Решил и я проникнуться немного, почитать-приобщиться, что он там сказал.
Понятное дело, что политологи-оналитеги нам всё растолкуют, разжуют и в рот вкусную кашку положат.
Особо трудиться не надо.
Но иногда полезно и самим почитать первоисточник; вкусить лично, так сказать, нектара мысли.
Вместо прожиганья времени на всяких там модных интернов и прочих донцовых-муракамей.
(дальше немножко скучных цитат про транспорт и связность территории)
Я не буду затрагивать сейчас всякое разное правильное, поднятое в послании, типа подьёма патриотизма и духовных скреп.
Всё это понятно. Что надо. Поднимать, воспитывать.
Тем более что я каждое 9 мая вижу огромную заботу президента (-ов) о непрерывной связности эпох и воспитании гордости за державу, в виде стыдливой ежегодной маскировки Мавзолея на Парад Победы.
Таки да, мы так много навоспитываем.
"Все эпохи нашей героической истории равны, при условии, что они начинаются после 1991-го, или заканчиваются до 1917-го, с небольшим частичным исключением в 1941-45 гг., которое случайно стало возможно вопреки тогдашним руководителям".
Но возьмём более приземлённую и близкую этому журналу тему, транспорт.
Итак, что у нас ВВП говорит в послании про транспорт?
---
Нам необходим настоящий прорыв в строительстве дорог. В предстоящее десятилетие нужно как минимум удвоить объём дорожного строительства. Здесь тоже разный счёт существует, но этот счёт требованию удвоения вполне корректен.
Важнейший приоритет развития – это региональная авиация, а также морские порты, Северный морской путь, БАМ, Транссиб, другие транзитные коридоры. Обо всём это нужно не только думать, над всем этим нужно настойчиво работать. Нам нужно обеспечить в полном смысле транспортную связанность, единство всей российской территории.
---
Просто шикарно! Все растрогались, вытирают слёзы умиления батистовым платочком, можно хлопать в ладоши.
Надо "настойчиво работать" и "думать". Однако не спешите.
Как же предполагается настойчиво работать с инфраструктурой?
Ответ на этот вопрос тоже есть.
Только он находится не в пафосном конце послания, а в его "экономической" серединке.
Итак:
---
[...] Поэтому уже с 2013 года после создания соответствующей управляющей структуры предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния – для начала это может быть сумма до 100 миллиардов рублей, некоторые считают, что не менее 100 миллиардов рублей, – нужно вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов. С этим сегодня уже согласны и правительственные эксперты. Поэтому прошу Минфин проработать такую схему.
Важно, чтобы такие проекты были окупаемы сами по себе. Чрезвычайно важное условие – и обращаю на это особое внимание – важно, чтобы они были окупаемыми и давали устойчивый гарантированный доход, а не требовали постоянной подпитки из ФНБ или из федерального бюджета.
---
Расшифровываю для непонятливых.
1. Средства предполагаются вкладываться государством не в развитие инфраструктуры, а в ценные бумаги, связанные с инфраструктурными проектами.
2. Все недоходные, невыгодные, но социально значимые направления сообщения в России, получается, не имеют права на существование, не говоря уже о развитии.
3. Не имеет права на развитие и невыгодная малая авиация, на 80% уничтоженная с концом СССР. Потому что она обслуживает, как правило, отдалённые территории с малым трафиком, но где тоже живут люди. Наши люди.
4. То же самое касается речных перевозок.
5. Новые инфраструктурные проекты должны реализовываться на заведомо высокодоходных направлениях.
6. Государство не собирается и не будет дотировать пассажирские перевозки, потому что это противоречит постулатам монетаризма.
7. При этом неважно, что речь идёт о сверхдоходах от нефтяной и газовой трубы. Лучше их обратить в казначейские облигации некоторых стран. Перекрёстное субсидирование - величайший грех и табу для гайдарокохов.
