Метро в Гуанчжоу интересно прежде всего фантастической скоростью развития: открыто всего лишь в 1997 году - через 42 года после питерского, но уже сейчас имеет 9 (!) линий и 256 км перегонов. При этом, строительство активно продолжается, и в течение пяти ближайших лет оно имеет все шансы войти в пятёрку крупнейших метрополитенов мира. Сейчас оно является 9-м в мире по суммарной длине линий и 6-м по загруженности (уступая Токио, Сеулу, Москве, Пекину и Шанхаю).
Есть у него и собственный рекорд - самая длинная на планете полностью подземная линия (оранжевая 3-я линия: 67 км, которые скоро превратятся в 72 км). Для сравнения: самые длинные линии в московском метро имеют всего лишь 41 км (серая, Серпуховско-Тимирязевская) и 45 км (Арбатско-Покровская, продлённая в Митино). Если брать Питер, то у нас самая длинная линия - всего лишь 30 км (Московско-Петроградская). Так вот, приставьте к линии от Купчино до Парнаса ещё одну такую же по длине, и затем прибавьте к ней 7 км - расстояние от Автово до центра, и вы получите истинный масштаб мегаполиса Гуанчжоу.
В эмоциональном плане кантонское метро запомнилось мне прежде всего своей невероятной кондиционированностью: когда я приехал туда, на улице в разгар дня было +34, а внизу, в метро +16. Разница на 18 градусов! При этом кантонцы вполне спокойно переносят эти перепады, внизу не кутаются и не жмутся в тёплое, а явно наслаждаются холодом, стоя в вагонах в шортах и легчайших платьицах. Как это так у них получается, я так и не понял до конца.
Ну что же, ладно. Надо бы и показать картинки оттуда, а также рассказать про нюансы.
Вы готовы проследовать со мной вниз, из влажной тропической жары в холод метро?
Если да, тогда - за мной!
Спускаемся в кантонское метро...
2. Внизу сразу видно, что метрополитен рассчитан на большие потоки. Хотя в середине дня здесь полупусто, но я хорошо помню по Пекину этот китайский эффект: в 4 часа дня спокойно, и кажется, ах, как всё свободно! А через полтора часа всё напрочь запружено и тётки-утрамбовщицы в жёлтом жостко трамбуют входящих в вагоны.
3. Метро в Гуанчжоу я застал вот таким: 9 линий, 165 станций. Оно стало 4-м в Китае - после Пекинского (1969), Тяньцзиньского (1984) и Шанхайского (1993). Открылось в июне 1997 г. Голубенькое - это лёгкое метро, о нём речь в конце поста.
4. Система оплаты - или бесконтактные карточки, или разовые жетоны. Я ездил по жетонам. Цена проезда переменная, зависит от длины. Потом, на выходе, если оплатил длину поездки верно, кидаешь обратно в турникет, и он открывается. Если ошибся с оплатой - турникет не выпустит, и идёшь в специальное окошко поблизости, доплачиваешь.
5. Жетоны выглядят так. Короткий перегон стоит 2 юаня (10 р.), за длинный я платил 7 (35 р.), но есть перегоны и дороже. Кроме того, на метро можно приехать в соседний город Фошань, его единственная линия метро в пассажирском смысле интегрирована с кантонским.
6. Ну что же... спускаемся вниз? Станции тут почти все мелкого заложения, кроме пригородных наземных участков, особой никакой архитектуры нет - всё сугубо функционально и с визуальной точки зрения уныло. Но устроено оно удобно.
7. Подземные станции - практически все горизонтальные лифты. Инфраструктура для инвалидов и слабовидящих - везде, всё рабочее, можно спускаться на станции на лифте.
8. Поездов метро, из-за того, что они упрятаны за прозрачными стенками, я толком снять не смог, так что показываю метросостав с UrbanRail.com. Хотя, тут несколько видов поездов, это только один из разновидностей.
9. Над входами в вагоны на станциях - схемы линий, а также чёткое указание, в какую именно сторону состав.
10. Названия станций дублируются английским (не пиньинем). Так что некитайцу ориентироваться тут вполне можно.
11. Также, английским дублируются и светящиеся динамические схемы внутри вагонов, которые в процессе движения высвечивают текущий перегон.
12. Если владеете китайским, то путь могут подсказать и специальные полицейские, стоящие на облупленных подставках на перекрещении наиболее загруженных линий.
13. Внутри вагона прохладно, кондиционирование сильнейшее. Даже, я бы сказал, очень прохладно. +16. Насчёт уступать место тут чётко: пожилым людям уступают сразу, даже если толпа. Да, забыл сказать: пожилым людям старше 65 и инвалидам - проезд полностью бесплатный.
Что ещё бросается в глаза, после увиденных мною ранее метро Шанхая, Пекина и Тяньцзиня?
а) относительно малое количество гаджетов в руках метрошного пассажира, если сравнивать, скажем, с Пекином. Конечно, заметно больше, чем в питерской метротолпе, но всё же меньше пекинского. Почему так, я не смог понять - ведь электронные прибамбасы стоят тут копейки (я в ожидании тибетского поезда утром слонялся в окрестностях вокзала и зашёл на местный рыночек, типа барахолки, и убедился в этом),
б) публика в скорости толканий и хождений намного спокойнее пекинской и несколько спокойнее шанхайской,
в) почему-то тут местные власти пытаются внедрять иную схему выхода из вагонов, относительно привычного китайского стандарта, см. ниже.
14. Вот, смотрите: вместо стандарта (выходить по центру, а ломиться в вагоны по обоим краям) тут предлагается заходить только с одного боку. Я наблюдал за поведением людей, всё равно входят в итоге с обеих сторон.
15. Но очереди на вход в вагон формируются с одной стороны.
16. Как я уже отмечал выше, кантонцы по ментальности гораздо спокойней и несуетливей пекинцев. Даже если приличная толпа, то на вход будут стоять десятки очередей, а не хаос. Толкают и задевают тут намного меньше, чем в Пекине. А в итоге ты и сам начинаешь не торопиться, не ломиться. Я думаю, это связано ещё и с тем, что в столице (Пекине) большое количество провинциалов со всех уголков огромной страны.
Запахов в метро никаких нет, может быть, благодаря сильному кондиционированию.
17. На десерт - небольшая поездка в лёгком метро, его тут всего одна линия в новонебоскрёбном районе, близ Башни. Ей будет посвящена следующая серия, а пока - пересечём реку Жемчужную по метротоннелю и переедем в район главного стадиона Азиатских игр.
18. Вход в лёгкое метро (APM). Турникетов немного, рассчитано на меньшие потоки.
19. Вход в легкое метро тоже по жетончикам, я отдал 2 юаня за пересечение Жемчужной.
20. Станции устроены также как горизонтальные лифты. Это вообще сейчас привычный стандарт для Китая.
21. Составы совсем короткие, кажется, 2 или 3 вагона.
22. Внутри вагончика APM. Кондиционирование и тут мощнейшее.
23. Плакатик на выходе. Обратите внимание, что герб КНР и портрет Мао не мультиплицируется. Нигде, кстати.
24. Ну что же, выходим из недр лёгкого метро на поверхность.
Заключительная часть о Гуанчжоу будет посвящена знаменитой Башне, любованию ею на закате, и окружающему новому району на берегу реки Жемчужной.
Ещё о китайском метро в моих записках: прогулка по Пекинскому метро.
Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии
Продолжение следует.
Journal information