Ниже - некоторые впечатления от ж/д и новые вокзалы в коллекцию. Что же касается собственно приграничного с Данией Фленсбурга, где я пробыл несколько часов - то постараюсь по нему сделать отдельный пост попозже.
Высоководный ж/д мост через Кильский канал у Рендсбурга
2. На самом деле, утром было не совсем понятно, куда в итоге получится уехать: все зависело от расписания ближайших поездов. Если бы близко были удобные отправления на экс-ГДР, я бы охватил Висмар и Шверин в сторону Померании. И тогда брал бы померанский земельный билет. Но фишка выпала так, что на путях стоял рельсобус на Киль, и поэтому был взят шлезвигский земельный билет (на врезке справа) и избран путь на границу с Данией. А до померанского рельсобуса - аж полтора часа, и я не стал его ждать. Про путь на Померанию из Любека я подробно рассказывал вам в 2015 году.
Кстати, немного о земельных билетах Дойче Бан (DB). Кто не в курсе - это удобнейшая штука для дневного познавательного путешествия по какой-то земле Германии. Он работает с 9 утра до 3 часов ночи сл. дня в будни, или до 12 ночи в выходные, и даёт право на проезд в любых региональных поездах этой земли и некоторых соседних пунктов, причём с любым кол-вом остановок и в произвольном направлении. Особенно он удобен на несколько человек - так, если на 1 он стоит 27 евро, то на второго и последующего надо доплатить всего по 4 евро. Т.е. вдвоем мы ездили за 31 евро (по 15 на человека), а если бы ездили вчетвером - билет бы стоил уже 39 евро, т.е. менее чем по 10 евро/чел. Имейте в виду такую опцию.
Карта-схема (мой путь указан стрелками): Любек - Киль - Эккернферде - Фленсбург - Рендсбург - Гамбург - Любек. Километры не посчитал, но получается весьма солидно за день. Сменил на один билет 5 поездов и 1 дойчебановский автобус.
3. Вокзал Любека. Про него я делал большой обзорный пост, в том же 2015 году. Так что не повторяюсь.
4. На соседнем пути - шум и гам, из электрички на Травемюнде вываливают паромные курортники. Их очень легко узнать по полоскам и якорькам на одежде и прочих сопутствующих предметах :) Ну а мы садимся на скромный дизельный 3-вагонник на Киль.
5. Путь на Киль идёт по малодеятельной неэлектрифицированной ветке. Вокруг куча озёр и небольшая населенность местности.
6. Прибываем на Кильский вокзал. Он - с современным дебаркадером и тупиковый. Т.е. тут в любом случае пересадка.
7. Вид в сторону выезда с вокзала. А дальше пути расходятся веером на разные направления.
8. Внутри Кильского вокзала.
9. Снаружи в это время накрапывал мерзкий дождик, поэтому даю фотку вокзала из Вики. Какой-то для меня заколдованный объект - я его не снял в 2006 году во время пребывания тут, и вот сейчас тоже не получилось.
Небольшая справка. Союзники разбомбили старый вокзал в 1944 году, поэтому в 1950 г. его восстановили в упрощенной форме. Что касается дебаркадера, то это сейчас версия 2006 года - раньше был более традиционный. А электрификация сюда пришла только в 1995-м (!), из Гамбурга, так что до этого Киль и путь на датскую границу был только тепловозно-дизельный.
10. На 6-м пути стоит рельсобус на Фленсбург. Но только всё хитро: поезд идёт только до промежуточного пункта, который на нём светится, а дальше пассажиры имеют право ехать DB-автобусом, что и написано примечанием на табло. Я сразу этого не увидел.
11. Но всё равно садимся, нам путь на северо-запад. Станция Сухсдорф перед Кильским каналом.
12. Мост через канал очень высоководный. Наверное, метров 50 высотой. По автодорожному мосту (см. на фото) видна большая высота.
13. Спускаемся от канала вниз, снова едем по равнине германо-датского перешейка. Мимо проносятся кукольные пейзажи. Мешает только дождь, но выбора нет - едем сейчас и сегодня.
14. Вид нашего рельсобуса изнутри.
15. Наконец, прибываем в промежуточный городок Эккернферде. Тут наш поезд уходит назад, а на табло моргает уведомление, что дальше на Фленсбург - только автобусом! Линия закрыта к движению до 28 августа, а сегодня только 12-е. Мда. Интуитивно идём на привокзальную площадь, и точно - там стоит DB-автобус. Садиться можно свободно, водила равнодушно смотрит на нас и пропускает внутрь, даже не смотря наш земельный билет.
Дальше мы долго и муторно ехали по мелким дорогам, заезжая на все небольшие станции, на которых останавливается рельсобус на Фленсбург. В общем, наверное, с полтора часа - меня стало даже укачивать постепенно.
16. Наконец, прибыли в самый северный город Германии. Фленсбург - место, где юридически закончился Третий Рейх 23 мая 1945 года с арестом правительства Дёница. Иду на вокзал, видно, что много путей демонтировано, но отлично сохранился в целости весь железнодорожный комплекс со зданиями Второго рейха и Веймарской республики. Именно поэтому тут сидел Дёниц и Ко после самоубийства фюрера 1 мая: городок на датской границе был цел и невредим, тогда как стратегический Киль с его верфями союзники вбомбили в каменный век.
17. Тут тоже были пути, несколько. Дальше - сохранившийся вокзал, который тоже уцелел в войну. Как и в Киле, электрификация во Фленсбург пришла только в 1996-м, а ICE на Данию пошли насквозь только в 2007-м. До этого тут было строго дизельное царство.
