Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Сердюков и советская автомобильная история

Известия тиснули недавно любопытную статеечку, под красноречивым названием "ФСБ проверяет интерес Сердюкова к лимузину Фиделя Кастро". Меня она весьма заинтересовала, так как дело касается технической истории СССР и отношения к этому вопросу бывшего руководителя Минобороны. Сейчас (после весьма драматиченого снятия) его можно свободно клевать, в т.ч. и в проправительственных изданиях. Видимо, дали отмашку - так что теперь появляется много интересного.
Процитирую ряд выдержек оттуда.



[...]
Музей военной автомобильной техники был создан в 1994 году при Рязанском военном автомобильном институте (РВАИ) по постановлению правительства к 50-летию победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Тогда же со всей страны в музей были отправлены уникальные антикварные автомобили и техника.

Среди 150 экспонатов были лимузин-кабриолет ЗИЛ-111, на котором Юрия Гагарина везли из аэропорта до Красной площади для доклада руководству страны об успешном полете в космос; ЗИЛ-117 1971 года выпуска, на котором ездил кубинский лидер Фидель Кастро во время визитов в Советский Союз; ЗИС-110 первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, а также уникальный первый образец «русского виллиса» — ГАЗ-67. В музее были правительственные «Чайки», «ЗИМы», ГАЗ-12, экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах.

По самым скромным подсчетам экспертов, общая стоимость этой коллекции составляет несколько десятков миллионов евро. Это без учета стоимости ряда уникальных автомобилей, которые практически не имеют цены.

— Кабриолетов ЗИЛ-111 было выпущено восемь штук, сейчас стоимость такого автомобиля составляет €800 тыс., — рассказывает замдиректора реставрационной мастерской Музея техники Вадима Задорожного Юрий Костькин. — ЗИС-110 в зависимости от комплектации может стоить до €600 тыс. «Чайки» на рынке оцениваются в €50 тыс. Но у машин может быть и своя история — в зависимости от того, кому она принадлежала и кто на ней ездил, стоимость может значительно увеличиться.

В 2010 году по личному приказу министра обороны Анатолия Сердюкова музей в Рязани был неожиданно расформирован. А самые уникальные экспонаты переправлены на 147-ю автобазу Минобороны в Москву. Теперь чекисты подозревают, что часть коллекции так и не доехала до Москвы или уже здесь попала в руки богатых коллекционеров.

Бывший директор музея Рудольф Вандер подтвердил «Известиям», что несколько дней назад к нему пришли сотрудники ФСБ, которые запросили всю документацию, связанную с переводом экспонатов из музея на автобазу.

— Сотрудники ФСБ сняли копии с приказов и документов на переданную в Москву технику, — рассказывает «Известиям» Вандер. — Они сказали, что есть подозрения, что часть экспонатов пропала.

Вандер по-прежнему считает, что причиной для закрытия музея стала личная прихоть Сердюкова.

— Интерес к нашей коллекции он стал проявлять сразу после того, как возглавил Минобороны, — рассказывает Вандер. — Узнав, что у нас есть раритеты, Сердюков распорядился сделать для него подробный фотоальбом всех экспонатов, сфотографировав их со всех ракурсов.

C 2007 по 2009 год, по словам экс-директора, сотрудники музея сделали три таких фотоальбома и отправили их министру.

— Нам сказали, что альбомы министру очень понравились, — вспоминает Вандер. — А вскоре к нам приехал и сам Сердюков со своими помощниками, среди которых была и молодая женщина.

По словам экс-директора музея, когда министр со свитой проходили мимо жемчужин коллекции — автомобилей ЗИЛ-111В и ЗИЛ-117, женщина толкнула Сердюкова в бок и громко произнесла: «Такой машины у нас нет». После этого у музея и начались проблемы.

Сначала музей лишили статуса — и он стал Историко-мемориальным залом в составе Музея истории ВДВ. А затем был выпущен и приказ от начальника автотранспортной службы Минобороны полковника Сергея Климова, где сообщалось, что 11 марта 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков принял решение о переводе автоэкспозиции в Москву.

— К нам приехали эвакуаторы и увезли 63 самых ценных экспоната. При этом все документы на автомобили остались у нас, — рассказывает Вандер. — О дальнейшей судьбе экспонатов я ничего не знаю.

В 147-й автобазе Минобороны «Известиям» заявили, что все экспонаты из рязанского музея находятся у них в целости и сохранности.

— Это музейные образцы, поэтому они стоят в спецхранилище и никуда не выезжают, — пояснил начальник базы Александр Грабко.

Эксперты поясняют, что есть много способов скрыть пропажу раритетной техники.

— Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда музейный экземпляр танка или автомобиля оказывался в прямом смысле слова пустышкой — из них вынимали двигатель и всю уникальную начинку, которые затем продавали за большие деньги западным коллекционерам, — рассказывает «Известиям» оперативник МВД.

Автоэксперт Юрий Костькин также слышал о подобных аферах.

— Ценность редкого или раритетного автомобиля заключается именно в оригинальных деталях, которые в этой связи пользуются очень высоким спросом у коллекционеров, — рассказывает Костькин. По его словам, после закрытия Рязанского музея военной автомобильной техники все его экспонаты словно растворились.

[...]

Несколько слов про самого Сердюкова.

