Кто помнит, по поездке туда лета 2012 я рассказал про саму авиабазу в 2-х частях - военный городок и полёты на аэродроме, включая эпический Ту-95МС. Потом написал безобидный пост про лётные столовые в гарнизоне, который почему-то вызвал крупномасштабное отложение битых кирпичей у некоторых категорий храждан. Затем рассказал про музей Дальней Авиации - что стоит там на открытой площадке. Но вот до помещений музея внутри воинской части руки уже не дошли тогда, вытеснили новые события.
Так вот, давайте заполним этот пробел, в порядке праздничного показа. Музей там был очень интересный, хотя к сожалению и закрытый для посторонних - как очень многие ведомственные музеи. Небольшая выжимка фото оттуда с мини-рассказом, без претензий на полноту.
Приборные панели из кабины Ту-16
2. Итак, после инструктирования нас по технике безопасности и поведению на режимной территории ВЧ мы наконец попали внутрь, и вот поднимаемся на второй этаж помещения штаба ЦБП ДА. Именно там и находится музей Дальней Авиации.
3. Ждём сбора всех присутствующих, у картины Ту-160 нас уже ждёт директор музея.
4. Коридоры второго этажа штаба расписаны самолётами дальней авиации разных эпох.
5. Директор музея ДА, отставной дедок-лётчик, немного похожий на авиаконструктора Туполева, проводит нам краткий инструктаж по программе посещения.
6. После этого двери музея гостеприимно распахиваются, и мы начинаем смотреть содержание. В музее несколько залов, функционально разделённых по эпохам. Самое начало - это ранние годы бомбардировочной авиации Империи и Первая Мировая.
7. Дальше идут стенды, посвящённые заре советской дальней авиации и массовому призыву молодёжи на Воздушный Флот СССР.
8. "Военных" зала (1941-45) целых два, там столько всего, что пришлось бы делать отдельный пост.
9. Газета ВВС РККА называлась "Сталинский Сокол".
10. ...
11. Культовая фигура у лётчиков ДА - главный маршал авиации А.Е. Голованов, командующий Дальней Авиацией в годы войны, ненавистник Хрущёва и твердокаменный сталинист, написавший в советское время нашумевшие мемуары, пощипавшие многих тогдашних политических фигур.
12. Голованова тут много на разных стендах, и на самом видном месте висит его парадный маршальский мундир.
13. Рядом - наградной пистолет.
14. Есть ещё и мемориальный уголок, где выставлены различные памятные знаки и дарственные сувениры.
15. В музее довольно много и моделей самолётов. Я их почти не снимал - но там их десятки, просто клондайк для любителей авиамоделизма.
16. Затем идут два послевоенных зала. Один больше набит техническими экспонатами, а второй - постсоветскими фото, стендами и документами.
17. Фрагмент стенда с полётной экипировкой лётчиков ДА.
18. Командирский штурвал от Ту-16. Нас там, кроме директора, сопровождало ещё трое лётчиков этой авиабазы, так вот в беседах с ними выяснилось, что самым культовым историческим самолётом дальней авиации у них считается не Ту-160, не Ту-22, не Ту-4 и даже не эпический Ту-95, а именно Ту-16 с его богатейшим послужным списком "холодной войны".
19. С Ту-16 снята приборная доска и другая комплектация кабины лётчиков, и выставлена в музее.
20. М-м-м, какой изящный стиль приборов!
21. Ту-4 - клон Б-29, тоже крайне важная веха в истории ДА, обеспечившая за какие-то 3 года (1946-49) полное перевооружение авиационной промышленности СССР на современные стандарты.
22. М-4, оказавшийся в малой серии из-за ракет.
23. Бомбардировочный прицел - когда-то жутко секретная штука.
24. В завершающем зале - всякие постсоветские вехи истории. Изрядный кусок посвящён российско-китайскому сотрудничеству в области авиации. Больше никто тут не удостоился эпитета "дружба с...".
25. Партию в постсоветское время в армии заместила Церковь; свято место пусто не бывает. Так что теперь, вместо товарищей Суслова и Пономарёва - Патриарх Всея Руси.
26. Нашлось место тут и Темнейшему. Он тоже полетал на самолётах ДА этого соединения.
27. А вот и схема его полёта, весьма подробно расписанная, с запасными аэродромами и маршрутом заправщика. Траектория полета бомбардировщика Ту-160 показана красным, заправщика Ил-78М - зелёным.
28. Есть в музее и целый уголок контактов с САК ВВС САСШ. Самый разгар взаимной любви был в 2002-2006 гг., затем всё пошло на спад, "лебединая песня" была на 100-летие ВВС РФ в 2012, а с начала 2014 сотрудничество и вовсе прекратилось.
29. В Дягилево с визитом прилетали американские Б-52 с нашими лётчиками на борту, а в Штаты, соответственно, летали Ту-95МС, с американцами на борту. Но всё это сейчас закончилось.
* * *
Это лишь малая часть того, что есть в музее ДА, но надеюсь, что какое-то общее впечатление от показанного есть.
Journal information