Надо сказать, что этот мой (третий по счёту) визит в Стокгольм оказался самым приятным на сюрпризы и небоянным. Как и в случае с Вильнюсом месяц спустя, я решительно очертил круг, куда я вообще не буду соваться и тратить время - всякие там гамла-станы и прочие туристические островки. И так вышло в итоге, что около 50% того "стокгольмского" дня я провёл... под землёй. Да-да, в буквальном смысле - то есть, проездил не спеша тамошнее метро - не целиком, конечно, но не менее половины его. В промежутках трижды выходил наружу на окраинах (в основном на севере и западе города), дабы составить впечатление о непарадных районах. Этому сильно помогла безлимитная дневная Stockholm Card, которая позволила мне не заморачиваться приобретением билетов и выходить там, где интересно. И конечно, хочу сказать запоздалое спасибо всем читателям и френдам, которые тогда советовали мне конкретные станции. Ваши советы оказались толковыми и позволили грамотно выстроить маршрут! Хотя он и получился несколько причудливым.
Стокгольмская туннельбана (метро) - это ярчайший пример, что утилитарная транспортная система может быть и произведением искусства. Как, скажем, и в Москве. Знаете, есть такой дурацкий и очень распространённый штамп - якобы техническое сооружение должно быть удобным и функциональным, и всё. Больше ничего сверх! А превращать станции во дворцы - дебильная растрата денег, и этим типа страдают только тоталитарные страны.
Так вот: шведы своим примером его опровергают - нет, не только "совки" сделали из метро шедевр стиля, но и практичные скандинавы. Я ходил по тамошним станциям и думал: "Никита Сергеич, если бы внезапно воскрес и увидел это, то его снова бы хватил удар. Ну или, как минимум, он подверг бы уничтожающей критике товарищей из Стокгольмского обкома Партии, допустивших такую возмутительную растрату народного бабла вразрез с постановлением 1955 года об архитектурных излишествах" :)
Впрочем, ладно, Бог с ним, пусть он покоится себе на Новодевичьем. А мы с вами, давайте-ка, поездим по линиям шведометро и посмотрим, что они там наделали. Материала у меня набралось много, даже слишком - поэтому, даже после жёсткого отбора, получилось две части. В первой части мы больше посмотрим обычные станции, конфигурацию линий, поезда изнутри, разные нюансы, познакомимся с методами попрошаек. А во второй покажу наиболее крышесносные станции, где шведы особенно извратились :)
Стокольмское метро, станция Stadion
2. Все пути у туристов начинаются преимущественно с главной станции T-Centralen. Находится она в центре и близ вокзала, чуть северней старых туристических районов. Я тоже начал отсюда, так как тут пересекаются все три метролинии.
3. Наземный павильон. Весьма скромен по антуражу.
4. Поехали вниз. Тут тоже строгая турникетная система - никаких послаблений, как в Берлине на U-Bahn, нету.
5. На колоннах наклеены схемы линий и куда ведёт этот вход (противоположная сторона движения обесцвечена).
6. А вот и общая схема опорного электротранспорта столицы. Смотрите - три линии метро: красная, зелёная, синяя. Но они не однозначны: внутри каждой линии есть ещё и ответвления, при этом часть транспортного полигона линии общая. Так что внизу, на платформе, надо следить, по какому маршруту идёт конкретный поезд. Это можно увидеть и на табло сверху (см. ниже). Чёрное - пригородные электрички столичной зоны. Серое - трамваи. Как видите, всё связано воедино и интегрировано в систему.
7. Спускаемся на станцию T-Centralen. Рекламу шведы вешают по стенам сбоку.
8. Обратил внимание, что много станций построено сильно изогнутыми (не только эта). Важно вот что помнить: метро тут левостороннее! То есть, поезда по тоннелям едут наоборот.
8а. У метропоездов - свои имена. Этот - "Анна-Мария". Вот только не понял - имена у некоторых или у всех?
9. Новые метропоезда - гусеницы: то есть, со свободным проходом между вагонами.
10. Звукоизоляция в вагоне в принципе хорошая, хотя и хуже, чем в китайских метрополитенах типа Шанхая или Ухани. В вагоне тише, чем у нас. Но дергать со старта могут по-разному - и плавно, и резко. Видимо, зависит от стиля машиниста. И вот видите, на снимке вот эти жёлтые "рога", чтобы держаться? Так вот, на моих глазах какой-то араб, шедший по вагону к свободному месту, при трогании поезда не удержался на ногах и о них прилично стукнулся :)
11. Что сильно не понравилось - так это размещение схем линий на прозрачной подложке у дверей. Очень неудобно. Ничего не разобрать, мелко и прозрачно! Неужели не могли разогнать рекламу на непрозрачных стенках и повесить туда читабельные схемы? Что за экономия такая?