Вот так у нас получается: в конце послания Президент озвучил прекрасные, хорошие идеи (они безусловно понравятся всем патриотам); а в середине - безымянный кудриногреф навалил огромную дымящуюся коричневую кучу, обесценив красивые слова более чем полностью.
Правоверные монетаристы и магистральный транспорт
Давайте посмотрим, к чему ведёт на магистральном транспорте (а это как раз и есть именно реальная, а не декларативная скрепа страны) строго "рыночная" политика ликвидации всего невыгодного "прямо сейчас и здесь" и не дающего "устойчивый гарантированный доход":
---
Для оптимизации маршрутной сети отменяются 19 поездов формирования ФПК, включая все курсирующие в их составах прицепные и беспересадочные вагоны.
РЖД отмечают, что данные поезда отличаются малой населенностью и низкими показателями работы: убытки ФПК от курсирования указанных поездов за девять месяцев текущего года составили 760,4 миллиона рублей, с учетом даже полной компенсации выпадающих доходов со стороны федерального бюджета убытки составляют 543,4 миллиона рублей.
В частности, отменяются ряд поездов и беспересадочных вагонов, курсирующих по маршрутам Ярославль — Нижний Новгород, Котлас — Киров, Тында — Комсомольск, Нерюнгри — Тында, Северобайкальск — Анапа, Красноярск — Абакан, Новокузнецк — Новосибирск, Томск — Белый Яр, Омск — Кулунда, Кемерово — Таштагол, Кемерово — Топки (беспересадочные вагоны Кемерово — Кисловодск), Томск — Тайга, Пенза — Самара, Новороссийск — Адлер — Архангельск, Ростов — Волгоград, Ростов — Грозный, Ставрополь — Кавказская (беспересадочные вагоны Ставрополь — Санкт-Петербург), Ставрополь — Кавказская (беспересадочные вагоны Ставрополь — Воркута, Ставрополь — Архангельск), Нальчик — Прохладная (беспересадочные вагоны Нальчик — Адлер).
Кроме того, в связи со снижением пассажиропотока и низкой населенностью будет отменен поезд № 18/17 Москва — Пермь отправлением из Москвы с 15 января 2013 года, из Перми с 16 января 2013 года.
[отседова]
Сообщение совсем свежее, 7 декабря этого года.
Вот вам, бабушка, и
Дробление базовых инфраструктурных монополий (РЖД, ЕЭС) на выгодные и невыгодные куски. Приватизация прибылей из выгодных кусков, национализация убытков из невыгодных кусков, и последующее их беспощадное сокращение. Именно в такую сторону нас ведёт тру-монетаризм и его маниакальное стремление к непременной выгодности и окупаемости дальних пассажирских сообщений, альтернативы которым во многих местностях нашей необъятной страны просто нет.
Хорошо, а можно ли вообще действовать иначе в этой ситуации? И зачем?
Какие имеются прецеденты действий в ситуации а) большой территории страны и б) дороговизны поддерживаемой инфраструктуры?
Давайте посмотрим совершенно конкретный пример:
---
Правительство Китая намерено в течение ближайших пяти лет построить 45 новых аэропортов. Как сообщает агентство "Синьхуа", если эти планы будут реализованы, то общее количество аэропортов в стране достигнет 220. Всего местное правительство намерено вложить в авиационный сектор за пять лет 1,5 триллиона юаней (227,3 миллиарда долларов). Это на треть больше, чем в предыдущие пять лет.
Associated Press отмечает, что сейчас 130 из 175 китайских аэропортов являются убыточными, но Китай все равно их поддерживает, так как считает, что подобная инфраструктура ведет к увеличению ВВП в регионах. В частности, выручка крестьян в местах, где есть аэропорты, увеличивается за счет того, что они могут отправлять продукты на отдаленные рынки. [...]
[отседова]
Так это что получается? Можно и по-другому?
Да, иначе тоже можно. И - результат другой.
* * *
Понятно, что послание такого высокого уровня пишут придворные эксперты, не сам президент.
Также понятно, что разные части пишут разные эксперты, а Администрация Президента соединяет всё воедино, заботясь о смысловой связности.
Только тут никакой связности не получилось, а напротив: налицо явное и резкое противоречие.
А почему? Потому что конкретную, не декларативную часть послания сформировали оголтелые монетаристы-рыночники.
Видимо, в этом направлении предполагается и действовать.
Вот ещё "понравилось":
По оценкам экспертов, вхождение России в двадцатку стран с наилучшим бизнес-климатом позволит нам прибавить не менее 2,5 процента к сегодняшнему росту ВВП.
Ну то есть что? Опять фапанье на непонятно кем и с какими целями составляемый рейтинг. Каких именно "экспертов"? "Британских учёных"? Кто конкретно оценивал "прибавление"? И зачем это? Может, лучше заняться не вхождением в рейтинги, а чем-то более приземлённым, и просто плевать на сторонние рейтинги?
И тут - хорошо видно, что старательный коллективный кудриногреф из вшэподобных структур вставил пассаж в послание, а президент эту дебильную мантру затем озвучил.
PS. Виталий Третьяков, мудрый человек (при этом близкий к верхам, то есть вполне осведомлённый), очень грамотно сформулировал, на сходную тему:
---
[...] А не понравилось, что он своим (и народа России) врагам и оппонентам не сказал того, что они боялись услышать.
С кем Путин всего того, о чём он говорил, будет добиваться? Непосредственно с народом? Изолировав правящий класс?
А ведь значительная часть правящего класса России 1) нисколько не жалеет о вымирании населения России и не намерена тратить деньги и силы на противодействие этому; 2) не только не собирается возрождать духовность и мораль в России, а напротив, радуется тому, что и то, и другое исчезло (ибо так легче выкачивать из России деньги); а если и говорит о возрождении морали, то непременно по постмодернистски-западному шаблону: с толерантностью, однополыми браками, ювенальной юстицией вместо традиционной семьи, безбрежным секуляризмом, маргинализацией РПЦ и вмешательством любого чужого государства, которое она считает "цивилизованным", во все дела России, а особенно в её образование, культуру, традиции - в менталитет.
А (3) с патриотизмом, оду которому воспел Путин, совсем очевидно: не реже одного раза в неделю по одному из федеральных телеканалов кто-нибудь из представителей доморощенных патентованных либералов, демократов и "цивилизаторов" немытой России, обязательно напоминает, что "патриотизм есть последнее прибежище негодяев". Пару-тройку дней назад это в очередной раз было сделано.
Так что путинский креативный класс понимает патриотизм одним образом, а властвующий креативный класс - прямо противоположно. Как, простите, мерзость.
И, соответственно, как с помощью непатриотического властвующего креативного класса Путин собирается возрождать суверенную (без вмешательства извне) и одухотворённую Россию патриотического креативного (по Путину) подчинённого класса?
Налог на роскошь? Машины и особняки будут переписаны на фирмы. Запрет на хранение денег за рубежом? Да, думаю, нужные схемы уже разработаны. Ну переведут в Россию с помпой и сообщениями в СМИ по миллиону долларов каждый. Но основное - никогда! Да и западные банки не дадут. Когда вы деньги к нам кладёте, нам не очень важно их происхождение. А если миллиарды долларов задумаете из наших банков изъять и перевести в какую-то Россию, то можно и задать вопрос о происхождении этих денег... А до выяснения всех обстоятельств - заморозить счета... [...]
---
Короче.
Напрашивается неутешительный вывод: никакой чёткой стратегии нет. Владимир Владимирович просто хочет спокойно досидеть на кресле, раздавая красивых слов всем сёстрам по серьгам и быть верховным арбитром властных группировок, конкурирующих в правительстве за ресурсы и посты. А в это время реально рулить в экономике и на транспорте будут разнообразные вшэ-монетаристы.
С этими клюющими падаль грифами мы, пожалуй, "повысим связность территории".
В строго обратном смысле.
Journal information