* * *
После того, как его 6 ноября громко выпнули из министров, я помалкивал - потому что хотелось понять, что, почему и как, без лишнего ненужного воя. Хотя у меня в ленте френды дня три громко строили гипотезы и занимались разного рода конспирологией. Потом успокоились.

А до этого - пока он был, как говорится, "на коне", среди некоторых моих френдов существовала явная "группа поддержки", которая последовательно защищала его во всех интернет-дискуссиях, все его инициативы и реформы. Сейчас эти френды резко замолчали насчёт этого министра.

Я же насчёт него думаю так.

1. Призван в министры обороны, как мне кажется, он был сугубо политически, согласно своему твердолобому характеру: выполнить т.н. "грязную работу", дабы сломать "советскую" пирамиду устройства армии и адаптировать её под новые постсоветские реалии.

Что такое "советская пирамида"? Это оставшаяся после Советской Армии большая по численности прослойка старших офицеров (звено майор-полковник), которая занимала в общей численности офицерского корпуса неадекватно большую долю, в ущерб младшему офицерскому звену, которое и командует низовыми звеньями. То есть, армию после падения СССР сильно сократили, лейтенантов-капитанов стало относительно мало, многие просто не шли служить после училищ, ввиду непрестижности военного дела в Новой России. А старшие и средние звенья остались. Множество кадрированных дивизий со складами вооружений, и т.д.

Так вот, Сердюкова и поставили эту пирамиду сломать. Дабы, по замыслу руководителей страны, сделать ряд полнокровных соединений, которые могут быть сразу задействованы в реальном деле, без необходимости собирать для военных действий личных состав с бору по сосёнке с разных соединений. А все "непрофильные" рудименты (военная медицина, тыл, военное образование, военные сообщения) должны были переводиться на аутсорсинг и выкидываться из состава МО.

2. Ломал он эту пирамиду весьма решительно - имея со стороны Путина явный карт-бланш. Оттого и его предельно наглое обращение с офицерами и генералами. Причем он имел и карт-бланш на кадры, набирая их по своему разумению. Вот и набрал на высокие посты 30-35-летних энергичных девок, обладавших одновременно энергией, сексуальной привлекательностью и не встроенных в военную касту, а бывших для неё посторонними. Они и строили зажиревших генералов, каждая по своему профилю (тыл, образование и т.п.)

3. Итоговый результат оказался неожиданным: поломав пирамиду старших офицеров, разогнав кучу надстроек и управлений, и наверное, этим сломом сэкономив некоторых денег, одновременно (в его министерство) были открыты новые гигантские коррупционные кормушки всероссийского масштаба - которые обеспечивали тыловое снабжение армии от Калининграда до Камчатки, но уже без внутренних ограничений МО: то есть гражданские лица, которых уже не построишь и на дисциплинарную кичу не отправишь. Таким образом, экономия на одном обернулась растратой на другом направлении. И возможно, масштаб "новой" растраты средств оказался больше старой нагрузки на бюджет, когда содержались старые советские военные кадры.

4. Засыпался "мебельщик", видимо, уже на сугубо личном факторе, разведя внутренний фаворитизм, "забыв берега" и перестав быть зятем г-на Зубкова, подав на развод с его дочкой. Очевидно, Сердюков просто переоценил конкретно свои силы и влияние, считая себя после 6 лет начальствования самодостаточной фигурой в пирамиде власти. Однако это оказалось не так.

5. Потом был сделан пробный вброс насчёт того, что он назначен советником "Ростехнологий". Реакция оказалась резкой - видимо, сами люди из этой госкорпорации отбивались от этой чести, как смогли. И отбились - вброс быстро отработали обратно. Типа, "ашипка вышла".

Затем Путин публично его выгородил на пресс-конференции, сказав, что "он может работать где угодно, ведь у нас сейчас не 37-й год". Почему он его таки выгородил? Я думаю - потому, что Сердюков в течение шести лет выполнял вот эту грязную работу по разгону старой армейской пирамиды, сопряженную со всеобщей ненавистью со стороны всех реформируемых и сокращаемых. А работа велась с подачи сверху, чтобы попытаться сделать армию более управляемой и мобильной. В идеале. В реале - получилось несколько по-другому.

6. Сейчас разнообразная информация по Мебельщику, как видите, полилась по самым разным фронтам. Большинство инициатив старого министра сейчас отменяется новым (Шойгу) и видимо, его наследие будет и дальше подвергаться критике. Однако сам экс-министр пока цел, хотя копают вокруг него уже близко и с разных сторон.

7. Я думаю, есть вероятность, что защитный пояс сверху вокруг него может продлиться не более полугода-года, а если получится так - то затем возьмутся и за него. Но в любом случае, вряд ли Путин допустит быстрый переход от статуса министра (из своей команды) к подследственному. Тут нужен постепенный переход, дабы головы гражданского общества (особенно со стороны "охранителей") не поехали крышей.

И потом, дальнейшее зависит ещё и от самого Сердюкова: если он останется верным псом, и про всё лишнее будет молчать, как рыба об лёд, то его пожалеют и сошлют на тихую синекуру - как Грачёва, выдержав паузу, пока "гражданское общество" про него не забудет, переключившись на новые темы. Если же станет кочевряжиться, капризничать и наезжать на своего благодетеля, как когда-то Касьянов - то сдадут в лапы правосудия. Тогда уж ему придётся несладко.
Tags: авто, анализ, политика, размышлизмы, ретро, уроды
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →