Стоянка поезда на приграничных станциях почему-то несуразно большая: 6 час. 43 мин. (403) на нашей стороне, и 5 час. 40 мин. (340) в Маньчжурии - при расстоянии между ними в 12 км. На эти 12 км следования по расписанию отводится ещё 25 мин. Итого на весь пограничный участок получается 12 часов 48 минут, или примерно в 1,2 раза больше суммарного времени перелёта Пекин - Петербург, включая время регистрации, посадки и получения багажа. Почему на пересечение границы заложено такое огромное время, более полусуток - загадка. Причём 40 лет назад, в советское время, этот интервал был тоже немал - 8 часов, но сейчас он увеличился в полтора раза.
В этой части: рассказ о процессе пересечения границы (довольно муторном), а также - на десерт - печальная повесть... нет, не о венских вокзалах, а о пограничных арках России и Китая.
Время около полуночи, и мы наконец на станции Маньчжурия. Сцепщики уже из другой цивилизации :)
Садиться в поезд всем "пекинцам", пересекающим границу, надо в 11 по мск. То есть, спустя 3,5 часа после прибытия. Затем на погранконтроль и таможню внутри поезда отводится отдельных три (!) часа. Плановое отправление - 14.05, или 20.05 местного (здесь +6 к мск).
2. Ну что? Загружаемся. Поезд стоит уже на "китайской" колее - рельсах №2 и 4.
Затем вход на территорию вокзала и перрона перекрывается и начинается тотальный шмон. Нет, Шмон. Я, грешным делом, привык к пересечению границы поездом на западных пределах - там это происходит быстро и споро. Тут же это отдельный и неспешный сладострастный процесс.
Сперва пограничники: тут всё стандартно. 15 минут, и вагон готов. У нас осталось 10 или 11 человек: двое ехали от Москвы, по одному с Иркутска и Улан-Удэ, остальные сели в Чите. У кого-то были "правильные" визы, типа моей, а кто-то получал их прямо на границе по упрощённому порядку (с забайкальской регистрацией).
Затем таможня. Вот с ней интереснее.
Во-первых, шмон собственно вагона очень обширен. Вскрываются и показываются все переборки, донные пространства, тамбурные ящики, полости в потолке, багажные, угольные и прочие пространства. Внешние и внутренние.
Во-вторых, вещи пассажиров тоже осматриваются не в пример дотошней российско-западных границ.
Заходит таможенница в зелёном:
- Добрый день! Запрещённые вещи везете?
- Нет, зачем мне такая лишняя морока, помилуйте!
- Наркотические вещества, оружие, драгоценности, картины, семена растений, ...?
- Не-е-е!
- А консервы открытые есть?
- Нету. Всё сьел.
- А что это у вас тут? - смотрит на "аварийный" пищевой набор из Серпухова, который мне вручили красноярцы.
- Так стандартная же туристическая примочка. Набор питания для дальних странствий.
- А откуда он у вас?
- В Красноярске друзья вручили, на дальнюю дорогу.
- И что, он вот такой запаянный был?
- Да. С самого начала.
- И вам неинтересно, что там? А вдруг там какие порошки нелегальные?
- Да ну, вряд ли, вот же точный состав записан, читайте, - показываю ей список на обороте.
(читает)
- Ну-ну, в общем, вы не знаете, что там, да?
- Так по списку вот же! Чё, вскрывать надо?
Смотрит ещё раз:
- Ладно. Я ещё приду. Будьте на месте.
Через минут 10 приходит, уже не одна, с какой-то серенькой тётечкой.
- А где ваш набор?
- Вот он.
- Ну что. Показывайте!
- ...Будем резать, не дожидаясь перитонитов? (это я отвечаю)
- Каких ещё перитонитов? - недоуменно спрашивает серенькая тётечка.
- Хронических... шутка... - вижу, не поняла юмора. Да и какой у них в работе юмор.
Беру нож, режу упаковку. Торжественно распахиваю картонную коробку.
Смотрят обе, подошли ближе.
- А вот это вот сахар?