12. Ладно, выходим. Станция Stadion на красной линии. Зеркала у поезда нет, девушка-машинистка смотрит на поток из двери.
Видео из метро:
13. Оформление "пещерное" - фирменная фишка этого метрополитена вообще.
14. Центральная часть вестибюля с информацией. Обратите внимание, внизу есть и урны.
15. А вот непонятная для меня особенность (встречал её на 9 или 10 станциях, то есть массово!): что за наклейки такие на полу? Какое их назначение? Что означает одна или две черты?
16. Станции пользуются неслабой популярностью. За три часа моего метрошного анабасиса на разных станциях я повстречал 6 (шесть) фотографов и/или групп фотографирующих. Вот, видите, японец прилаживается к красивому ракурсу? Насчёт фотографирования в метро никто не парится, это нормально.
17. А ракурсы есть действительно оригинальные. Это всё станция Stadion.
18. Выхожу на другую сторону платформы... и тут мне навстречу едет... дежавю! Очень что-то такое знакомое и похожее :)
19. Еду дальше на север. Забегая вперёд, скажу про расовый состав: он меняется. Если в центре и к югу среди пассажиров больше цветных и негров, их число существенно, то на северо-запад, запад, юго-запад линии шведской столицы "белеют". Возможно, это связано с расселением по районам (но это только предположение).
20. Станция Tekniska högskolan.
21. Ага, и тут гуляют "фотографы". Ещё и какое-то интервью делают.
22. Сама станция, хоть и не крышесносная по эффектам, но тоже оригинальная.
23. Заскакиваю в следующий поезд. Вот такой из него нарочито мрачный вид на станцию :)
24. Опять фотограф в кадре! :)
25. Обивка на новых метропоездах тоже не простенько-утилитарная, а с рисуночками на тему города.
26. "Образовательная" станция Universitetet. Все эти станции на данной линии, кстати, 1970-х гг. постройки.
27. Тут хороший такой, мрачно-брутальный выход наверх.
28. М-м-м, как строго и чОрно! :)
29. А на стенках станции - целые послания потомкам и всякие картосхемы. При желании можно отдельный пост делать. Но тут у нас обзорный рассказ, так что не буду.
30. Надо сказать и о местной системе попрошайничества. Я встретил попрошаек за время своего анабасиса пятижды. Как оно происходит? Идёт беззвучно человек (с 80% вероятности небелый), раскладывает на сидения твёрдые картонки со своей историей. Ждёт с минуту в конце вагона - на кадре вдалеке в центре прохода. Потом - обратно. И так было все пять раз. Я так понял, что у них эта система зарегулирована и возможно даже, лицензирована :)
31. А вот послания попрошаек - есть с картинками, есть без. Я их не понимал, ясно, но тот, кто знает шведский, может и расшифровать.
32. Девчонок симпатичных довольно много, в противоположность Северной Германии, которая в данном случае являет антипример. И больше, чем в Осло или Хельсинки. Женщины средних лет тоже часто симпатичны. Много рыженьких, беленьких. В общем, у шведов с этим показателем лучше, чем у их соседей со всех сторон.
33. Скальный стиль на красной линии преобладает. Следующая станция - Bergshamra.
34. Ага, вот ещё местная специфическая фишка: на всех станциях где-нибудь, да есть картуш с указателями ориентации Север-Юг. И справа опять видны эти странные заклейки...
35. Тут выход наверх и сам образ станции тоже брутальный, строго-пещерный.
36. Опять дежавю, из тоннеля вылетает навстречу знакомый поезд! :)
37. Метропоезда похожи снаружи на наши до степени смешения. Не знаю уж, как так получилось, что такая схожесть.
38. Зато внутри у них иначе, совсем не так. Нет боковых сидений, а поперечные. И очень так по-ретроградски, приятно.
39. С рекламой они несколько перебарщивают, клеят много. Не так, конечно, как в Киеве, но всё же лучше бы поменьше.
40. Из-за этого схемы линий, итак мелко подписанные, переезжают на потолок. Нет, низачот им за это. Почему не приклеить схему набок, чтоб нормально её читать?
41. Ещё ракурс, на старый вагон.
42. А это такой же вагон, но на открытом участке.
Это не всё, далее я покажу наиболее "вкусные" станции разных линий и остаточные подробности.
Что касается приобретения билетов - я тут советов дать не могу, так как ездил по метро по Stockholm Card. Говорят, там с ними не так просто, надо знать нюансы. Цены и нюансы проезда приведены тут.
Окончание следует.
Journal information