Макаронный анабасис. II - Милан. Стационе колоссале тоталитаре
Миланский вокзал (Milano Centrale) - один из крупнейших в Европе (сопоставимы с ним новый Берлинский и британский Ватерлоо). По числу путей он равен Ватерлоо (24) и заметно уступает мюнхенскому, но не этим он грандиозен - а своим гигантским монументальным зданием с огромными внутренними обьёмами. Ничего подобного по кубатуре я ещё на железной дороге не видел - хотя видел сотни и сотни вокзалов, от Парижа и Вены до Владивостока и Ханоя. Если же сопоставлять его с вокзалами экс-СССР, то - по моим субьективным оценкам - он сравним только с двумя нашими: сталинским Новосибирским и новым Самарским. Но всё же несколько больше их обоих, в 1,5 - 1,7 раза. Все остальные из больших - московские, питерские, харьковский, киевский, волгоградский, красноярский, омский - уступают ему зданием (и его обьемами) минимум вдвое, а то и втрое. Кроме того, он построен из мрамора (!) и выглядит изнутри как этакие паровозные термы Каракаллы, только с примесью ар-деко.
В общем, я был очень впечатлён этим зданием и задавался вопросом - а сколько вообще это мраморное великолепие стоило бы сейчас? Наверное, страшные, неподьемные цифры. Вряд ли такой вокзалище мог бы вписаться в любой бизнес-план и когда-нибудь окупиться вообще, тем более что рационально используется дай Бог если четверть его гигантских объемов. То есть, воспринимать его надо не как бизнес-проект, типа большого нового Берлинского hbf, или унылого гросс-сарая в Мюнхене, а сугубо как исторический памятник. Как Колизей, например.
* * *
Немного общих сведений. Строительство его началосьв 1356 году и продолжалось пять столетий подряд в 1911-м и продолжалось 20 лет, причём после 1922 г. проект был сильно переделан в сторону усложнения и увеличения монументальности, по прямому указанию Бенито Муссолини. Архитектор - Ulisse Stacchini. Кстати, покойный дуче со своей возлюбленной Кларой в мае 1945-го болтался вниз головой совсем недалеко от него - на площади Лорето. Это каких-то 500 метров от вокзала, яркого памятника его эпохи. Такая вот страшная ирония истории.
Фасад вокзала - длиной более 200 метров и высотой в 72 метра. Главные залы (первый и второй от входа в основном здании) изнутри воспринимаются как вынутые пустотелые девятиэтажки, только монументальные и богато декорированные. Непередаваемое ощущение для железнодорожного вокзала, это надо просто прочувствовать на месте.
Композиция с имперскими орлами на боковом (северном) фасаде вокзала
Пост по вокзалу пришлось, ввиду его грандиозности, разделить на две части - обе из которых тоже получились большими. Сейчас - осмотр здания, его обьёмов и декора снаружи. А во второй части осмотрим его изнутри, включая гигантский строенный дебаркадер, выдержанный в стиле ар-деко.
( Collapse )
В общем, я был очень впечатлён этим зданием и задавался вопросом - а сколько вообще это мраморное великолепие стоило бы сейчас? Наверное, страшные, неподьемные цифры. Вряд ли такой вокзалище мог бы вписаться в любой бизнес-план и когда-нибудь окупиться вообще, тем более что рационально используется дай Бог если четверть его гигантских объемов. То есть, воспринимать его надо не как бизнес-проект, типа большого нового Берлинского hbf, или унылого гросс-сарая в Мюнхене, а сугубо как исторический памятник. Как Колизей, например.
* * *
Немного общих сведений. Строительство его началось
Фасад вокзала - длиной более 200 метров и высотой в 72 метра. Главные залы (первый и второй от входа в основном здании) изнутри воспринимаются как вынутые пустотелые девятиэтажки, только монументальные и богато декорированные. Непередаваемое ощущение для железнодорожного вокзала, это надо просто прочувствовать на месте.
Композиция с имперскими орлами на боковом (северном) фасаде вокзала
Пост по вокзалу пришлось, ввиду его грандиозности, разделить на две части - обе из которых тоже получились большими. Сейчас - осмотр здания, его обьёмов и декора снаружи. А во второй части осмотрим его изнутри, включая гигантский строенный дебаркадер, выдержанный в стиле ар-деко.
( Collapse )