Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Янтарно-Висленский вояж: общий обзор

Итак, общее описание маршрута поездки 10-21 октября от Варшавы до Лиепаи, с рассмотрением реперных точек вояжа. По этому описанию потом буду разворачивать отдельные посты, освещающие конкретные места.

Варшава. Сталинская высотка и новонебоскрёбный район на аллее Иоанна Павла II


2. Для достижения начального и конечного пунктов маршрута я воспользовался поездом №79/80 Петербург - Калининград - Петербург, идущего транзитом через Литву, что позволяло свести к минимуму процедуры на границе Шенгенской зоны. К моему большому сожалению, в предыдущие годы были отменены беспересадочные вагоны СПб - Берлин и СПб - Варшава, так что пришлось достигать пунктов поездки несколько вычурно. На снимке - ст. Молодечно в Белоруссии, когда я ехал калининградским поездом.


3. Небольшой литовский городок Мариамполь - фактически основные автомобильные ворота Прибалтики в Польшу. К сожалению, ж/д сообщения с Польшей там нет, по этой линии, всё заканчивается на Шештокае. (говорят, что есть - со стыковкой в Шештокае, но я не рискнул проверять факт стыковки). Так что далее до Белостока - автобусом.

Вокзал ст. Мариамполь

4. Поздно вечером прибыл в польский Белосток. Остановился в гостинице православной миссии, над кафедрой теологии Белостокского университета, что оказалось в итоге грамотным решением: а) расположение в самом центре города, у Липовой улицы, б) смешные цены, в) хороший комфорт. В Польше есть такая интересная особенность: если церковное по принадлежности, значит - по оснащению самое современное. Не было с собой ни гроша польских денег, поэтому уже вечером пришлось пройти до банкомата и обзавестись злотыми.

Ул. Липовая - центральная улица Белостока. В перспективе - модернистский костёл св. Роха.

Белосток был мне интересен тем, что в 1939-41 и в 1944 г. входил в состав СССР, был областным центром Белоруссии, а в годы немецкой оккупации (1941-44) не был включен в состав Генерал-губернаторства, а входил непосредственно в состав рейха. Затем Сталин его отдал полякам, в процессе согласования западных границ СССР с Люблинским правительством.

5. В общем, он оказался вполне милым и уютным городом, не особо торговым, как о нём принято думать теми, кто ездит втариваться из Литвы в моллы на его окраинах и никогда не видит центр. Потом сделаю прогулку по городу, сами посмотрите.

Дворец Браницких с парком по его периметру

6. Отдельно посмотрим польский церковный модернизм: в отличие от православной Белоруссии или России, придерживающихся старой традиции в архитектуре, поляки смело строят авангардные здания костёлов.

Памятник папе Иоанну Павлу II - персоне №2 в Польше по памятниковой популярности

7. Не запланированно, но по пути хождений по городу, посетил белостокский военный музей, где впервые столкнулся как со страшными bolsheviks, так и с катынским помешательством а-ля III Речь Посполита. У меня с собой была только крупная купюра в злотых, и музейные, после моего 5-минутного ожидания размена, пустили меня в музей просто так. Причем, что интересно, опознав во мне пришельца из коренной России, меня не только бесплатно пропустили, но ещё и окормляли экскурсией: со мной ходил охранник музея, мужичок за 50, немного владевший русским, и пытался обьяснять смысл всяких экспонатов, выставленных там. Остальные поляки, ходившие по музею, почему-то такого внимания не были удостоены :-)

"Большевик" конца 1930-х в шинели

8. А это катынско-харьковский зал военного музея - обязательный атрибут всех идеологизированных музеев, к которым по определению относятся и военные. За этим строго следит такой мощный и влиятельный институт польского государства, как Институт Национальной Памяти. Потом этот атрибут меня будет доставать везде, где есть хоть немного речи про ПНР или СССР. Тут, кстати, поляк-охранник перестал мне что-либо обьяснять и внезапно исчез. Короче, рассказ про музей будет непременно :-)


9. Проехал по завершающему отрезку исторической линии Петербург - Варшава, от Белостока, польскими железными дорогами. Для чистоты эксперимента надо было бы прибыть в Стару Прагу, на Петербургский (Виленский) вокзал Варшавы, но он, увы, сгорел в 1944-м, во время боёв, так что пришлось приехать на Варшаву-Всходню.

