По пути, анализируя станции и их историю, нарвался на любопытную загадку.
Смотрите, есть на 1314 км Транссиба за 120 км до Перми такая станция Верещагино.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1191659/1191659_original.jpg)
Вокзал Верещагино
Апокриф (не подвергаемый сомнению) гласит, что там по пути из столиц в Порт-Артур остановился в феврале 1904 г. живописец-баталист В. Верещагин, дескать у него сломался личный вагон и он ждал починки, куковал на станции почти месяц (варианты истории: ехал не один, а с адмиралом Макаровым*; куковал не месяц, а несколько дней). Потом вагон починили, он продолжил путь на восток, успел проскочить на Артур до перекрытия Южно-Маньчжурской линии** японцами по суше. А менее через месяц взорвался на броненосце "Петропавловск" вместе с адмиралом Макаровым 31 марта 1904 ст.ст., уйдя в вечность. Станцию переименовали в его честь в 11-ю годовщину взрыва, в 1915 г. - и так она и осталась. При ранних Советах пытались сделать станцию Красно-Верещагино, но сие не привилось - тов. Сталин до войны сковырнул приставку Красно-, и она вернулась на просто "Верещагино".
Живописец В. Верещагин:
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1191787/1191787_original.jpg)
Памятник художнику Верещагину на привокзальной площади г. Верещагино:
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1192008/1192008_original.jpg)
Я начал всё последовательно проверять.
1. Итак, ремонт вагона. Да, мог. Ремонтные вагонные мастерские Пермь-Котласской ж.д. устроили именно там.
2. Мог ли успеть доехать до Порт-Артура, если уехал из Верещагино ближе к концу февраля, скажем? Да, мог. Если вагон цепляли к поездам высокого приоритета, и на Байкале не было проблем с паромом - то примерно 14-17 дней оттуда. Уехал 20 февраля - приехал 6-10 марта на Ляодун. А 31-го уже взорвался на броненосце.
3. Добирался из столиц в Маньчжурию? А вот тут - чёрта с два. Легенда не бьется с реальностью.
Дело в том, что в феврале 1904 г. Пермь-Котласская линия ещё была тупиковой, в Вятке она заворачивала на Котлас. И всё. Проехать всквозную из столиц (что из Питера, что из Москвы) было нельзя. Поезда там пошли только в 1906 году, и то пока только через медленную Горнозаводскую линию - а прямая линия через Кунгур на Екатеринбург будет построена только в 1909.
И чтобы попасть в Верещагино из Москвы, надо было:
а) проехать через Рязань - Пензу - Самару на Челябинск
б) по соединительной линии приехать в Екатеринбург
в) по Горнозаводской ж.д. доехать до Перми, а затем по камскому мосту - в это Верещагино (тогда ст. Вознесенская)
Из Питера же - ещё дольше...
Крюк примерно суток в 7-8. Хм.
То есть, получается, если он там реально надолго застрял - то по какой-то надобности ездил или в Котлас, или в Вятку, и по пути сломался. Или был в Перми, а вагон отогнали на ремонтную базу (она в Верещагино была, да). В разгар зимы (напомню, речь про февраль 1904). Тогда что ему надо было в вятском крае, зачем он туда поехал, да ещё и кружно, в личном вагоне? Странное дело.
* Адмирал Макаров убыл из Петербурга предположительно 10 (23) февраля 1904 г. и точно 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур, то есть добирался туда 14 дней, что вполне сопрягается с реальным состоянием линии. Но он не мог ехать через Верещагино, ибо прямой линии ещё не существовало, см. выше
** ЮМЖД японцы перерезали к середине мая 1904 г
Броненосец "Петропавловск", на котором затонул и адмирал Макаров и художник Верещагин:
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1192394/1192394_original.jpg)
* * *
Поддержать автора в его работе:
Карта Сбербанка (Mastercard): 5469 5500 3789 5866
Кошельки WebMoney:
WMR — R127260369091 (рубли)
WMZ — Z253531579779 ($)
WME — E284514074429 (евро)
Яндекс-Деньги: 410 0113 2778 7622
Journal information