Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Music:

Транссибирский Сталин близ Амазара

Когда я в конце октября катался в Москву, внимательный читатель с сайта Транссиб.ру прислал мне в личку интереснейшую наводку на материал о забайкальском Сталине, который был высечен из камня близ станции Амазар и находился на господствующей сопке. Материал размещён на поселковом сервере Амазар-Инфо. Я подумал и решил её перепечатать тут и в сообществе Транссиб_ру, чтобы не пропало, если сервер вдруг навернётся. С моим пояснением об истории вопроса.
* * *
Короткая преамбула для тех, кто не в курсе этого интересного факта.
В 1936-56 гг. на Транссибе на сопке стоял бюст Сталина, высеченный из скалы, о котором до 1955 г. обьявляли по поездной трансляции. Находился он в восточном Забайкалье, в довольно глухом месте магистрали, между Амазаром и Могочей.

Я впервые узнал о нём из рассказа моего деда Павла Степановича, ещё в середине 70-х. Потом неоднократно слышал про него от пожилых дедов - пассажиров поездов, но многие путались в его локализации и по давности лет помещали его в разные места магистрали. И не просто считали, а ещё и до усрачки спорили. Несколько рассказчиков помещали его на спуск к Байкалу, другие - под Чернышевск, третьи говорили, что он был за Могочей (эти, как оказалось в итоге, были правы). Поэтому я в советское время никак не мог локализовать его точное местонахождение. Упоминать в печати об этом при Суслове-идеологе было не принято, и приходилось довольствоваться устными свидетельствами.

Затем, в конце 90-х, когда я уже сделал сайт о Транссибе, мне прислал фотографию Андрей Мостовой из Челябинска, где был указан ключ к локализации и время создания памятника: 7031 км Транссиба, 1935 год. Вот это фото:



Однако это было только полдела: дело в том, что километровая разметка Транссибирской магистрали была изменена после сдачи нового байкальского спуска в 1949 г. и превращения Кругобайкалки в тупиковую ветку после затопления Ангары в 1955-56 гг. Нужно было вычислить "люфт" (разницу) этой переразметки и привязать местонахождение к новой точке. Путём вычитания старого и нового расстояний и взятия погрешности я вывел, что это должен быть примерно 6996-6999 км, т.е. между Амазаром и маленьким полустанком Германовский. Кроме этого, оставалось неясным, с какой стороны железной дороги была расположена та сопка - с севера или с юга? Рельеф местности, однако, подсказывал, что скорей всего с юга - там сопки подходят ближе к ж/д. Но это было только предположение.

После этого я трижды (проезжая те места транзитом на поезде - 1999, 2001, 2002) пытался найти эту точку визуально, по примерной локализации километровых столбов 6996-6999. Дважды смотрел север и один раз юг. Но всё было безрезультатно: на рельефе ничего не было видно, никаких следов. Короче, этот факт частично оставался загадкой.

И вот, наконец, по этой наводке с фотографиями, где хорошо видна конкретная кривая железной дороги и река Амазар, можно установить локализацию и сторону размещения гораздо точней.

Далее идёт текст с сервера Амазар-Инфо, с моей минимальной редактурой в области расстановки запятых и правкой заглавных букв.
---------------------------
ЛОКАЛИЗАЦИЯ

Бюст Сталина располагался на 7031 км, ныне 6999 км, Транссибирской магистрали к западу от Амазара. Сооружен в 1935 г при строительстве вторых путей неизвестным заключенным, освобожденным в 1936.

Основанием бюста послужил каменный останец высотой 6 м, расположенный на вершине увала в месте изгиба железной дороги. В качестве материала использовались камень, кирпич, железная арматура и бетон. Покрытый известкой бюст, высотой 3м хорошо просматривался с линии железной дороги. Подъезжая к месту его расположения, машинисты поездов давали гудок, чтобы пассажиры могли увидеть памятник вождю.
К 70-летию Сталина 21.12.1949 г. в темное время суток бюст стали освещать прожектора.

Здесь часто стали бывать экскурсионные группы, проходил торжественный прием в пионеры. В день похорон Сталина состоялся митинг пассажиров встречных поездов. В марте 1956 года объявлено, что возникла угроза обрушения скального массива с бюстом на железную дорогу. В соответствии с разрешением Министерства путей сообщения СССР от 13.06.1956 г. скала с бюстом 20.09.1956 г. взорвана.

Источник:
Баранник А. В. Газета "Земля", 24 мая 1999 г., номер 21.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПАССАЖИРОВ

По местной сети обьявили: "Товарищи пассажиры, смотрите в окна левой стороны вагона, и вы увидете портрет тов Сталина". Все прильнули к окнам вагона, было уже темно. Через некоторое время показалась ярко освещенная мощными прожекторами отвесная скала и на ней выбит портрет Сталина. По рассказам проводников, трое заключенных обратились в Москву с просьбой разрешить им вырубить в скале портрет Сталина. Это письмо каким-то образом попало к вождю. Он написал резолюцию "РАЗРЕШИТЬ". Во время работ, один из заключенных сорвался со скалы и погиб, двое закончили работу и были освобождены. После 1956 года я не видел ни прожекторов, ни скалы.