- Вроде да, - разрываю пакетик, пробую на вкус. - Он!
- Ясно. Хорошо, можете быть свободны.
Пошли дальше.
Потом ещё читинских девчонок, что через купе, долго мучили вопросами и шмоном вещей.
Управились где-то за полчаса.
Потом ещё по вагону проходит санитарно-ветеринарная тётечка.
Вроде всё. Ушли.
* * *
Время тянется томительно. Просто стоим...
Прихожу к проводницам:
- Ну так что, всё? Можно уже чай пить и безобразия нарушать?
- (улыбаются) Да можно... вот только титан холодный, основное питание на стоянке выключается.
- И что, как же быть? Когда чай???
- Да через пять минут. Сделаем вам, не переживайте!
И точно, приходят с чайником, вскипятили у себя. Налил стакан.
Поел конины, закусил остатки бальзама колбасным сыром.
Стоим...
Опять пришёл к ним.
- А чё такое, чего стоим-то? Уже стемнело, и время подошло.
- Так по Забайкальску обычно перестой идёт. Поедем часа через полтора...
- И что, это постоянная практика?
- Да, тут стоим больше, в Маньчжурии меньше.
- Но зачем в Забайкальске стоять девять часов???
- (разводит руками) Не знаю...
Убыли с "перестоем по станции" только через полтора часа после расписания - аж в половину десятого вечера по-читински.
Все мои надежды поснимать арки в сумерках разбились о неторопливость поезда. Поедем в темноте.
Пересекли сперва ярко подсвеченный участок контроля подвижного состава, потом обе арки (о них рассказ ниже).
Потом все те, кто ранее не бывал в Маньчжурии, испытали шок от контраста. Реально шок, я не преувеличиваю.
3. Сразу после границы - вот такая ярко светящаяся хрень. Внизу парк, цветы, аллеи. Темнота, фонарики. Кетайцы гуляют, фоткаются (снять в движении было невозможно, слишком темно). Оказывается, пограничная арка со стороны Китая - это туристический объект! Охренеть. А с нашей стороны - и не подойти, даже за полкилометра.
4. Чтобы мы могли смотреть окружающее, проводницы выключили большой свет и мы вот в таком полумраке следовали через границу.
5. Потом пошли виды самой Маньчжурии. Да, это было сильно, после Забайкальска! Я и сам не выдержал и в тот момент накарябал эмоциональный пост, по горячим следам. Нет, меня нисколько не удивить никакими небоскрёбами и морями света - это удивило по контрасту с нашим пограничным посёлком.
6. И вот, втянулись внутрь дебаркадера гигантского вокзала, достраиваемого по стандартной китайской схеме "трёхслойного бутерброда". Моё купе, по иронии судьбы, оказалось почти точно напротив центрального входа в вокзал и пограничника, стоявшено по центру этого входа.
7. С другой стороны стоял пустой местный вагон - с разбросанной по полкам "китайкой", о которой я вам тоже рассказывал.
8. На всех вокзальных надписях хорошо видны национальные монгольские завитушки. А как иначе - это же А.Р. Внутренняя Монголия, одна из звёздочек на флаге КНР. Так что тут строго советская практика - раз есть государственная автономия, значит везде директивно дублируется, без разговоров.
Пришли пограничницы-девки, с раскосыми очами.
Быстро-быстро, раз-два, собрали у всех паспорта. Тычут мне картой прибытия: "распишись, товарисч!". Расписался, забрали.
Через полчаса приносят пачку, уже проштампованных. "А где карта прибытия?" - "А обратно не дают, тут всегда так". - "Но я возвращаюсь самолётом и не через Маньчжурию!" - "А ничего страшного, тут всегда так". В общем, оставили меня в тревоге по этому поводу...
9. После погранконтроля сняли посты, стало совсем пусто. В гигантский портал вокзала и далее на улицу не пустили - так как не все среди нас были с правильными визами. Погулять не получилось, тем более что стоять осталось примерно минут сорок - всё время мы выжрали в Забайкальске.
