Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Здание Германского посольства на Исаакиевской пл.

В дни парада ВМФ удалось попасть в исторически интересное, но малодоступное здание бывшего германского посольства на Исаакиевской пл. Три года назад я вспоминал про него в посте "100 лет погрому германского посольства".
Так вот, в этот раз я посмотрел ряд его интерьеров первого и второго этажа, о чём и пойдёт речь в посте. А поскольку здание посольское и имеет чётко выраженное дипломатическое прошлое, то у поста поставлен тег "посольская галерея".

Внутри экс-посольства. Холл первого этажа


2. Здание это выделяется на Исаакиевской площади своим мрачноватым колоритом и резко отличается от своих соседей цветом. Вот так оно расположено относительно Исаакия.


3. Вид со стороны парадного фасада.


История появления этого здания такова (отсюда):

[...] В 1911 году архитектор П. Беренс по протекции своего друга Э. Шулера — сотрудника Министерства иностранных дел Германии, и немецкого посла в России Ф. фон Пурталеса получил государственный заказ от министра иностранных дел Киндерлен-Вахтера на проектирование Германского посольства в Российской столице. Архитектору предстояло создать официальное здание, продемонстрировав мощь и амбиции Германии. Стояла чрезвычайно трудная задача — воплотить в проекте идею немецкой государственности языком новой архитектуры, учитывая при этом сложный контекст Исаакиевской площади. Проект был составлен всего за два месяца и прошел утверждение во всех высоких инстанциях вплоть до кайзера. Правда, вопреки существовавшей процедуре и в обход существующих инстанций, проект был представлен императору Николаю II лично послом. 23 июня 1911 года император «соизволил высказать полное одобрение этих чертежей» и 3 августа утвердил их в Петергофе.

В августе 1911 года Городская управа выдала разрешение на производство строительных работ. Рейхстагом было отпущено на строительство 1 700 000 марок; завершить здание планировалось в началу 1913 года. В сооружении нового здания участвовали российские архитекторы В. И. Шёне, Н. П. Козлов и И. К. Стендер. Непосредственный контроль за производством работ, ввиду занятости автора, осуществлял его ученик Л. Мис ван дер Роэ, знаменитый в будущем конструктивист.

Строительство шло с немецкой аккуратностью и быстротой; здание посольства было полностью завершено и готово к эксплуатации точно к назначенному сроку, включая внутреннюю отделку помещений; чему способствовало специально разрешение о привозе из-за границы строительных материалов. В создании внутреннего убранства участвовали главным образом немецкие фирмы; петербургским мастерам доверили только стекольные, паркетные, малярные и позолотные работы.


4. Сейчас аттик пуст, а раньше (полтора года в 1913-14 гг.) на нём стояла скульптурная группа. Кстати, погромщики августа-1914 проникали в здание через боковой подьезд (виден в дальнем конце здания слева), а не через парадный.

Новое Германское посольство в зиму 1913/14-го

Композиция была установлена на здание немцами самовольно, без согласования и её не было в первоначальном утверждённом проекте:

[...] на утверждённом проекте конной группы не было (был только флагшток с орлом) и «разрешение на постановку <…> фигур германское посольство не испрашивало». У городских властей оно попросило разрешение только на установку лесов для поднятия скульптур на крышу. При этом никто не поинтересовался, почему группы нет в проекте. «В виду неизвестности, в каком смысле и на что именно Государем Императором было дано разрешение непосредственно германскому послу», делу о незаконности установки решили не давать, ограничившись заявлением: «группа не нарушает утвержденного плана». Это был ответ гражданам на жалобы «о неуместности подобной группы по соседству с величавым храмом св. Исаакия Далматского <…> об оскорблении религиозных чувств при виде обнаженных фигур рядом со святым храмом».

(здесь ещё исторические фото)

5. Впрочем, перейдём к современности. Здание нарочито исполнено в брутальном строгом стиле.


6. Заходим...


7. Холл первого этажа. Обратите внимание, что он грамотно решен с выходом больших окон во внутренний дворик (и расположен по солнцу), поэтому тут светло. Разительный контраст с парадным подъездом, который выходит на теневую сторону и так тёмного здания.


8. Взгляд назад, на мраморные колонны у входа.


9. Уменьшенная копия скульптурной группы "Диоскуры", которую сбросили с аттика 4 августа 1914 г. патриотические массы, находится прямо у окон напротив входа.


10. Плафоны и потолок. Строгий немецкий орднунг.


11. Сохранились оригинальные шпингалеты, ручки и фурнитура (или восстановлены с оригиналов).


12. В небольшом внутреннем дворике по центру тоже стоит скульптура.


13. Решётки батарей отопления.


14. Парапет парадной лестницы.


15. И сама лестница. Выглядит, действительно, достойно и представительно для посольского здания.


16. Поднимаемся по ней и смотрим назад, на холл с камином и зеркальной стеной.


17. Второй этаж включал в себя помещения квартиры и кабинета посла, а также анфиладу представительских залов, которые выходили окнами на Исаакиевскую пл.


18. Плафоны.


19. Под потолком - композиции на тему "Виноград и вино", выполненные в технике сграффито.


20. Отсюда можно попасть в комнату отдыха посла.


21. На мой взгляд, действительно очень расслабляющая, успокаивающая атмосфера. Светильники по стенам полукругом создают приятный свет (нам включали).


22. Вид из комнаты на внутренний дворик посольства (см. также фото 12).


23. Сохранились оригинальные ручки и даже ключи (!).


24. Вид на проход в ординарные помещения (сейчас тут ГУ Минюста, а раньше были кабинеты дипломатов).


25. Приёмная кабинета посла, обшитая деревом. Опять же, сейчас это действующее учреждение, а не музей.


26. Камины везде оригинальные и все они разные.


27. Статуя Фемиды (тут же МинЮст сейчас).


28. И потолок.


29. Теперь смотрим анфиладу парадных залов. Зал совещаний.


30. Камин.


31. Люстра и потолок.


32. Следующий зал.


33. Люстра.


34. Оригинальное оформление подоконников и защитные решетки батарей.


35. Входим в парадный Прусский зал с барельефами королей и раздвижными дверями.


36. На потолке - множество германских орлов кайзеровского рейха.


37. Очень торжественно смотрится, надо сказать.


38. И, наконец, бывший Тронный зал, а сейчас - актовый, для торжественных церемоний.


39. Попадать из Прусского зала в Тронный можно вот этим широким проходом.


40. Потолочные плафоны.


41. Наш экскурсовод и душа воссоздания интерьеров здания - Валентин Андреевич Черненко, автор цитируемой мною выше статьи и других работ по истории посольства.


42. Павлины на стенах Тронного зала.


В целом, реставрация тут постепенно и неуклонно идёт. Не думаю, что связанные с этим серьёзные ограничения на переделки и ремонт сильно нравятся базирующимся тут ведомствам, однако МинЮст к походам "Открытого Города" сюда относится вполне уважительно и с пониманием, что мы собственно и увидели в ходе нашего визита.
Так что в будущем к показанному мною добавятся и ещё залы.

Благодарю за содействие в попадании сюда проект "Открытый город" и сообщество spbblog.
Tags: Германия, Питер, архитектура, посольская галерея
Subscribe

Posts from This Journal “архитектура” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “архитектура” Tag