Одни – что это отстой и архитектурная пустыня, по сравнению с остальной Германией. Другие – что это «сумасшедший город» и жить тут архитрудно. Третьи – радуются динамичности и стремительному преобразованию его. Как некоторые москвичи, скажем, которым очень радостно от массового сноса «ненужных» старых зданий, и от появления небоскрёбной среды. Однако есть и те, кто признает за Берлином одно бесспорное звание – это город мировой, и более того – город шрамов мировой истории. Именно мировой, XX века, без всяких там скидок. Город Второго и Третьего Рейха. Город Стены. Город Холодной Войны и шпионских тоннелей. В нём при желании можно плотно соприкоснуться с Большой Историей. Как и в Сталинграде или Париже, Москве или Петербурге, Пекине или Риме. Я, конечно, не имею в виду глянцево-туристическую, а именно реальную историю.
Вот я к последним тоже отношусь, и поэтому мне в нём, хоть и не всегда просто, но всегда безумно интересно, и – что самое парадоксальное – список непосещённого, но желательного к осмотру, угрожающе растет от визита к визиту. Удивительно даже. Сейчас вот, после мартовской поездки, он разросся до 27 пунктов, хотя я часть имеющихся пунктов в каждый приезд «закрываю».
Ещё должен сказать, что я очень редко хожу стандартными туристическими путями. Обычно у меня весьма причудливые и своеобразные маршруты, которые я пролагаю иногда по наитию, иногда по карте, а часто намечаю точки с интересными свойствами и пытаюсь найти между ними оптимальные пути. Но, бывает, и отклоняюсь, если вижу, что надо. А иногда и забредаю не туда.
Берлина это касается в полной мере. Поэтому в моих постах про него (которые я планирую штук пять – шесть, как выйдет по времени) вы не найдете глянцевых видов или набора достопримечательностей, а только мой личный и пристрастный взгляд.
* * *
В этот раз получилось так, что мне пришлось пожить пять дней почти жизнью простого берлинца – каждый день рано утром ехать из предместья Каульсдорф до района радиобашни в Западном Берлине на S-банне (целый час), а вечером, в основном сильно уставшему, возвращаться тем же путем обратно. Так что к тому же насмотрелся разного и много новых штрихов дополнил к картине города. Хотя снимал не так много, как в прошлые разы, увы. Но кое-что покажу (только аккуратно, пост большой, 24 фото под катом, около 2 мегабайт - меньше никак не вышло).
Самое главное – Берлин огромен. Ну, то есть, территориально огромен. Он примерно эквивалентен Москве (при населении почти в 3 раза ниже), и несколько больше Питера без пригородов (хотя по населению около 80% его). И пройти, скажем, пешком по оси Восток-Запад от края до края – это нечто малореальное. Даже внутри центра города пешие расстояния огромны, и всё равно нужно пользоваться его транспортной сетью. А уж по сравнению с какими-нибудь средними (немаленькими!) немецкими городами типа Бремена или Нюрнберга – Берлин просто несопоставим. Один только центральный парк Тиргартен – чуть ли не треть общей площади какого-нибудь Любека.
Ворота (Западного) Берлина – аэропорт Тегель. На полосе стоит полицейский, строго регулирующий движение прибывающих такси.
Второе – это то, что Берлин в целом малоэтажен, и много в нём зелени. И то, и другое, мне очень импонировало, поскольку я не люблю небоскребности и удушающей плотности строений. Конечно, в самом центре есть и плотные кварталы, есть и «небоскребные» вставки типа Постдамер Плац, но в основном высотные здания стоят «точечно», а общая застройка жилых районов – не давящая. Внушает уважение, что при том, что 80% зданий к 1мая 1945 г. было разрушено, и был у них почти «чистый лист», берлинцы не стали нагромождать на существующей площади многоэтажные монстры, кроме разве что Кудамм в Западном Берлине. А зелени и правда много – парки, много тихих улиц, скверики, спортплощадки – и это несмотря на то, что земля у них тоже дорогая. Нету там и таких потрясающих рудиментов дикого капитализма, как «частные набережные» (сразу вспоминаю Москву, «Алые Паруса»). Все линии каналов и Шпрее доступны для прогулок, если нет промзастройки.
