Кроме обновления "Сапсана" и выхода нового 2-вагонного сцепа на пассажирский маршрут, в конце ноября состоялось и ещё одно эпическое событие - старт Московских центральных диаметров (или попросту - МЦД). Запустили пока только два диаметра из запланированных 5-ти, но работа по ним ведётся колоссальная. Суть проекта - интеграция пригородного ж/д движения, стоявшего ранее особняком, в общую систему городского транспорта и городских тарифов. Предусмотрена также бесплатная пересадка на метро и МЦК (и обратно), что влечет существенное уменьшение затрат при следовании пригородными ж/д маршрутами. Теперь выделены зоны городского и фиксированного пригородного тарифа, проезд по которым стоит по-разному. Интервалы движения электричек, которые ранее были большими и с "обеденными окнами", сокращаются до 10-15 минут, а в часы пик – до 5-6 минут, и пассажиру уже не нужно мониторить расписание. Это теперь просто постоянно действующий транспорт - как метро. Вышел на платформу и жди. Собственно, МЦД наземным метро и называют.
Если кратко - неделю назад я протестировал работу обоих диаметров и обратил внимание на то, что на линии стоит целый "зоопарк" типов подвижного состава. ЭП2Д, «Иволги» первые, «Иволги» вторые, а на МЦД-1 даже поезда «Аэроэкспресс». А всё потому, что выяснилось - поездов нужно в разы больше, чем планировали сначала; проект оказался мегапопулярным. Поэтому и ставят разные составы, те что смогли пока собрать. Но зато это позволило сравнить разные типы ПС прямо на ходу, почти в одно время. Давайте посмотрим немного разных поездов, которые сейчас курсируют на линиях диаметров.
Самый новый из типов ПС на МЦД - "Иволга" версии 2.0. Фото В. Александрова
2. Первыми мне попались электропоезда ЭП2Д, когда я решил с Курского вокзала двинуть по МЦД-2 на Подольск.
3. Для Москвы они уже не в новинку, хотя для остальной России – суперновые, конечно.
4. Цветастенькие сиденья, от которых даже в глазах зарябило. Но в принципе, весело и позитивно.
5. Второй по счёту попалась первая «Иволга» от ТВЗ, причём я уже делал её обзор, когда она ходила от Киевского вокзала.
6. Вот, собственно, её интерьеры.
7. Футуристического вида стойка с вертикальным и круговым поручнем в районе центральной двери.
8. USB-зарядки в вагоне, есть и Wi-Fi (в принципе, это считается опцией по умолчанию на МЦД). В Москве он есть во всем транспорте.
9. И, наконец, «Иволга» второй версии или «Иволга 2.0». От «Иволги 1.0.» она отличается гладкой маской с утопленными фарами (ср. с фото №5).
Этот тип ПС мне довольно долго не попадался на линии, и я смог его поймать только в подмосковной Лобне - конечной станции МЦД-1.
(фото В. Александрова)
10. Сразу скажу, что «Иволга 2.0» произвела на меня наиболее благоприятное впечатление из всего "зоопарка" на МЦД. Видно, что специалисты ТВЗ действительно старались и вообще внедрили много нового, относительно первой версии. На мой взгляд, планировка салона в целом и размещения сидений в частности, стали более оптимальны. Например, сиденья расположили друг напротив друга по системе 2+2, добавили прислонные накладки для тех, кто едет стоя. Внедрено зонирование пространства разного назначения (велопарковки, специальные зоны, где можно закрепить инвалидную коляску). Проход в обеих "Иволгах" - сквозной через весь состав, а двери широкие (140 см, что на 15 см шире, чем у аналогов). Туалеты - в головных вагонах.
11. Очень серьёзно конструкторы ТВЗ поработали с электронно-информационной составляющей. И немудрено – завод считается флагманом цифровизации как в самом «Трансмашхолдинге», так и в отрасли в целом (подробнее по теме тут). В частности, вот электронное табло. Обратите внимание на толковое размещение и подбор информации, нужной пассажиру в пути, и как интуитивно быстро она считывается. В правой части - блок цифр: время, дата, температуры внутри и снаружи, и крупно - в какую сторону откроются двери. Маршрут отображается не весь, а только текущий сегмент (МЦД все-таки очень длинные).
12. Другое табло над дверьми. Здесь маршрут уже полный - все остановки, а текущая (ближайшая) станция выделена цветом.
13. Розетки 220В близ дверей и USB-разъемы (расположены так, что позволяют сесть на сидение рядом и дотянуться до гнезда с запасом, если у вас стандартный шнур от зарядки).
Вообще, в «Иволге 2.0» внедрено, кроме видимых пассажиру, довольно много других современных новаций. Это и цифровая система управления составом, и мониторинг состояния систем электропоезда в режиме реального времени. Разумеется, реализована и интеллектуальная система видеонаблюдения, позволяющая отследить обстановку в вагонах. Ну а штатное подключение к системе ГЛОНАСС позволяет корректировать время прибытия поезда по всей линии МЦД, если поезд отстаёт по какой-то причине от расписания, или если ранее был сбой движения на линии.
14. Зарядкой смартфона на пути из Лобни воспользовался и я. Вполне удобно.
Если я верно понял, в дальнейшем МЦД должны насыщать новыми «Иволгами» от ТВЗ, как наиболее современным ПС. И это, наверное, правильно - кроме внедрения прогрессивных технических решений, это ещё и полноценная загрузка Тверского завода. Он и теперь загружен самыми разнообразными заказами - на электропоезда, на пассажирские вагоны самого разного назначения (2-вагонный сцеп, который я обозревал недавно, тоже оттуда). А, чем больше загрузка и чем больше заказов - тем быстрее завод сможет стать опорой нового кластера транспортного машиностроения, который планируют создать в Твери. Ну и конечно, более высокие требования московского заказчика тоже способствуют тому, чтобы завод повышал технологический уровень и делился опытом с отраслью.
15. Вылезаю из второй «Иволги» уже затемно, на «Савёловской». Внешний дизайн тоже приятен глазу – обтекаемые линии, крупная надпись МЦД, нормальная цветографика.
PS. По итогам тестирования МЦД я планирую сделать ещё пост, более общий - чтобы показать, как обстоят дела с инфраструктурой и вообще состоянием станций и проч. А пока - только про подвижной состав, который тут катается.
Journal information