![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1618379/1618379_original.jpg)
Балтийский завод. УАЛ "Урал" на стапеле А
2. Словом, к 13.00 в субботу мы прибыли на Ваську, оставили машину за Большим проспектом ВО и пошли к проходной БЗ. Бонусом по пути получили ещё и ретро-пробег советских авто. Вообще, на этот майский день наложилось большое количество интересных событий и было просто не разорваться. И книжный салон в Манеже, и традиционный реконструкторский фестиваль Второй Ударной армии в Рогавке (где, между прочим, летал на бреющем настоящий Ил-2!), и спуск "Урала". Пришлось выбирать атомный ледокол, хотя и в Тесово я бы с огромным удовольствием поехал.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1618622/1618622_original.jpg)
3. На входе пропускали через рамки и смотрели сумки, как и в прошлый раз. И пускали просмотренных людей уже мимо проходной - чтобы не было затора, как в первый раз с "Арктикой". На территории раздавали "спусковые" флажки и открытки, продавали горячие булочки и кофе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1618863/1618863_original.jpg)
4. В этот раз меня поразило количество публики. Изначально я думал, что третий спуск со стапеля будет самым малолюдным: вроде был, всё говорило против большого кол-ва народу. Суббота мая - по идее ведь все должны рвануть на дачи и в пригород; кроме того, это день Города - с большим количеством праздничных локаций в центре, плюс книжный салон, плюс несколько выставок, вело- и ретро-пробегов. Однако нет: народ прибывал с устрашающей плотностью.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1618983/1618983_original.jpg)
5. Люди шли и шли, сплошной рекой между корпусами цехов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1619249/1619249_original.jpg)
6. С утра была мрачная и облачная погода, но к часу дня распогодилось. Я уж обрадовался, что спуск будет солнечным, как у "Арктики".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1619670/1619670_original.jpg)
7. Заводской пепелац. К сожалению, в этот раз не было на доступной территории юрких спецавто с надписью "Балтзавод".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1619825/1619825_original.jpg)
8. Народ всё прибывает и прибывает. Походу, переплюнем первый спуск по плотности народу...
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1620061/1620061_original.jpg)
9. Сейчас заводчане тщательно огородили полосатыми лентами все боковые зоны завода и ветки ж/д, чтобы народ не просачивался в них. Собственно, можно было идти только к стапелю А, правда с любой стороны. В первые два спуска (особенно в первый) было гораздо вольготнее.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1620346/1620346_original.jpg)
10. Идём к виновнику торжества. Вон он, уже вдали показался.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1620620/1620620_original.jpg)
11. Ближе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1620855/1620855_original.jpg)
12. И ещё ближе. В этот раз спускался на воду наиболее тяжелый корпус (причем на несколько тысяч тонн больше): прямо на стапеле успели уже нарастить половину надстройки и смонтировать внутрь реактор без топлива, а также часть вспомогательного оборудования. Т.е. у стенки достраиваться будет гораздо быстрее. А первые два раза спускали на воду корпуса без надстроек и оборудования.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1621034/1621034_original.jpg)
13. Гостевая зона ограничена ж/д составом, нужно проходить за пути. На этот раз мы решили встать по левому борту, а не по правому, как в первые спуски.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1621441/1621441_original.jpg)
14. Как и раньше, подвешены якорные цепи с якорем, которые должны размотаться на воде и планово затормозить корпус в акватории.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1621652/1621652_original.jpg)
15. Пока ещё не очень много народу, но он всё прибывает.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1621856/1621856_original.jpg)
16. Люди идут и идут из-за состава-ограничителя.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1622049/1622049_original.jpg)
17. В общем, вскоре стало понятно, что народу будет заметно больше, чем на спуске "Сибири". Мда...
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1622376/1622376_original.jpg)
18. Фото со спусковыми флажками на фоне новорождённого.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1622721/1622721_original.jpg)
19. С высоты пятиэтажного дома на нас смотрят те, кто обеспечивает спуск на борту.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1622943/1622943_original.jpg)
20. Началась церемония спуска - речи, освящение и т.п. По отработанному шаблону. Тут постепенно стала портиться погода и начал накрапывать противный дождик. А ведь ещё час назад светило солнце! Вдалеке видна подвешенная цепь с якорем. Крестной мамой этого корабля назначили Э. Набиуллину, председателя ЦБ и видную птенчиху гайдаровской ВШЭ-компашки, плотно оккупировавшей экономический блок правительства и экспертные сообщества (всех этих мау-кузьминовых, кудрино-силуановых - т.е. рыночные рыла происхождением своего благосостояния из Девяностых). Как-то это неприятно резануло - зачем сислибовскую креатуру притащили на торжественный спуск? Нет, понятно, что БЗ подтягивал на такое эпическое событие самых статусных гранд-дам России, но с В. Матвиенко или Т. Голиковой не было таких ассоциаций, как с Набиуллиной. Может быть, стоило позвать лучше какую-нибудь более нейтральную губернаторшу или министершу?
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1623288/1623288_original.jpg)
21. Зрителей пришло просто море - больше, чем и на "Арктику" и особенно на "Сибирь". При этом погода неуклонно портилась и к моменту речей пошёл дождь. Однако народ стоически терпел неудобство, ожидая, когда же гигантская туша третьего атомного ледокола поедет по стапелю вниз.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1623393/1623393_original.jpg)
22. Мда. Полил дождяра, к 15.00. И вот как раз в этот момент окончились речи и у кормы стали резать удерживающую перемычку.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1623687/1623687_original.jpg)
23. В 15.05 ледокол поехал вниз. Причём на этот раз случился и небольшой форс-мажор: как раз с нашего борта почему-то вниз упала цепь и размоталась уже прямо на стапеле в момент спуска, подняв кучу пыли по пути. Правда, якорь остался на месте. Я сперва не понял фишку и подумал, что "так надо". Но нет, это был какой-то косяк - цепь волочилась за ледоколом, уйдя в воду на нижней кромке стапеля. Вот тут на кадре она уже упала вниз, а сам корпус скользит к воде.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1624047/1624047_original.jpg)
24. Всё, третий атомный ледокол пр. 22220 на невской акватории. Его уже разворачивают буксиры. Выглядит, конечно, посолидней, чем просто пустые корпуса первых двух систершипов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1624240/1624240_original.jpg)
25. Пять минут после спуска. Народ ещё только переваривает происшедшее :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1624419/1624419_original.jpg)
26. Да, всё-таки на том борту было лучше стоять, зрелищнее... Но ладно. Красная точка на кадре - место, где я в прошлый раз стоял при спуске "Сибири" и снимал ролик.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1624731/1624731_original.jpg)
27. А стапель был тоже закрыт полосатыми лентами, так что подойти к насалке в этот раз не получилось. Правда, мне сказали, что через полчаса открыли доступ - но из-за дождя народ стал быстро покидать место спуска.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1624966/1624966_original.jpg)
28. Ну и мы уходим назад.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1625182/1625182_original.jpg)
29. На пути решили свернуть направо и пройти к достроечной стенке - посмотреть, каково состояние систершипов "Урала".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1625528/1625528_original.jpg)
30. Тут тоже было все огорожено лентой и не подойти. Только издалека снять вышло. Правее стоит "Сибирь", она ещё в процессе насыщения оборудованием и не прокрашена.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1625715/1625715_original.jpg)
31. А вот головная "Арктика" уже почти-почти на мази: она не только достроена, но на неё уже загружено ядерное топливо. Сейчас идёт монтаж навигации и связи. Швартовые испытания предстоят уже скоро, осенью вроде.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1626072/1626072_original.jpg)
32. На обратном пути после проходной порадовался за свою предусмотрительность: на Косой линии образовалась грандиозная пробка в обе стороны, так что мы пешком обогнали большинство машин, а вот за линией Большого проспекта было уже свободнее.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1626335/1626335_original.jpg)
* * *
В общем, получилось проводить со стапеля все три ледокола. Будем ждать начала их полярной карьеры.
Дай Бог им успешной и долгой арктической судьбы, красивых льдов и больших караванов!
Спасибо всем коллегам за компанию.
Journal information