Бранденбургские ворота в сумерках. Прусские орел и крест наверху уже восстановлены в составе композиции, как видите.
Виднеется рейхстаг с новым куполом Фостера, а перед ним еще какое-то конгресс-здание. Вид через Шпрее со стороны Hauptbahnhof’а.
Символ Западного Берлина – «пудреница и помада» (полуразрушенная американской бомбардировкой кирха св. Николая, или еще вариант - кайзера Вильгельма).
Сумерки. Впереди - «Золотая Эльза» (стоим в пробке).
Третье – Берлин весьма напряжен, после немецкой провинции и других городов, кроме разве что Гамбурга. Темп жизни тут высок, в сравнении с остальной Германией. Много полиции: гудят, мчатся куда-то, реагируют. Это роднит его с Москвой, хотя процессы протекают не так жестко, как в ней.
И еще одно его с ней роднит, в моих глазах – присутствие разного сброда (в основном в более «толерантном» Западном Берлине). Но, по счастию, это все-таки «присутствие», а не засилие, как в центре Амстедама. Поляки-панки с непременными собаками в каких-то черных прикидах, негеры (иногда с не очень адекватным поведением, после 8-9 вечера), а уж турок в районах южней центра вообще не счесть. Да, навезли когда-то в «витрину капитализма» (Зап.Берлин) гостей, себе на голову.
В этом смысле Восточный Берлин, как я сильно почувствовал, отличается гораздо в лучшую сторону по части безопасности, и в немалой степени из-за наличия в них неизжитого ГДР-овского менталитета. Различие это таково: в «традиционных» районах Западного Берлина, если (скажем) группа негеров начнет вести себя неадекватно на станции метро, то припозднившийся бюргер вежливо отворачивается, отходит в сторонку и надеется, что его конкретно в этот раз пронесет. Это мы с paalfe наблюдали в сентябре 2006-го, в районе 9 вечера - и были сильно впечатлены как раз поведением окружающих. Это ещё называется красивым словом политкорректность и толерантность.
Так вот, в Восточном Берлине эта публика ведет себя гораздо тише, потому что реакция местных немцев совсем иная: таких вот ублюдков быстро скрутят, вставят хороший пиздец под рёбра и, подмочаленных, отправят вверх по эскалатору, навстречу полиции. Посему в путеводителе Берлина серии «Вокруг Света» (кстати, лживая и неточная книжка) и написано, что «в восточных районах города отмечаются случаи ксенофобии и расовой нетерпимости». Да, их просто не воспитывали терпеть ублюдков, нарушающих порядок, в отличие от более космополитического западного Берлина. Если приехал в эту страну – будь готов вести себя по ее законам, а не как у себя. Я считаю, это правильный подход. И знайте, друзиа, что именно под этим имеется в виду, под «ксенофобией». Разная реакция на неадекватное поведение расовых меньшинств.
И в этот раз я эту разницу прочувствовал, так как жил уже не в Западном, а в Восточном Берлине (предместье Каульсдорф), хотя город юридически давно единый. Но фактически, ощущения несколько разные.
Берлин «небоскрёбный» (Потсдамерплац издалека).
Воссозданный из руин легендарный отель «Адлон» на Паризер-плац, перед Воротами. За ним – посольство СССР (сейчас России), перед ним – строится – США. Английское посольство – за углом, после советского, французское – напротив «Адлона» (в кадре нет). Т.е. все оккупирующие Германию державы были представлены рядом.
А вот чем Берлин радикально отличается от наших мегаполисов, так это совершенной транспортной системой (несмотря на огромную территорию города!). И еще, приятным и глазу и духу засилием велосипедистов и массовым наличием велодорожек. Несмотря на «мегаполисность» города и большое движение – я понимаю, что в Берлине это было развить и обеспечить очень непросто.
