные тенденции, которые я наблюдаю уже примерно семь лет: если чисто идеологические музеи, типа питерского музея Политической истории, старательно мажут его коричневой субстанцией и всякими подобными "креативными" интеллигентскими выбросами; то технические, заводские, ведомственные и военные музеи перестали маскировать и стыдливо скрывать сталинский вклад в инициирование и организацию всех значимых научно-технических проектов СССР. Потом буду показывать казанский музей в КАПО, так и там то же самое. Увы, никуда не деться от того факта, что Сталин И.В. "дотянулся" до атомной энергии и ракет, первого спутника и первой атомной лодки, реактивной авиации и радиолокации т.п. То есть, до организации высокотехнологичной техносферы своей страны.
Так же здесь есть и Хрущев (при всех прочих частностях), и это тоже справедливо: его вклад весьма немал.
30. Есть в экспозиции и американский уголок - Холодной войны. Можно посмотреть макеты "Наутилуса", почитать про американских подводников.
31. Вот, к примеру, карта походов подводников ВМС США в арктическом бассейне, начальный этап. Совсем недалеко от советских пределов.
32. Форма подводников для жарких широт.
33. Потом тётеньки подошли ко мне и говорят: "Вы тут так много смотрели и фотографировали, а то обычно люди быстро пробегают мимо, напишите нам в журнал посетителей? Пожелания там или ещё чего?". Ну ладно, говорю, давайте напишу, не вопрос. Написал.
Вот такой вот музей, вкратце.
Он по содержанию раз в 20 больше, конечно, чем я показал. Это только лишь фрагменты.
Но, надеюсь, общее впечатление есть. Тем, кто интересуется историей флота - идти стоит.
Только вот расположен неудобно, на отшибе в глухом месте.
Journal information