10. Короче, поплёлся в транзитный зал. Он в крыле основного вокзала и потом наверх. Вон, видите, микрофигурки людей идут? Так это именно туда. А можно было и в поезде остаться, по желанию.
11. Внутри всё по-китайски огромно, холодно-функционально, вылизано. Ничего интересного. Обмен валюты, тётки с китайскими аптеками, напитки, и прочая херь для челноков.
12. Правда, можно было подойти к окну и полюбоваться на город, сверху. У меня получилось отвратно, но я нашёл на Панорамио точно такой же снимок, только хороший. Вот так выглядит Маньчжурия из вокзального окна.
Разговорились с иркутянином - соседом по вагону.
- Ты знаешь, сейчас тут населения уже как пол-Читы, и даже больше - скоро 200 тыщ будет - сообщил он.
- Да уж вижу...
13. Пока мы тусовались на вокзале, поезд перетасовали, и в середину прицепили два китайских вагона и ихний вагон-ресторан.
14. Наш поезд. Мы уже и таможенно и погранично очищенные :)
15. А вот и зелёный китайский вагон, в серединке. Аммендорф, только откопированный китайцами.
16. К сожалению, из-за задержки на нашей стороне не удалось погулять по окрестностям. В 2008-2009-м китайцы построили тут мега-вокзал, вот такой (Panoramio):
17. А когда-то эта станция была главной пограничной и таможенной, в Российской империи. Забайкальска тогда не существовало, и колея по КВЖД всквозную (до 1935 года) была русской, никакой смены тележек не требовалось. Вот так выглядел вокзал Маньчжурии в 1910-м:
Тоже немаленький, правда?
18. Рядом со станцией есть "Русский дом", охраняемая достопримечательность времён КВЖД. Его тоже не удалось посмотреть:
...Уехали в китайско-восточную ночь только после полуночи по-китайски, и в два часа ночи по-читински. Получилось, что день мой длился аж 19 часов, так как встал я в 7 утра. Даже не верилось, что этим же утром меня задерживали в Борзе, а днём я гулял по Забайкальску - слишком много впечатлений и событий всего за одни сутки.
* * *
В качестве десерта - небольшое отступление в сторону.
Так как обе пограничных арки я проехал в темноте, и смог снять их только на видео, то давайте расскажу кратко о них, беря за основу снимки в Панорамио.
19. Когда-то, когда деревья были большими, и была большая и мощная страна, было так (фото 1970-х):
20. После распада СССР герб и подпись арки перепилили на российские, и стало так:
21. Китайская арка была скромнее (фото до 2005):
22. Однако китайцы не были бы китайцами, если бы остановились на скромном варианте времён Мао. Короче, старый вариант они снесли, и выстроли в промежутке 2007-2009 гг. мега-арку с лифтами, смотровой площадкой,
23. С китайской стороны стало вот так:
24. Теперь, после постройки мега-арки, российская и китайская соотносятся вот так (кто-то умудрился сделать снимок почти от нашей КСП):
А теперь, снимки с китайской смотровой на арке, в нашу сторону.
25. Вот старый 2-путный вариант, до усиления путей:
26. А это новый 3-путный, после усиления:
Обратите также внимание на тупик русской колеи 1520 мм слева.
27. Поскольку сейчас там на смотровой народ тусуется со всякими мега-зеркалками, то понятно, что все подробности границы китайскими туриками и обывателями общёлканы по самое не хочу. Сняли даже замену стрелок и личности путейцев:
В общем, невероятный контраст с нашим параноидальным режимом "ничего нельзя снимать, тут граница!".
28. Ну и сладкой вишенкой в завершение поста, Забайкальск с китайской арки. Он совсем рядом, 500-600 м. Видите, слева шпилик нашего вокзала? А в центре, правей тёмно-красного недостроя, тот самый зелёный вычурный домик, который был в заглавии предыдущей серии? Вот там-то я и гулял :-)
[Все неподписанные снимки взяты мною с сервиса Panoramio]
Впереди - путь по КВЖД и тестирование китайского вагона-ресторана.
Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии
Продолжение следует.
Journal information