* * *
В самом деле, представьте себе на минутку, например, что питерский поезд, идущий в столицу, вместо прибытия на тупиковый Ленинградский вокзал с огромной концентрацией пассажиропотока в одном месте, делает остановки сперва в Петровско-Разумовской, потом на Рижской, потом на транзитном Курском вкз. и заканчивает свой путь где-нибудь в Люблино, высаживая пассажиров на всех четырёх остановках, где им удобнее. Таким образом, выходящие пассажиры "размазываются" по всему городу, вместо того, чтобы создавать массовую толкотню в одном месте. Вот это и есть варшавский подход.
Строго говоря, не только варшавский - изначально-то он немецкий, однако в польской столице он тоже постепенно привился и устоялся. Началось переустройство узла по этим принципам ещё в конце 30-х, а окончательно схема оформилась к началу 80-х. Давайте посмотрим поподробней, как там всё устроено - в вокзальном смысле.
Вокзал Варшава-Центральная
2. Сперва стоит посмотреть схему железных дорог в Варшаве и пригородах.
Смотрите, поляки полноценно включили в пассажирское движение не только основные сквозные линии, но и бывшую соединительную, через Гданьский мост, и тупиковую, бывшего Петербургского (Виленского) вокзала. Все эти пути работают 1) на внутригородское движение, 2) на связь с пригородами, 3) на дальнее сообщение. Разными цветами выделены зоны; зеленый и жёлтый цвета - городской тариф, то есть там можно передвигаться по обычному городскому единому билету 1 или 2 зоны (очень удобно, кстати).
3. Другая схема, с центральной частью узла. Здесь показаны не только государственные ж/д, но и отдельная линия WKD (сакрального смысла которой, в её гордой отдельности, я так и не понял до конца). Как видите, все пучки маршрутов, проходящие через город, не могут миновать одного из концов "триады" - они неизбежно пройдут либо через Всходню (цифра 1), либо через Заходню (3). А линия метро, которая в Варшаве одна - но очень длинная - пересекает ж/д узел в районе Центрального вокзала (2) и затем ещё и на Варшаве-Гданьской.
Между концевыми вокзалами триады (Всходней и Заходней) линии пригородные и дальнего следования разделены и имеют разные остановки - если дальние сообщения заходят на центральный вокзал, то пригородные имеют более частые остановки внутри центра. Три перегона - от Варшавы-Повисле до Охоты - упрятаны полностью под землю, в тоннели.
В общем, всё связано и везде в городе можно ездить одним билетом соответственной тарифной зоны, свободно пересаживаясь по всем видам транспорта (метро, трамвай, SKM, автобус), включая и пригородные электрички. К этому надо добавить, что на Варшаве-Заходне расположен ещё и огромный автовокзал дальних сообщений, связанный со станцией подземным тоннелем.
Теперь давайте посмотрим все вокзалы триады.
Начинаем с Варшавы-Восточной (Всходни).
4. Платформа с информационным табло. Это единственная из триады русифицированная станция. Как мы уже выяснили раньше, русифицировали её к Евро-2012.
5. С северной стороны расположен заглублённый в землю вокзал дальних сообщений.
6. Проходим туда подземным тоннелем.
7. Для того, чтобы вы могли себе представить проходящий трафик. В основном - пригородный, но попадается и междугородний, и даже международный - тут делает остановку и московский "Полонез".
8. Внутри вокзала.
9. Информационные табло.
10. Проходим обратно, на самую южную платформу. Вид в сторону центра.
10а. Раньше, в горловине станции с северной стороны, существовал тупиковый Тереспольский вокзал (до 1944). В войну он был утрачен, а саму станцию соединили с центральным вокзалом, пробив магистральную линию с мостом через Вислу и приспособив тереспольское направление под транзит. Затем немного восточней был построен современный комплекс Варшава-Всходня, пара дальний вокзал (с севера) - пригородный вокзал (с юга). Они соединены тоннелем.
11. Внизу слева виден заглублённый, ниже уровнем от линии, вокзал пригородных сообщений.
12. Пригородный вокзал изнутри (мне хорошо памятен тем, что именно тут я расстался с суммой штрафа за утерянный трёхсуточный билет). Тоннель ведёт на платформы и затем на вокзал дальних сообщений.
Теперь посмотрим Варшаву-Центральную.
13. Вид со стороны Иерусалимских аллей.
14. С северной стороны вокзала построены специальные приёмные платформы для междугородних автобусов.
15. С парапета вокзала видны также и стеклобетонные джунгли местного сити, почти примыкающего к вокзалу.
16. Стеклоджунгли чуть поближе.
17. Вокзал вечером.
18. Световая надпись.
19. Историческое фото второй половины 1970-х - вокзал после открытия.
20. Заходим внутрь, в этот мега-сарай. Поменьше мюнхенского сарая, но тоже большой.
21. Кассы дальнего следования.
22. Точки обслуживания и сервиса упрятаны вот в такие "стеклянные осколки".
23. Поляки-фанаты.
24. Поднимемся на второй уровень. Внутреннее пространство вокзала.
25. Вид на Иерусалимские аллеи. Там, за стеклом, остановки трамвая и автобуса.
26. Зал ожидания второго этажа. Обратите внимание на многочисленные розетки: рай для тех, кто хочет заряжать свои девайсы, от мобилок до ноутбуков. Тут есть и хороший вай-фай - бесплатный, с умеренной скоростью, но по разовой регистрации.
27. Снял табло, для примера напряжённости трафика. Тут преобладают дальние сообщения: почти все линии SKM (городская ж/д) и KM (пригородная) проходят по параллельной подземной ветке, не через сам вокзал.
28. Спустимся в подземелье и посмотрим платформы дальних поездов.
29. На путях стоит берлинский экспресс.
30. А это параллельная подземная линия, для пригородных и городских электричек - на которую надо ещё переходить. Выход вверх отсюда - прямо напротив сталинской высотки, PKiN.
И, наконец, Варшава-Заходня (Западная).
31. Станция многопутная, тут сходятся несколько направлений. Вид в сторону Познани.
32. Вид в сторону центра города.
33. Если спускаться в подземный тоннель, то можно выйти как к ж/д вокзалу, так и к автовокзалу.
34. Сперва сходим к вокзалу. Он тут малюсенький совсем.
35. Внутри вокзала.
36. По длинному тоннелю можно пройти и на автовокзал. По ходу - выходы на платформы, их тут много. Обратите внимание на табло: московский "Полонез" изначально уходит именно отсюда, собирая пассажиров затем ещё на Центральной и Восточной Варшаве. И транскрибируется станция назначения по-русски.
37. И, на десерт, огромный автовокзал - с южной стороны станции.
Дальше мы перейдём опять на сторону вокзала и пойдём от Заходни в сторону Варшавы-Венской-Товарной смотреть заброшенный железнодорожный мир, застывший в состоянии 40-летней давности.
Продолжение следует.
Янтарно-Висленский вояж:
1. Общий обзор
2. Парадный Белосток
3. Непарадный Белосток
4. Белостокский военный музей
5. Костёл св. Роха
6. Белостокский вокзал и станция
7. По Петербурго-Варшавской магистрали
8. Варшава-Центральная: невезучее место
9. Триада варшавских вокзалов
10. Затерянный мир Варшавы-Главной
11. Гданьский мост и невеста
Journal information