Так вот, продолжая тему - в феврале и марте довелось дважды побывать в учебном центре Дирекции Скоростного движения РЖД, где расширил свой кругозор и на тренажёры скоростных поездов: "Сапсан", "Ласточка". В первый раз был там с группой миитовцев, посмотрел, "как это делается" (это как раз вместе с ними был в Металлострое ТЧ-10), но самому не довелось толком покататься. Во второй раз - пару недель назад - побывал там вторично, с коллегами unis, buser, ammo1
Ниже - рассказ о том, как это выглядит; кто и как там тренируется и чем отличается вождение современных скоростных поездов от более раннего поколения локомотивов.
На фото - в нижнем правом экране unis страгивает с места скоростной состав
2. Находится это загадочное место в тихом уголке за Обводным каналом, примыкая к Витебскому направлению железной дороги. Тихий уголок, конечно, условно - так как за стенами проносятся десятки поездов в сутки. Вон он, Учебный Центр, немного виден справа - тёмно-красное здание. С поезда, выезжающего с Витебского вокзала, его видно гораздо лучше.
3. Пробраться сюда можно прямо от Обводного - но надо знать путь. Пройти через две арки и три подворотни, повернуть направо, затем видишь светофор и пути за ограждением. Вот оно и есть, что нам сейчас надо.
4. Зайдём внутрь?
5. Самое большое помещение в Центре - это то, где и размещаются тренажёры скоростных поездов.
6. "Сапсановский" тренажёр - на динамической платформе, он справа. Имитирует в ходе движения все ускорения и замедления, а также резкие рывки или ход по стрелкам. Подобно авиационному с такими же функциями. Так что, если машинист садится за тренировку очередного упражнения, то в ходе управления он испытывает схожие воздействия на вестибулярный аппарат, что и в реальности. А снаружи наблюдателю кажется, что он угрожающе раскачивается и нагибается вперёд-назад. Слева в углу - "ласточкин тренажёр", он попроще - без динамической платформы, просто точная имитация кабины с органами управления.
7. В первое посещение Центра мне повезло в том плане, что я смог близко и неформально пообщаться с самыми опытными машинистами "Сапсана", которые начали водить этот поезд ещё с первых рейсов, конца 2009-го. Любопытно было послушать, как они переходили от ЭР200 к этому новому поезду и какие были ощущения в плане локомотивовождения. Их специально пригласили в тот день на введение в курс миитовских ребят. В центре стоит Максимов Алексей Алексеевич, который вёл самый первый рейс 17 декабря 2009. А слева - Сабинин Денис Геннадьевич. В разговоре с ним неожиданно выяснилось, что именно он вёл второй рейс "Сапсана" 18 декабря, который я тестировал и писал про этот рейс подробный пост с разбором.
8. Динамическая платформа сапсановского тренажёра поближе.
9. Справа в большом зале расположена... игрушечная железная дорога. Большая. Только для взрослых! :)
В первый раз я удивился её наличию: что, кто-то в моделирование играет?
Однако там всё серьёзно: оказывается, на ней первично обучают проводников.
- К нам, бывает, приходят совсем чайники. Даже не знают, как подступиться к железной дороге. Рассказываем, растолковываем правила. Скажем, ограждение поезда в случае ЧП. Показываем, как работает сигнальная система, светофоры. Как устроена автоблокировка, что такое блок-участки. Что можно, что категорически нельзя. Можем запустить, посмотрите!
10. Вот она, во весь зал длиной. Группа обучаемых встаёт рядом, и преподаватель рассказывает-показывает.
11. Есть тут и станция, и мост, и даже поворотный круг.
12. За тренажёрами - уголок с креслами. Желто-чёрная полоса обозначает зону безопасности, куда нельзя заходить при включённом динамическом тренажёре.
- А кресла зачем? Для отдыха? :)
- Нет, это для отработки упражений стюардов.
- Каких, например?
- Допустим, пассажир не хочет покидать своё место другому, сел не по билету. Как с ним работать. Как работать и подступаться к пьяному. Или с больным в судорогах. Все эти ситуации надо проигрывать заранее, чтобы они не терялись в рейсе. Требования к стюардам выше, чем к проводникам в ночных поездах.
13. С другой стороны - пантограф, сапсановский. Реальный. Поднимается-опускается. Можно пояснить на практике всё его устройство и нюансы управления и действия.
14. Пульт управления пантографом.