Сети U-bahn (метро) и S-bahn (городская ж-д) охватывают не просто почти всю территорию города, они имеют альтернативные пути по осям «Север-Юг» и «Восток-Запад» и заходят далеко в предместья города и в Потсдам. И кольцо (Ring) S-bahn тоже есть. А концы линий по хордам соединяют трамваи и автобусы. Везде расписания на все маршруты, транспорт содержится в чистом и аккуратном состоянии, хотя на местах пересадки и скопления людей мусор бывает. Утром народу едёт немало, но сильной давки нет. И нет сильной волны негатива, как-то все более спокойно.
Что особенно поразило, маниакальные немцы продолжили 4-путный (!) S-bahn даже через Остров Музеев (!!!), и линия вьется между зданиями музеев. Ну, это все равно, представьте, что проложить трамвай под Эрмитажем, по Зимней канавке. Вообще, весь город опутан линиями городской ж-д, даже в самых неожиданных местах.
Входят в город и автобаны, частично в туннелях – так что, если что, из города можно довольно быстро выбраться. Вечером есть и пробки, иногда приличные. Впрочем, наглости поведения некоторых автоуродов, какая наблюдается у нас - такого нет. Более спокойно, всё же.
Пример инфраструктуры Берлина: слева – входящий в город автобан, затем – один путь для транзитных поездов и еще правее трасса S-bahn, с платформой.
Регулярный автобус (2-этажный, Западный Берлин, близ Ландвер-канала).
Пример малоэтажной застройки и оформления перекрестка с велодорожкой, Восточный Берлин, за Трептов-Парком. Такой там много. И жить приятно.
Восточный Берлин, совмещение станции S-Bahn и трамвая, соединяющего хорды разных веток.
Станция S-bahn Witsleben (где конгресс-центр) с полузаросшим рудиментом прежних времен.
Еще одно наблюдение (бросилось в глаза в этот раз): ностальгия по эпохе ГДР – несмотря на то, что официальная историография единой Германии педалирует негатив по ней (восстание-1953, Стена, Хонеккер-Брежнев и т.д.). Причем ностальгия массовая, я бы и не предположил такого. Захожу в модельные и значковые магазины: все в ГДР-овских артефактах. Кое-где попадаются флаги, а уж гербов несуществующей страны ещё больше. Пару раз видел даже на балконах пятиэтажек, когда долго лазил 8 марта по Карлсхорсту. Издаются и книги, и подробные разные каталоги – ну, немцы есть немцы в своей педантичности. Вообще, интересное явление, и нуждается в осмыслении.
КПП Чек-Пойнт-Чарли на Фридрихштрассе, где проходила Стена и был главный пропускной пункт в Западный Берлин, в американскую Зону, из советской (это фото сентября 2006-го).
Район Карлсхорста (Вост. Берлин). По линии S-Bahn идет региональный экспресс.
Пример ГДР-овской 4-этажки. Очень аккуратно, хотя сравнительно скромно.
А это застройка ГДР-овского микрорайона (советского образца).
Точечная «небоскрёбная» застройка (Treptower Park).
Пивко в Каульсдорфе. Душевно, тем более что в Питере я его никогда не пью.
Плакатики, расклеенные везде по Strasse des 17.Juni, чуть ли не до Золотой Эльзы.
Восточный Берлин, южнее Трептов-парка. Оформление балконов дома.
Немецкие кладбища внутри города. Поразило то, что по 5-6 могил сразу оформляется в виде единого архитектурного решения.
Угол с Фридрихштрассе. Немецкие архитекторы часто эксплуатируют женщин для поддержки архитектурных форм, вместо Атлантов.
В районе Карлсхорст, в рядовой застройке квартала, я умудрился найти дом со следами Второй Мировой войны. Впрочем, о Карлсхорсте, где был подписан Акт о капитулиции Германии, я еще отдельно расскажу.
Продолжение следует.
Journal information