Могочинский поэт Харин написал в пятидесятые годы:

В крутом изгибе перегона
Состав чуть-чуть убавил ход
Прильнув к стеклу окна вагона
Народ утес с волненьем ждет

А на утесе том высоком
В глуши таежной бюст стоит
С вершины каменной далеко
Соратник Ленина глядит


Впервые о культе личности Сталина, сразу после его смерти в 1953 году, стали говорить Маленков Г. М. и Берия Л. П. Широкое распространение это выражение получило после доклада Н. С. Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года. В 1961 году тело Сталина убрано из мавзолея Ленин – Сталин. Начались массовые переименования: город-герой Сталинград в Волгоград, столица Таджикской ССР - Сталинабад в Душанбе…

На станции Амазар было два памятника Сталину: скальный барельеф был взорван в 1956 году, а вот “легкий” в уничтожении памятник у клуба не трогали почти три года.

Cохранился Акт от 31 марта 1956 года:
---
Скальная полувыемка 7031-32 км с четной стороны сложена из сланцев сильно трещеватых, имеются отдельные нависшие камни. Необходимо произвести ручную оборку откосов, что не поддается ручной оборке, убрать мелкими взрывами. Скальный массив, который является основанием барельефа Сталина, под действием выветривания, размораживания, образовались большие вертикальные трещины до 20 см и простираются в глубь массива до 2-2,5 метров. Кроме того, имеются множество горизонтальных трещин. В настоящее время, этот массив находится в состоянии обрушения, опасный для движения поездов.

Для обеспечения безопасности движения поездов, считаем возможным выполнения работ по 2 вариантам:

- c cохранением барельефа
Произвести ручную оборку массива с воздвижением подпорной стенки длиной 20 метров и высотой 6 метров, с последующей заливкой цементным раствором.

- без сохранения барельефа
Произвести уборку скального массива взрывным способом. Перенести барельеф в другое место нет возможности.

---
Действительно ли угрозу обрушения нельзя было предотвратить, используя первый вариант или по политическим мотивам не стали этим заниматься?

На производство работ по уничтожению барельефа имеется телеграфное указание МПС №215227 от 13.06.1956 года.

Вспоминает Александр Игнатьевич Пономарев:
"В то время я работал помощником машиниста паровоза. С машинистом Гусевым Сергеем Марковичем нас отправили сменить локомотивную бригаду по станции Германовский, которая с рабочим поездом занималась очисткой железнодорожного полотна после взрыва. Они и рассказали,что бюст взорвали, а камни сбросили под откос к реке. Кочегаром в той бригаде работал Костя Платонов. Перегнав паровоз Ем 3762 тендером вперед, вернулись с рабочим поездом в Амазар. На перегоне, под откосом, были видны белые фрагменты взорванного памятника".

Кто был скульптор и как сложилась его дальнейшая судьба? Смог ли один человек построить бюст Вождя или это всего лишь легенда? Возможно ли найти документы, связанные с ходом стройки и оповещением о ней на “верх”?

У писателя Домбровского Виктора Александровича есть воспоминания об отце, который служил подрывником в МСП-1. Слыл мастером своего дела. Именно ему было поручено “окантовать” одинокую скалу вблизи Амазара, для установки на ее вершине фигуры Вождя. “Окантовать” - значит создать что-то вроде высокого постамента. Отец с заданием справился успешно, израсходовав на это дело больше тонны аммонала. Иногда такие глыбы отрывал, земля дрожала.

А на постаменте через три месяца появилась фигура Вождя. Работа была вовсе не самодеятельной, местных творцов консультировали приезжие мастера.

Материал прислал Леонид Леонов

[источник]

* * *
И, на десерт, уникальные фото:

2. У бюста. Внизу - Транссиб и река Амазар. По ориентации реки видно, что фото сделано направлением на запад.


3. Скала и бюст на ней.

Эти уникальные фотографии предоставила Татьяна Щербакова. Иван Яковлевич, ее отец, был корреспондентом районки. Фотография бюста Сталина сделана со стороны Амазара (все фото ранее опубликованные были со стороны Германовска).
Фото Бюста не позже 56 года.


---------------------------
Вот такой интересный факт из истории Транссиба.
Остаётся лишь точно локализовать сопку на местности.
Но теперь, с этими снимками, это сделать гораздо проще.
Tags: Амазар, Забайкалье, Советский Союз, Транссиб, архив, железные дороги, загадки, занимательная география, уход в историю
Subscribe

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 3: Ту-144 и остальное

    Продолжаю рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, во второй - основной "зоопарк" музея, а…

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 2

    Продолжаем рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, а теперь обозреем основной "зоопарк"…

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 1

    1-я часть иллюстрированного поста про авиамузей в Ульяновске. В этой части Ту-114, Ту-116, Ту-104, Ту-124 и Ил-18. Остальное пойдет второй и…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 3: Ту-144 и остальное

    Продолжаю рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, во второй - основной "зоопарк" музея, а…

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 2

    Продолжаем рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, а теперь обозреем основной "зоопарк"…

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 1

    1-я часть иллюстрированного поста про авиамузей в Ульяновске. В этой части Ту-114, Ту-116, Ту-104, Ту-124 и Ил-18. Остальное пойдет второй и…