Поезд на станции Белосток

10. В Варшаве остановился в пригородном гестхаузе, близ платформы Miedzylesie на люблинском направлении. Само расположение было вполне удобным, рядом располагался магазин-стекляшка социалистического времени с хорошими ценами, транспорт близко, вот только вай-фай у них был только на словах, что серьезно мне осложняло вечернюю работу с планированием передвижений и опознанием городских зданий в викимапии. Достигал города электричками или S-банном, 28 минут - и я в центре города. Без пробок и прочего. Попытался один раз достичь автобусом, но не понравилось.


11. Был детально осмотрен, снаружи и изнутри, монументальный Дворец науки и культуры им. Сталина, подарок СССР братской Польше. Заодно оценил, как современные поляки пытаются "растворить" его силуэт - абсолютную доминанту города - в новонебоскрёбном окружении. К разговорам о сносе подступали раз 5-6, но такую колоссальную работу никто на себя не возьмёт, а тем более малосильные постсоветские государства. Походил-поснимал и изнутри.


12. Отснял город с высоты смотровой площадки Дворца, на XXX этаже (там этажи пишутся римскими цифрами). Любопытно было сравнить с Прагой, Ригой и другими сопоставимыми городами. Варшава в этом смысле разочаровала - прежде всего тем, что имеет в основном унылые, небоскрёбные, прямоугольные доминанты. Я ожидал гораздо большего упора на доминанты-шпили соборов - ведь Польша страна глубоко религиозная. Но, как уж есть. Показу Варшавы с высоты будет посвящён отдельный разбор.

Вид на западную сторону

13. Вот в чём варшавян можно принять за пример и у них поучиться - так это в организации транспортной системы города. Она мне там очень понравилась - понятная, не слишком заумная, заточенная не под занудный немецкий менталитет, а под разгильдяйский славянский и самокомпенсирующая собственные глюки. Об этом обязательно поговорим, в приложении и к Питеру, и к городам-миллионникам. Хорошо продумана там и билетная система, на мой взгляд - оптимум.


14. Тем не менее, при всех моих позитивных взглядах на варшавский транспортный опыт, со мною там произошло неприятное событие - подвёргся штрафу за безбилетный проезд в электричке внутри города, и неслабому (на наши деньги примерно 700 р.). С утра на второй день пребывания купил там 3-дневный билет на проезд в 1 городской зоне, прокомпостировал как положено, с утра, но видимо в процессе постоянных передвижений в середине дня где-то его посеял. Однако был уверен, что он со мной есть, не беспокоился, и в районе 16 часов на перегоне Варшава-Охота - Центрум подвергся контролю. Стал искать билет - и хоп-па - его нигде не было! :(((
Контролёр терпел мои поиски аж 2 остановки, но потом уже начал напрягать и пришлось заплатить. С учётом того, что мне пришлось брать 3-дневный билет ещё раз, происшествие встало мне примерно в 940 руб. Увы, но так. Потом уж постоянно проверял этот билетик, с собой ли - он представляет собою малюсенькую картонку меньше питерского трамвайного билета. Так что посеять легко. На фото - штрафная квитанция. Хотел заснять и контролёра, но он упирался и отказывался, а потом после оплаты сразу же исчез подальше.


15. Посетил главный военный музей истории Войска Польского. В первый день неудачно - он работал до 14, и я осмотрел открытую площадку с техникой, а также выставку детского рисунка на исторические темы.


16. Как видите, темы рисунков там поощряются сами понимаете какие - это есть ещё один подвид специфически польского сумасшествия в области своей истории. Они стараются связать детские ассоциации "красный флаг, звёзды + чёрные воронки, гебешники и страданья". Иной взгляд - ностальгия там по ПНР и прочее такое, в официальном смысле недопустим. Поглядите сами :-)


17. Во второй же раз приехал туда снова, на 3-й день пребывания, и попал на какой-то церемониал-мероприятие (потом покажу подробней).


18. Насчёт музея я не ошибся, что туда стремился - он оказался настоящим, эталонным скоплением современных польских исторических мифов. Именно в дистиллированном выражении. Поляки в специфически одностороннем отображении своей истории ушли заметно дальше даже оголтелых литовцев: например, в музее история Войска Польского у них кончается... 1949 годом, стендом о сопротивлении Армии Крайовой сталинистам. ПНР в музее не существует вообще, ни в каком смысле; также они сумели не показать ни одного портрета бойцов и командиров той польской армии, которая освобождала свою страну и входила с советскими войсками в Берлин. В общем, охренеть - Институт Национальной Памяти работает на славу, почти что северокорейская практика. Я ходил, смотрел и дивился...

