Какая разница, как Успенский относился к постсоветской Украине, России или там Киргизии - спустя 25 лет после распада СССР? Как он относится к Путину, Порошенке, Сапармурату Ниязову или - простихосспади - к Саакашвили? И каково его отношение к осколкам Советского Союза и взаимным тёркам между ними? Его вклад в другом: он создавал яркие и успешные образы нашего общего советского культурного кода - причём образы, узнаваемые для трех или четырех поколений и прочно вошедшие в национальную идентичность. И это у него получилось.
И то, что он там после распада СССР прокис, стал копирастом в Девяностые и тому подобное - это не важно. Человек несовершенен, а творец так и вообще эмоционален и не обязательно живёт трезвым анализом и рассуждением. Для меня тут главное, чтобы творец потом не призывал к гражданской войне и расстрелам неугодных, как Окуджава в 1993-м. Остальное - пофиг, я чётко отделяю вклад творца от сварливой постсоветской личности.
А то вот послушаешь некоторых "совкофилов" (в кавычках), так у них почти все ушедшие творцы, создававшие узнаваемый и неповторимый культурный код Советского Союза (советскую идентичность) - сволочи и гады. Юрий Яковлев - говно, в него плюются, Евгений Леонов - тоже что-то не то когда-то сказал, Говорухин - чмо, так как в какой-то момент снял что-то не то, Высоцкий - тоже непременно виноват, действием или пороками, да и женился на подозрительной иностранке - и так далее и тому подобное. Такие "любители СССР" фактически отрицают культурный базис этого же самого СССР, презрительно плюясь на его создателей и гордо восседают своим незамутнённым и правильным седалищем на выжженном дотла пепелище. Тогда получается, что "их СССР" - это только набор статистических цифр, не более того. И всё.
Journal information