Ниже - небольшой рассказ о впечатлениях и наблюдениях с этого события.
2. Прежде всего, надо отметить, что Балтзавод сделал выводы из первого спуска ("Арктики") в этот раз не стал пропускать публику через проходную - где тогда была страшная толкотня, очереди и пришлось отключать электронные системы. Поставили рамки перед проходной, сделали небольшой периметр для досмотра рюкзаков-сумок и открыли автомобильные ворота, что правее. Фотоаппараты и видеокамеры свободно пропускали, вещи смотрели вежливо, без надрыва. Вход был, как и в тот раз, свободный и без документов.
3. Вот через эти ворота и пропускали публику. Можно было пройти на завод примерно с 9 и до 11-30.
4. Народу было поменьше, чем на спуске первого ледокола, но всё равно много. Может, тысячи 3-4 в сумме, на глаз.
5. На внутризаводской территории тоже учли уроки спуска "Арктики": сделали коридор для зрителей, боковые проезды огородили сигнальной лентой, поставили указатели-таблички на стапель "А". А корабельные комплектующие "одели" в чехлы, закрыв их от посторонних глаз. Я помню, как в прошлый раз публика разбрелась по территории и потом некоторых отлавливали по тупичкам :)
6. ТГМ-ки застыли близ дороги: сегодня у них выходной, а у завода - общий праздник.
7. К большому стапелю ("А") можно было свободно пройти с двух сторон и занять место. На фото - корпусные конструкции "Урала", который пока что набирается в самом конце стапеля.
8. А виновник торжества - дальше, он высится многоэтажной громадой ближе к Большой Неве.
9. Тоже новое: часы с обратным отсчётом до спуска на воду, на первом спуске этого не видел.
10. Все точки со спуском вниз контролировались работниками завода.
11. Дальняя часть, которая ближе к Неве, была перегорожена машинами. Сейчас уже не допустили скопления людей на конструкциях, эти места тоже огородили сигнальной лентой. А тогда, в первый раз, народ забирался на всяческие конструкции с риском сверзнуться вниз.
12. В этот раз мне тоже пригодился опыт первого спуска, так что я уже неплохо знал, какие места надо занимать для хорошей обзорности. И пошёл именно туда. За 50 минут до начала действия (11.10) места ещё были, можно было прямо у парапета встать. А вот за 20 минут - всего через полчаса - за мной уже стояло 5-7 рядов зрителей, так что я вовремя прибыл.
13. Вид с моей обзорной точки, в сторону Невы.
14. И в сторону суши, вглубь стапеля.
15. Ледокол высится над нами гигантским доисторическим мамонтом, наверху мелькают мелкие фигурки сдатчиков.
16. Винтам недолго осталось ждать родной стихии.
В 12 дня началась церемония с речами и оркестром. "Крестной мамой" ледокола выступила Татьяна Голикова, председатель Счётной Палаты РФ. Потом минут десять пел священник Никольского морского собора, освящая корабль. Затем дали долгожданную команду резать крепления.
17. В 12.40 процесс пошёл.
18. Громадная туша корпуса удивительно шустро съезжает по наклонному стапелю в невскую воду...
19. ...поднимая волну.
20. Корпус оседает вниз, и быстро спускают якоря, дабы не впилиться в противоположный берег.
Вот тут на видео всё наглядно показано:
21. От ледокола идёт обратная волна на стапель. На той стороне тоже много народу - наверное тыщи три, не меньше.
22. Волна отхлынивает обратно, и всё успокаивается.
23. На воде, видимо, тоже после "Арктики" был приобретен определенный опыт, и с "Сибирью" уже справились раза в полтора быстрей, без заминок - филигранно развернули и стали аккуратно буксировать к стенке.
24. Маневры на Большой Неве.
25. После спуска оперативно открыли проход к Неве и народ хлынул смотреть на маневры с корпусом.
26. Редкое зрелище: обычному человеку пройти на это место крайне трудно. Открываются непривычные виды.
27. Во время спуска "Арктики" мост ЗСД через Большую Неву ещё только надвигали, а сейчас он уже готов и там сотнями бегут машинки.
28. А вот эта труба на углу пирса - это самая что ни на есть крайняя оконечность Васильевского острова. Но попасть сюда в обычное время крайне сложно. Зато сейчас можно :) Правее на том берегу видно устье Фонтанки, которое тоже обычно никто не видит.
29. Ледокол в акватории развернули и теперь будут буксировать к заводу.
30. Также, по традиции, на часик открыли и доступ на стапель, где только что (ну, минут 20 назад) стояла громадная туша ледокола.
31. Можно посмотреть на "сало" (специальный состав смазки), по которому "Сибирь" плавно и быстро сьехала в родную стихию.
32. Традиционное фото автора на краю стапеля.
33. Теперь идём наверх по наклонной поверхности.
34. В самом конце стапеля А стоит и "Урал" - третий в серии АЛ пр. 22220.
35. В этот раз на него можно было залезть и рассмотреть в деталях, как производится набор корпуса и как выглядят элементы набора, секции и проч.
36. Чем я и воспользовался и залез на третий ледокол, который пока что совсем в эмбриональном состоянии.
37. Вид с "Урала" на стапель. Теперь он тут уже будет активно собираться.
38. Рядом на территории ждут своей очереди всяческие конструкции ледокола.
39. В общем, в этот раз Балтзавод организовал церемонию чётче и грамотнее, было меньше толкотни и лучше слышно, что происходит. Спусковой флажок на память.
Подождём теперь третьего в серии :)
Journal information