15. Управление динамическим тренажёром производится со специального кабинета за стеклом. Оператор находится в голосовой связи с теми, кто внутри коробки. Он же меняет режимы, вводит упражнения и следит за обстановкой. Ему же видны все динамические перемещения коробки, а также наличие посторонних.
16. Здесь же - комплект идентичных раций, чтобы машинисты и работники поезда привыкали к реальному ведению связи штатным оборудованием.
17. Схема ограждения скоростного поезда, как видите, отличается от обычного.
Ну что, теперь давайте зайдём внутрь? :)
Я, честно говоря, в основном снимал видео (попозже соберу для наглядности), но немного набралось и статических кадров изнутри.
18. Вот за пультом сидит ammo1
19. Сменили погоду. Это делается из ЦП, см. фото №15. Погоду можно сделать хоть ливень, хоть снегопад, хоть туман. Можно ввести на пути препятствие - скажем, застрявший на переезде автомобиль (одно из реальных упражнений для машинистов).
20. А сейчас я на управлении (фото ammo1). Выставили дождь на трассе и участок Торбино - Угловка. Есть также упражнения по торможению на станции и высадке пассажиров.
21. В тыловой части коробки находятся штатные переключатели всего оборудования "Сапсана", которые также влияют на ведение поезда и управление составом.
У коллеги unis есть очень информативный пост по нюансам управления скоростным поездом - "Как управлять поездом "Сапсан". Пособие для чайников", там весьма подробно рассмотрены разные фишки ведения. Рекомендую всем интересующимся.
Но если очень коротко, то сейчас системы управления локомотивами меняются в сторону упрощения и интеграции операций. Тенденция, аналогичная авиации, только тут попроще, так не 3 измерения пространства, а 2. Например, на "Сапсане" за движение-торможение как таковое отвечает всего две ручки: позиции тормоза и позиции тяги. Они сами управляют включением нужных систем: скажем, при малой позиции торможения работает электродинамический тормоз, а начиная с 4-й или 5-й в работу включается пневматическая воздушная магистраль.
21а. Вот тут наглядно видно радикальное упрощение операций: (1) две ручки - круиз-контроль и тяга,
21б. ...и (2) - позиции торможения.
21в. Если же наступает момент экстренного торможения, то все операции тоже сгруппированы в одну красную кнопку. Она адаптирована к резкому нажатию. То есть, в случае форс-мажора машинист со всей дури может ударить по красной кнопке, не думая о нюансах - а дальше все сделает система управления поезда по своей программе. На этом же фото, кстати, чуть видна и кнопка бдительности, под панелью, правее кресла, и персональный ключ машиниста, который выдаётся ему после предрейсового медосмотра. Без ключа поезд не стронуть с места.
(Все три фото - 21а, 21б, 21в - от коллеги unis)
Однако, могу сказать и то, что к ведению нужно всё-таки приноравливаться и хорошо "чувствовать" состав. Не так-то это просто.
Скажем, на первый взгляд совсем простая операция - остановить поезд в нужном месте станции для правильной высадки пассажиров вызывает существенные затруднения, так как нужно дозировать как торможение, так и правильно выбирать режим тяги. Осталась в "Сапсане" и педаль с песком - впрочем, об этом подробно сказано в посте Руслана, у него и почитайте.
22. Что касается "Ласточки", то у неё свой ЦУ, рядом с тренажёром.
23. На "Ласточке" я поездил в первый визит. Там было гораздо интересней, так как объяснял ведение поезда Денис Сабинин, а он машинист 1-го класса и всё знает гораздо лучше, чем операторы. На "Ласточке" управление проще "Сапсана" - тут ручка тяги и вообще совмещена с тормозной (на фото Денис как раз её позиционирует). Хотя отдельное управление тормозной магистралью тоже осталось.
24. Здесь тренажёр статический, попроще. Производства отечественного. Вот сейчас выставлен по программе Адлер.
25. На десерт - коллективное фото будущих движенцев и управленцев из МИИТа, с которыми я был в первый раз. Крайний левый - начальник Центра, посередине кадра - оба машиниста, о которых я рассказывал выше.
В общем, крайне познавательный поход. После него гораздо лучше понимаешь, что делает в кабине машинист, почему и когда поезд ускоряется или замедляется, и каким тормозным усилием.
Теперь надо расширять опыт ещё и на морские тренажёры - у нас в Питере есть.
Будем над этим работать :)))
Journal information