Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

Как устроен парусник XVIII века. Поход по "Полтаве"

В середине ноября - в один из пасмурных дней поздней питерской осени - я принял участие в походе на уникальный в своём роде морской исторический объект. Это "Полтава" - воссозданный по лекалам XVIII века парусный линейный корабль 4-го ранга. Впервые в истории современной России столь большой парусник строился приближенно к историческим технологиям и в соответствии с решениями корабельного мастера Федосея Скляева. Приближенно - потому что в архивах был найден только чертёж мидель-шпангоута, а также точные размерения корабля. Плюс гравюра голландца Питера Пикарта с внешним обликом. А вот подробных чертежей не было - и поэтому воссоздавать внутренности пришлось по типу аналогичных кораблей эпохи, изучать чертежи аналогов. "Полтава" в своё время стала первым линейным кораблём новорождённого Балтфлота (1712 г.) и в её строительстве принимал участие лично Петр I. Правда, повоевать артиллерией в полную мощь ей не пришлось - несмотря на боевое название в честь Полтавской битвы. Но она крейсировала в шести морских кампаниях Северной войны (1713-1717 и 1721 г.). Окончила "Полтава" свою карьеру в 1732 г., через 7 лет после смерти Петра I.

"Полтава" у причала. На заднем плане - белого цвета ангар, где собирали корабль

Словом, прототип был очень заслуженным. Воссоздание корабля происходило в 2013-2018 гг. на исторической верфи "Полтава" на Лахте, по личной инициативе председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера. Вообще, дело это очень дорогое и без поддержки мощного генерального спонсора такой проект было бы не поднять, учитывая тщательность исторической реконструкции. В воссоздании "Полтавы" приняло участие в общей сложности около 3 тыс. чел. (от плотников и такелажников до до парусных мастеров и кузнецов). Невероятно сложная задача, учитывая утерянные навыки строительства больших деревянных кораблей. Как вы увидите дальше, конструкция корабля сложная и требует от создателей гораздо больших усилий, чем типовое строительство обычного стального судна.

Самое интересное в осмотре этого корабля - это наглядная возможность воочию ощутить и ясно себе представить внутренности, быт и реалии той эпохи. Никакая картина или гравюра не может заменить личного впечатления. Как был устроен парусник? Насколько тесно там размещались люди? Каков был их быт в походе? Всё это невероятно интересно, когда смотришь на это своими глазами и в размерениях реального корабля. Поэтому давайте пройдём по "Полтаве" сверху донизу и осмотрим линейный корабль. Пост внутри большой, поэтому приготовьтесь к большому рассказу :)


2. Многие петербуржцы "Полтаву" уже видели на Неве, так как её выводили на Английскую набережную летом 2019-го и даже ставили в корабельный ордер на военно-морском параде в тот же год.


3. Но сейчас мы застали заслуженную реплику у своей исторической верфи, где её готовят к музеефикации и насыщению её внутренностями, чтобы она стала полноценным музейным объектом.


4. Нашим проводником по кораблю был один из её создателей с самого начала - Максим Коршунов; сейчас он капитан "Полтавы".


5. Ну что ж, пора на борт? Идём!


Итак, для начала - цифры. Не буду ими сильно вас грузить, но всё равно надо.

Водоизмещение - 1210 тонн
Длина корпуса по гондеку, т.е. по нижней орудийной палубе - около 40 метров.
Корпус сформирован из дубовых бревен диаметром от 60 см до 1 метра и длиной от 6 до 12 метров (для таких бревен нужны дубы возрастом не менее 150 лет).
Высота самой высокой точки корабля - верхушки грот-мачты - 47 метров.
Осадка - 4,6 метра
Площадь парусов (суммарная) - 1059 кв. метров.
Количество пушек - 54, калибром 18-, 12- и 6 фунтов.
Длина стоячего и бегучего такелажа - около 20 км канатов и тросов.

6. Далее мы пойдём смотреть корабль с верхних палуб и до трюма.
Но чтобы вам было понятней внутреннее устройство небольшого парусного линейного корабля, вот "Полтава" в разрезе (рисунок позаимствован из публикации NG, ссылку см. в конце поста). Мачты от носа к корме именовались так: фок-мачта (носовая), грот-мачта (серединная, самая высокая), бизань-мачта (кормовая).


Цифры:
1. Каюта капитана. В каюте напротив штурвала хранились карты, велись расчеты и работал вахтенный офицер.
2. Адмиральский салон. Самое просторное помещение на корабле, где, по всей видимости, и располагался Петр I, когда квартировал тут.
3. Помещение офицеров. Спальные места офицеров располагались прямо над бортовыми пушками. Здесь же была и кают-компания.
4. Камбуз. Здесь готовили пищу на весь экипаж.
5. Гондек. Главная орудийная палуба, где посменно спали и отдыхали матросы и нижние чины.
6. Винный склад. В корабельном арсенале хранились запасы вина, а также продукты.
7. Орлопдек. Самая низкая палуба, всего 130 см. Ее использовали как склад продуктов, инструментов, запчастей.
8. Крюйт-камера. Хранение порохов и запалов, наиболее опасных материалов.
9. Трюм с балластом и запасами питьевой воды бочками.


7. И вот, мы взошли на корабль и оказались на опердеке - второй по высоте открытой палубе корабля. Здесь тоже стоят пушки. Вид на корму, в сторону кают-компании и адмиральского салона.


8. Теперь смотрим в другую сторону, к носу. Впереди - вход на камбуз; можно по лесенкам подняться на полубак, или пройти камбуз насквозь, чтобы попасть в матросский гальюн на носу. Преобладающий красный цвет - не просто так, он имел двойное назначение: во-первых, это была наиболее водостойкая краска. Во-вторых, на её фоне гораздо меньше была заметна кровь, так как в бою деревянная щепа наносила экипажу множественные порезы и проколы на коже, и крови лилось много.


9. Давайте пойдём сперва на нос. Приближаемся к камбузу. Вверху висит главная корабельная рында. Низкие дверцы - вход на камбуз.


10. Корабль, по обычаю той эпохи, довольно щедро украшался резьбой и фигурами.


11. Камбуз. Пол и потолок обивали листовым свинцом или медью, чтобы не было пожара; в середине стояли печи. Готовить надо было много: экипаж в полном комплекте насчитывал 350 человек (!) - т.е. 80 морских солдат и 270 человек ходового экипажа. Это примерно в 3 раза больше полного экипажа атомного ледокола и в 1,5 раза больше экипажа большого противолодочного корабля конца XX века. Так что сами представьте объём работ :)


12. Ствол фок-мачты и вот примерно тут и помещались камбузные печи. Теснота, жар, тонны солонины и никакой романтики. В темное время суток при беспокойном море камбуз бывало и гасили, во избежание пожара.


13. Выходим из камбуза на гальюн. Поскольку у матросов и нижних чинов не было выделенных помещений, то весь туалет происходил тут. Как у птичек - за борт, держась за канаты. Если волнение, качка, шторм - всё равно тут. Волна смоет всё.


14. Носовая часть корабля устроена сложно и замудрённо, но каждая деталь тут имеет выверенное веками морского опыта значение.


15. Вид носовой части "Полтавы" сбоку. Смотрите, там ещё есть носовые фигуры, имевшие сакральное значение и связанные с именем. Но мы их тут рассмотреть не сможем, это надо спереди зайти.


16. Теперь идём по опердеку к корме.


17. Везде преобладает красный цвет, причины см. выше. Правда, тут есть и отступления от XVIII века, в виде спаскругов. Требования Морского Регистра.


18. Ствол грот-мачты - центральной и самой толстой из трёх. Обратите внимание на гигантское количество такелажа у подножия мачты на палубе. Канаты внешне полностью идентичны историческим аналогам, но изготовлены по современным технологиям, что позволило значительно повысить их прочность и долговечность. Общая длина канатов на корабле - около 20 км.


19. Поднимаемся на уровень выше - это уже квартердек. Здесь тоже стояли пушки - но более мелкого калибра, медные. Дабы не влияли на остойчивость.


20. Вид с квартердека на опердек (внизу) и полубак.


21. Взгляд на верхотуру грот-мачты. Вот в любое волнение или шторм по этим вантам без страховки лазили туда-сюда десятки матросов, дабы ставить или снимать паруса. Флаг - на высоте 45 м, т.е. это высота примерно 15-этажного дома. Так что высоты матросам бояться было противопоказано :)
Ну а горизонтальные планки на мачтах - это реи. Помните, "повесить на рее"? - вот именно на них и вешали преступников и пойманных пиратов.


22. Из-за хитрого и сложного переплетения канатов вдалеке виден Лахта-Центр, наполовину скрытый облачностью.


23. Теперь зайдём с кормы и посмотрим, как корабль устроен здесь. Смотрите, как высоко поднята корма в конструкции парусников, это наиболее массивная выступающая назад часть корабля. Верхние окна - каюта капитана, более широкий ряд окон с "балконом" ниже - адмиральский салон и офицерская кают-компания. И обратите внимание, насколько же сложны криволинейные обводы "Полтавы", какое мастерство корабельщиков должно быть.


24. Кормовые резные фигуры тоже имели символическое значение и украшали корабль. Ниже балкона - герб Российской империи. Декор воссоздавался по гравюре Пикарта, благо она достаточно чётко его изображала.


25. Теперь идём из опердека внутрь. Здесь, перед салоном, размещались офицеры и их личные вещи - сундуки. Их было относительно немного и они могли себе позволить не спать посменно.


26. Хорошо видно перекрытие палубы. Над нами - квартердек и судовой штурвал.


27. Высота палубы внутри небольшая, примерно 2 метра. Нужно ходить аккуратно, если высокий человек.


28. Адмиральский салон с балконом и одновременно кают-компания, когда главноначальствующих лиц не было на борту. Вот тут и жил царь Петр в периоды своих визитов на корабль.


29. Андрей Грошиков, генеральный директор верфи "Полтава", рассказывает нам о материалах и устройстве корабля, а также о проблемах с Морским Регистром: ведь "Полтава" настолько уникальна и близка к оригиналу, что не вписывается в стандарты. Прежде всего, тут нет обязательного дизеля - ход только под парусами, как и положено в XVIII веке. Именно поэтому парусник приходится оформляють как «стоечное судно», которому формально можно передвигаться под буксиром. Но ничто не мешает выйти под буксиром в Залив и затем отцепиться от него, идя уже под энергией ветра. Хотя строго по правилам это не положено.


30. Здесь есть даже такая роскошь, как балкон с видом от кормы.


31. И самое удивительное - это офицерские гальюны по бортам! Роскошь просто невероятная, ведь матросам приходится делать все дела на носу и открытом ветру. А тут - в комфорте и за стенкой. Правда, всё равно очень узко. Но у моряков зады поджарые, ничего.


32. Теперь спускаемся на уровень ниже. Это гондек - главная орудийная палуба, где размещались наиболее тяжёлые калибры орудий. Здесь же - якорный шпиль (брашпиль), который вращали до 20-24 человек при подьеме тяжелого якоря. Также тут размешались на отдых матросы и солдаты: спали посменно, т.к. более 100 человек зараз вместить было невозможно. Гамаков в петровскую эру ещё не было и спали на досках, постелив подручные средства, бушлаты и проч.


33. Устройство такелажа и тут очень сложное; назначение блоков объяснять долго.


34. Отверстия в полу, окаймлённые медью - это шпигаты, для слива воды, попавшей на палубу. Применяли их и по-малому, если в бою надо сходить. Чтобы до гальюна на носу не бежать.


35. На гондеке тоже хорошо видно сложное криволинейное устройство корабля. Просто не могу себе представить, насколько непросто было плотникам изготовлять и подгонять все детали, чтобы добиться совершенных и оптимальных обводов корпуса.


36. Идём ещё ниже. Теперь спускаемся на орлопдек.


37. Это самая низенькая из палуб, близкая к ватерлинии. Здесь не было орудий, зато складывали припасы и запасной такелаж. Ходить тут можно только сильно пригнувшись (высота 130 см). Так же неудобно и таскать припасы. Но иначе никак.


38. Наконец, спускаемся на самый низкий уровень, ниже ватерлинии - в трюм.


39. Здесь для центровки корабля сложен тяжелый балласт: в нашем современном случае - специальные слитки-чушки, а в XVIII веке это были тяжелые камни. Складывать на днище надо их не хаотично, а по стройной системе, этим командовал главный боцман. Так же здесь размещали и запасы питьевой воды: бочки с водой и тяжелые (играли роль балласта) и место продуктов на орлопдеке не занимали.


40. Я тут спросил капитана, а на какие допущения пришлось пойти от технологий XVIII века? Что применили из современного?
Во-первых - скреплениями деревянного каркаса: 300 лет назад были деревянные клинья, а сейчас всё-таки железные болты и гайки. Это раз.
Во-вторых, по требованиям Регистра пришлось сделать водоотливную, противопожарную и вентиляционные системы (т.е. огнетушители и вентиляцию).
В-третьих, внутри помещений стоит современный свет, а не свечи и коптилки.
В-четвертых, орудийная палуба. Тогда была 100-мм дубовая. Сейчас найти надлежащего качества дуба, да ещё и многолетней сушки нереально. Поэтому сделали её трехслойной: сверху и снизу доска по 25 мм, а посередине фанера. Конструкция получается вполне водонепроницаемой и жесткой.
Остальное - всё по тогдашним технологиям или их аналогам.


41. Вот ещё раз - размерения трюма, в масштабе с девушкой.


42. Вид на винный склад в корме, под гондеком.


43. Теперь по орлопдеку, пригнувшись, пробираемся в крюйт-камеру - святая святых военного корабля.


44. Тут хранились пороха и заряды. Поэтому крюйт-камеру устраивали в самой середине, изолированно от бортов. Так как если неприятель сможет пробить борт, вторую стенку и сюда попасть - то всё, кранты. Всё взорвётся и корабль пойдёт гарантированно ко дну. Фонари в крюйт-камере изолировались специальными окнами, чтобы не было и намёка на возгорание или искру. Курить, высекать огонь, шкрябать металлом о металл тут было строжайше запрещено. При входе полагалось снимать обувь и надевать войлочные тапки.


45. Ну что ж, теперь из внутренностей поднимаемся снова на квартердек, где канонир "Полтавы" демонстрирует нам искусство стрельбы из орудия и порядок действий при этом. Сперва придвигаем орудие канатами непосредственно к борту, закладываем заряд.


46. Затем в спец. отверстие вставляется фитиль и запаливается сверху (я излагаю упрощенно, т.к. процесс зарядки сложнее и в нём больше этапов).


47. Если посмотреть на орудие в сборе сзади, то видно и то, что есть специальный такелаж для гашения отдачи от выстрела и удержания орудия в определенном интервале. Вообще, я тут записал видео, там нагляднее. Попробую выложить отдельно.


48. В общем и целом, осмотр настоящего парусника с реальными пропорциями палуб и истинными размерениями помещений производит огромное впечатление. Сразу все морские книжки про пиратов и моряков парусной эры предстают в ином, реальном свете. Романтика уступает пониманию того, как непросто и сложно было морякам в парусную эру. Очень круто, короче! Очень.


Сейчас идёт наполнение внутренних палуб предметами той эры и процесс реконструкции помещений. Чтобы посетители могли ещё более наглядно себе представить, как жили и служили моряки военных кораблей 300 лет назад. Пока что посещения обычными посетителями планируются летом - когда работа по музеефикации продвинется достаточно далеко.

Выражаю признательность пресс-службе и работникам ПАО "Газпром" за возможность подробно осмотреть такой уникальный объект.

PS. Для дополнительного чтения по теме "Полтавы" рекомендую материалы Андрея Союстова aka u_96:
1) О постройке
2) О спуске на воду
3) И ещё, "Полтава" в разрезе (National Geographic)

#Полтава1712 #Газпром
Tags: #Газпром, #Полтава1712, Питер, Финский залив, военная история, флот
Subscribe

Posts from This Journal “Финский залив” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 130 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Финский залив” Tag