"Чудо на Висле" - доблестные защитники матери-Польши лихо мочат жыдокацапские орды большевиков, осеняемые крестом

19. Конечно же, не обошлось без любимого приёмчика лимитрофов - двустороннего отображения СССР и рейха. С одной стороны сталинский гебист, с другой стороны - немец. Это вход в военный (Второй Мировой) зал музея. А кто помнит мою серию про эстонский музей оккупации - там у них было два паровозика, с серпом и молотом и со свастикой.


20. Катынский мемориальный зал занимает примерно 15% всей полезной площади музея. Про него я расскажу тоже отдельно - заснял на видео их графические приёмы производства впечатления на зрителя, а также саркофагно-гробовые витрины с экспонатами и т.п.


В общем, Музей Войска Польского - не разочаровал. Даст фору литовцам, латышам, эстонцам. Наверное, они туда приезжают учиться :-)

21. Осмотрел железнодорожное устройство польской столицы - триаду Варшава-Центральная, Заходня и Всходня, а также герековский центральный вокзал (1975).


22. Кроме того, в плане осмотра железнодорожностей посетил уникальное ретро-место - останки бывшей основной станции города - вокзала Варшава-Гловна с путями. Поразило больше не то, как она заросла за 35 лет заброшенности, а то, что это место - в хорошем месте города, где дорогая земля - до сих пор не тронули, всё стоит как есть.


23. Посетил и Старую Прагу - место, где стоял до 1944 года Петербургский (затем переименованный Пилсудским в Виленский) вокзал и заканчивалась дорога из Петербурга. Сейчас на его месте стоит вот такой торг. центр и небольшая тупиковая платформа Варшава-Виленска. Рядом ещё 3 года назад стоял памятник советско-польскому боевому братству, но сейчас он демонтирован и куда-то исчез: вокруг идёт грандиозная стройка второй линии метро.


24. Прошёлся, конечно, и по варшавским боянам - Старе Място, Нове Място, краковское предместье, Новый Свят, которые почти полностью были восстановлены из небытия (фактически сооружены заново) при социалистической Польше. Но про эти места вам расскажут другие, а я всё же сосредоточусь на показе транспорта, исторических музеев и городских нестандартностей.


25. Посещён также музей истории железных дорог Польши.


26. ...и его открытая площадка, примыкающая с юга к останкам станции Варшава-Гловна.


27. В плане охвата более окраинных районов посетил два исторических кладбища - Старые Повонзки...


28. ... и воинское кладбище Повонзки, в 2-х км от Старого. Цель посещения воинского была навестить могилу единственного польского кавалера Ордена Победы - маршала Польши (Роля) Жимерского, однако попутно осмотрел и остальную территорию и памятники. Очень понравилось - у католических поляков похоронно-ритуальная культура, пожалуй, самая продвинутая из всех европейских наций. Они буквально упиваются смертью, страданиями, а также памятниками и церемониями, связанными с ней.


29. Постарался посетить также местный музей оккупации - точней, Независимости в бывшем особняке Радзивиллов (на аллее Солидарности). Но он разочаровал, оказался слабее литовского и эстонского, уподобляясь разве что латвийскому в Риге по своей унылости. Видимо, это понимают и сами поляки, поэтому они в круглом зале дворца развернули архитектурную выставку проектов Варшавы периода межвоенной Польши, которая сейчас у них боготворится. Вот эта выставка понравилась.


30. В рамках осмотра главных отрицательно-русофобских мест Варшавы осмотрел также X бастион Александровского форта - место, где сидели в своё время Дзержинский, Пилсудский и многие другие борцы за Польшу или революцию. Тут музей довольно большой, натурный, художественный, с камерами и мемориальной камерой Пилсудского. Там же была развёрнута и выставка про польское село Вершина в Иркутской области, которую также было любопытно отсмотреть.


31. "Сибирскую" часть музея X бастиона я еле сдерживался, чтобы не заржать в голос прямо при смотрителях. В общем, варшавские поляки изобразили этакий карикатурный русский беспросветный Мордор, и мне, проехавшему Сибирь многажды вдоль и поперек, и родившемуся на берегу Ангары, было очень смешно. Заснял это дело - покажу, короче...)


32. В общем, после посещения Александровского форта меня начало уже подташнивать от вислоусого Дзядека-Коменданта, который сейчас в Польше насован везде, как Ататюрк в Стабуле - от него не спрятаться, не скрыться; и я занялся осмотром метро и некоторых варшавских жилых окраин: как на юге (Служев), так и на севере (Беляны) города. Осмотрел как поздние социалистические районы, так и берутанс на Белянах. Встретились мне и любопытные образцы авангардного костёлостроительства, как и в Белостоке.


На Варшаву пришлась почти половина времени вояжа, так что поэтому я рассказал довольно подробно про то, что там смотрел. А сейчас - прибалтийская (янтарная) часть поездки.

33. Проехал по главному литовскому ж/д коридору - от Вильнюса до Клайпеды через Шяуляй. К моему удивлению, основным там считается не южный подход к Клайпеде (через Шилуте - Таураге), а северный - через Кретингу.


34. Старый немецкий вокзал станции Мемель.


35. Была осмотрена как Старая Клайпеда - что за речкой Дане...


36. ...так и Новая, северней речки. Убедился, что неметчины, даже несмотря на бомбёжки в 1944-45, там осталось весьма много - Мемель в Клайпеде везде ненавязчиво выпирает, своими остатками.


37. Затем паромом переправился на Куршскую косу, в местечко Смилтене. Клайпеда оказалась напротив.


38. Куршская коса была проезжена до самой русской границы, за Нидой. Дорога оказалась очень колоритной, я поснимал там видео. В процессе проезда на юг погода сменилась там 7 (!!!) раз - от тумана, через дождь, до ясного синего неба и обратно. В общем, уникальное место. На фото - автор на огромной балтийской дюне, южней Ниды. До нашей границы - примерно 3 км.


39. Паланга. Осмотрена в некурортный тихий сезон. Поразил же там, больше всего, военный обелиск с гербом СССР. Для тех, кто не знает реалий современной Литвы - это всё равно, что на территории России встретить знаки и символы Хазарского Каганата. Или, скажем, памятник Ивану Грозному. Литовцы даже звёзды из наверший шпилей выковыривают - а тут, на тебе, герб Союза...


40. И, наконец, латвийская Лиепая, бывшая Либава.

Вокзал ст. Лиепая

41. Лиепайский узкоколейный трамвай. Посмотрим его, проедем на видео, как водится...)


42. Кароста - бывший военный порт Империи, специально построенный и спроектированный, как база ВМФ. Та Либава, где находился легендарный учебный Отряд подводного плавания, откуда ушла к Цусиме Вторая Тихоокеанская эскадра, где в начале XX века был построен авангардистский разводной мост.


43. Суровое, невероятно фактурное, и пессимистическое по духу место. Много заброшек - как советских, так и царских. Огромный Морской собор, высящийся над кварталами, как памятник былого русского присутствия. По Каросте я сделаю два больших поста. Но прошёл там только примерно 1/3 нужных объектов, она большая; а на территорию Отряда Подплава даже не сунулся, не осилил бы по времени - надо туда ехать (идти) компанией, тех, кто интересуется историей русского и советского военного флота. Только посмотрел её с другой стороны Либавского канала.


44. В общем, после осмотра Каросты я сутки находился в депрессивной задумчивости, отходил. Суровое место. Но смотреть её надо, поучительно.


45. Но и другая Лиепая, та, что южней канала - она тоже интересна. Там много чего смотреть - настоящий памятник Империи.


В целом же, поскольку маршрут был построен именно так: Польша и в комплекте Прибалтика, я на своей шкуре ощутил, насколько отличаются эти регионы Евросоюза по внутренней энергии. Польша - живая, работающая, Прибалтика - полуобморочная, застывшая. Вот если бы по отдельности - такого цельного впечатления, наверное, не было бы. Но, соотношение энергий именно такое. При этом глубинная Литва - всё-таки чуть более живенькая, чем глубинная Латвия - Лиепая находится ну уж совсем в каком-то полусне. Чем там сейчас люди живут, какой деятельностью - не знаю...

Ну а подробные посты пойдут согласно этому обзору: вначале Польша, как сгенерировавшая более яркие впечатления, потом Прибалтика.
Думаю, многим из вас всё это будет интересно :-)
Tags: Белосток, Варшава, Клайпеда, Латвия, Лиепая, Литва, Польша, Янтарно-Висленский вояж, архитектура, ревизионизм
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 144 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →