Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Шахтерские Кангалассы на реке Лене

Кроме собственно Якутска, я сьездил в несколько его пригородов и близлежащих посёлков.
Первым из них были Кангалассы - угольный шахтёрский посёлок в 45 км вниз по Лене. Сейчас в Кангалассах упадок, уголь перестали добывать, шахта закрыта, однако какая-то активность там осталась и туда (что немаловажно) регулярно ходит пригородный маршрут. Давайте посмотрим, как там живут люди.



2. Автобус идёт на север вдоль Лены, но не приближаясь к основному руслу. Проходим Жатай, о котором я уже рассказывал.


3. В пойме Лены - довольно обширная равнина, которая называется Туймаада. Вот так выглядят пригородные дачные посёлки. Да-да, тут тоже есть летние дачи! Летом в этом районе жарко, хотя лето само по себе недолгое, пару месяцев. Огородики, теплицы, в грунте растёт картошка и капуста.


4. Кое-где от основного русла подходят глухие или транзитные небольшие протоки. До самой Лены примерно полтора км.


5. Примерно через час с небольшим после выезда из Якутска проходим аэродром малой авиации. Ага, значит Кангалассы уже скоро. Здесь также видно, что долина вдалеке сужается и северней к Лене подступают высокие утёсы.


6. Внутри автобуса домашняя такая обстановка, многие друг друга знают и болтают о разных житейских сущностях. Сюда ходит большой автобус на газу.


7. Ну что, прибыли. Выгружаемся. Обратите внимание, что у пригородного автобуса номер не якутский, а московский - 77. Лена тут не так далеко (напрямую - километр), однако до переправы надо шагать километра 3.


8. Около конечной остановки - поселковая котельная. Только я не понял, рабочая или заброшенная. Судя по беленьким новым окнам, всё же, видимо, рабочая.


9. Ладно, идём в посёлок. Остановка-то на его краю. Сразу бросаются в глаза уцелевшие вывески - советская античность 1960-х - 1970-х.


10. Колоритно же! Хотя сам "спорткомплекс" заброшен. Работал в шахтовые благополучные времена.


11. "Новая" многоэтажная часть посёлка (1980-х) - наверху под сопкой. Но Кангалассы весьма обширны по площади и разреженная застройка раскинулась по разным сторонам окончания долины. Коммуникации, конечно же, как и везде на Севере, снаружи.


12. Посмотрим район старого шахтового центра, где была сосредоточена раньше культурная жизнь. Вот памятник Великой Отечественной.


13. А дальше дорожка из бетонных плит ведёт к ДК.


14. ДК, видимо, изначально деревянный, но сейчас обнесен сайдингом. И он жив, там что-то есть. Не заброшен. Впечатляет старая советская вывеска на фронтоне. Вот её бы отреставрировать!


15. Нечто вроде небольшого парка с информационными щитами про шахту и былые славные времена. Можно ходить и читать, что тут было и сколько миллионов тонн добывалось. Сперва в шахте, потом в разрезе. Кто когда был директором, а кто передовиком.


16. Ведомственный орден "Шахтерская слава".


17. Шахтовые символы.


18. Вдалеке раздавался шум и стояли машины - что-то тут всё же работает. Вот это - ювелирно-гранильный кластер. Здесь, в Кангалассах, функционирует одна из т.н. ТОР - Территория опережающего развития. А в составе этого ТОР - Индустриальный парк. Вот, он наверное и есть :)


19. Если посмотреть в сторону разреза, то вид загораживают бараки 1940-50-х. На разрез я не пошёл, он огромный по площади и я бы не успел на очередной автобус обратно (а у меня были планы на другие пригороды), но к баракам спустился.


20. Настелено цветное мягкое покрытие, устроена тренажёрная площадка и качели. Интересно, как это всё будет выглядеть в декабре?


21. Бараки буквально утыканы спутниковыми тарелками ТВ. Видимо, телевизор тут - главное средство развлечения.


22. Если пройти 20-30 минут дальше, то можно выйти и на разрез с озером. Выглядит это примерно так (снимок с Викимапии). Но я не ходил.


[...] Первые сведения о добыче угля шахтным способом для нужд речного флота датированы 1915 годом. В 1929 году приступили к промышленной добыче угля для нужд энергоснабжения Якутска и близлежащих поселков. Первоначально добыча угля осуществлялась штольнями с берега реки Лена. С 1963 г. добыча угля производится открытым способом. К 90-м годам разрез выдавал до 600 тыс. тонн угля. Однако кризисные явления в экономике страны и перевод энергетики края на другие виды топлива снизил потребность в угле. К 2000-м годам угольный разрез выдавал менее 200 тысяч тонн угля в год
(отседова)

23. Вернемся к многоэтажным домам.


24. Дома свайные. И есть элемент некоторого запустения, в плане содержания фасадов.


25. Первый этаж высокий.


26. Ещё заброшка. Идём к школе.


27. А вот школа и школьная территория в порядке. Живенько, ярко, цветочки в сквере. Я как раз попал на окончание уроков, так что школьники массово расходились по домам. Но не снимал на территории - на меня посматривали несколько косо и внимательно, как на постороннего.


28. Вот школьники идут по домам. Дом на фото тоже свайный.


29. Есть тут и район деревянных домов, выглядят как в Восточной Сибири. Ставни, основательная изба, печное отопление.


30. Посёлок, кстати, газифицирован. Сейчас это вроде уже даже не посёлок, а формально часть Якутска, хотя до него и 45 км.


Продолжение следует
Tags: Кангалассы, Якутский тепловоз, авто, архитектура
Subscribe

Posts from This Journal “Якутский тепловоз” Tag

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

Posts from This Journal “Якутский тепловоз” Tag