18. И ещё, интересно, что тут станция уже дублируется по-датски. Граница отсюда всего в 8 км.
19. Фленсбург Hbf имеет две разнесенных платформы - видимо, больше сейчас и не надо. Гамбургскую (вот эту), где сейчас стоит поезд на Гамбург и тут же проходят ICE на Данию. И кильскую, которая пока без поездов из-за каких-то работ на линии, фото 17.
20. Ладно, спускаюсь в вокзал. Переход под путями тоже явно исторический, Веймарской республики.
21. Вокзал внутри довольно интересный, в стиле "кирпичного" экспрессионизма, модного в 20-е годы XX века.
22. Восьмиугольники и кирпичные колонны квадратного сечения. Что касается стиля ламп, то не знаю, какой они эпохи.
23. Часы похожи на те, что я видел в южно-баварском Берхтесгадене.
24. Кассовый зал тоже остался в неизменном виде. Очень похоже на вокзал Лигница (ныне польской Легницы).
25. Дверь, облицовка. Всё осталось. Стильно!
26. Сам же вокзал Фленсбурга снаружи выглядит гораздо мрачнее, чем внутри. Постройка - 1927 г., т.е. ровесник лигницкому. Раньше вокзал находился вообще у основания бухты, и был тупиковый, как в Киле. Так вот, в ходе оптимизации линии ту ветку лишили пассажирского движения, а старый вокзал закрыли (в посте о Фленсбурге я покажу старую линию XIX века, она не разобрана до сих пор). Вокзал сделали тут, и в пределах города построили петлю "Южная Ютландия", чтобы поезда из Дании могли проходить новую станцию транзитно и без разворота движения.
27. Наконец, после трех часов пребывания тут возвращаемся на железную дорогу. Теперь наш путь на Гамбург. Он уже пойдёт не по тихой приморской ветке, а по магистральной германо-датской линии по центру перешейка, где ходит и ICE.
27а. Станция Рендсбург. Здесь можно было пересесть на Киль и затем достичь Любека быстрее, но мы всё же поехали длинным путём через Гамбург - чтобы не повторять уже увиденные линии.
28. В какой-то момент за станцией неожиданно возникает здоровенная эстакада, и мы проходим под ней. Потом поезд делает полный круг и взбирается над той линией, где мы только что ехали, на эту самую эстакаду. Петля для пересечения Кильского канала! Любопытное решение. Мост и тут очень высоководный.
29. Мчимся над буколическими пейзажами в стиле братьев Гримм, набирая высоту над домишками.
30. Кильский канал! Это вид в сторону Северного моря.
31. А это - в сторону Балтики, я успел перескочить на другую сторону и сделать второе фото.
32. Взгляд назад. Теперь мы спускаемся вниз, и с этой стороны канала уже нет петли.
34. Дальше вокзалы были более унылые, чем на тихой кильско-балтийской линии. Станция Пиннеберг.
35. Поля с ветряками.
36. Наконец, около восьми вечера мы прибыли в мегаполис Гамбург. Прошли несколько внутренних станций, один пригородный вокзал с дебаркадером (не успел снять), затем ненадолго показались пейзажи центра города.
37. И вот, втягиваемся на главный вокзал Hamburg Hbf с огромным дебаркадером. Вокзальный комплекс на этом месте был создан в 1902-1906 гг., в момент грандиозной ж/д оптимизации периода Второго Рейха, а затем в конце 1941 г. - одним из первых в массированных бомбардировках - вокзал порушили союзники. Затем в 1943 году они же его доконали - после чего он уже стоял в руинах до самого конца войны. Так что я не знаю, что тут современное, а что восстановленное "в том же стиле".
38. Первая платформа вокзала отдана под S-bahn, городские электрички.
39. Прибыли. Показал нам хвост какой-то ICE, наверное на Данию.
40. Внутреннее пространство под дебаркадером реально огромное. Неужели всё это соорудили в таком масштабе ещё при кайзере?
41. Вышел на привокзальную площадь, она выше уровня путей. Вон ту дальнюю башню как раз и разбомбили осенью 1943-го, в ходе вторичной обработки города "летающими крепостями" и "ланкастерами". Когда-то потом восстановили.
42. Что сильно не понравилось - так это огромная и мерзкая, как жаба, надпись PHILIPS, уродующая стильный дебаркадер. Можно было найти место и поскромнее для своей рекламы, вообще-то. А, и ещё одна странность выявилась. С шумом вокзала и толпами сочеталась какая-то музыка, явно классическая. Она пыталась перекрывать эти шумы, прибытия поездов и в итоге получалась изрядная какофония. Каково же было моё удивление, когда я прочитал потом про этот вокзал, что "...начиная с 2008 года, в попытке разогнать торговцев наркотиками и их клиентов из этого района, Deutsche Bahn играет классическую музыку (например, Four Seasons Вивальди)". Я потом ржал в голос, ей-богу - какая потрясающая эльфийская наивность! :)))
43. Вот встал на соседний путь ночной поезд до Вены - те самые пресловутые 6-местные кушеты-душегубки. Сейчас придёт и наш регио-экспресс на Травемюнде, которым мы завершаем наш сложный путь.
44. Все, поехали. Сейчас быстро начнёт темнеть, и от Бад-Ольдесло уже ничего не будет видно из окна.
45. 10.30 вечера, Любек. Мы вернулись, замкнув кольцо. Можно идти спать в отель! :)
Вот такая получилась интересная 12-часовая поездка по земле Шлезвиг-Гольштейн.
Спасибо земельному билету, поездам Дойче Бан и компании Finnlines, которая привезла меня сюда! :)
Journal information