Только мы собрались идти, как подошёл начальник поезда, сел в нашем отсеке и хитренько этак спрашивает:
- Ну что ребята, как ваши дела? Есть вопросы?
– Дела ничего, но вопросы есть. Вот, ночью свет мигал и никак не мог установиться на ночном режиме. Это как-то можно исправить?
- Да... Техника новая, ещё сбоит. Но разберемся, в чем дело, посмотрим. А так, нормально?
- В целом да. Теперь надо уже идти снимать обход Украины, а хвостовой тамбур с другой стороны, нам там можно открыть?
– Я предупредил проводника, так что идите, всё нормально. Будете в ресторане – пассажиров не снимайте, как мы договорились.
– Да, я помню. Конечно.
Поговорили и после этого пошли в длинный путь через все тринадцать вагонов.
2. Действительно, все без исключения плацкартные вагоны в поезде были новые. Через какое-то время мы дошли и до купейной группы, но и здесь вагоны были на вид совсем новые, «с иголочки» – вот, например, штабной вагон.
3. Это следующий по счёту купейный вагон, обычный. И тоже новый и абсолютно безупречный по чистоте. Хотя мне до отправления говорили, что купейники тут старые. Ничего подобного!
4. Интересная деталь: многие межоконные интервалы в купейных вагонах оформлены различными большими фотографиями Крымского моста. Конечно, в таком виде поезд смотрится со своим уникальным лицом.
5. Наконец мы добрались до хвостовой плацкартной группы и, дойдя до предпоследнего вагона, посмотрели в окно: откуда-то издалека, приближаясь к нам, летела группа из трёх разных вертолётов – Ми-24, Ка-52 и Ми-17. Некоторое время они летели параллельно ходу поезда, а потом ушли вперёд, двигаясь в том же направлении, что и поезд. Возможно, облётывали обход Украины.
6. Вскоре к нам приблизилась чёрная-чёрная чернозёмная дорога на фоне полей. По навигатору выходило, что мы почти достигли начала обхода – там, где разветвляется путь на Чертково (ход через Украину) и Кутейниково (обход).
7. Так и есть: вскоре в западную сторону ушёл двухпутный отворот с одним рядом контактной сети. У второго ряда электрификацию, видимо, сняли. А мы пошли по новому обходу. По нему я ехал уже второй раз; но ещё в 2016 году, если помните, я показывал и снимал старый "Чертковский ход". А сейчас я окончательно осознал, почему обязательно нужно было проложить этот путь. Крымские поезда теперь шли по своей территории без всяких опасений о том, что Украина заблокирует или как-то помешает движению именно этих поездов. Километраж у обхода был свой, двузначный, а всего протяжённость обхода – около 135 км. Скорость здесь была очень даже неплохая, путь новенький, с довольно высокой балластной призмой.
8. Столбы электропередач были тоже нового образца, не очень привычные глазу –
9. Ещё одна странность заключалась в том, что обходной путь был почти полностью огорожен высоким ограждением – которое, правда, периодически уходило довольно далеко от линии. Интересно, зачем? Если основная линия и до и после не была ограждена.
10. Места здесь действительно почти ненаселённые, но тем не менее в пределах видимости просматривалось много строящихся объектов. Может быть, это служебные здания новых станций или что-то ещё подобное.
11. На скорости проходим станцию Кутейниково. Здесь ни души, кроме дежурного по станции. Постояв ещё минут десять в хвосте, поснимали живописные кривые и решили уже возвращаться обратно.
12. Вагон-ресторан – в середине поезда, рядом со штабным вагоном. Вот его расписание. Как видите, в первые два дня следования работает до часу ночи.
13. Интерьер у него был без изысков, выполнен в песочно-бордовых тонах. Народу немного, но пара столиков была занята. Однако мы никого не снимали, памятуя обещание, данное начальнику поезда.
14. Вот столик, прилегающий к торцу вагона.
15. Над окнами виднелись эллипсы с фотографиями Крымского моста.
16. А если смотреть по ходу поезда, салон был разделён на две части, в передней из которых был устроен бар, и там тоже были свои столики. Интересно, что разделительная перегородка была сделана в виде информационного стенда про Крымский мост, и вполне интересного стенда.
17. Я встал около и начал читать подобранную информацию. Причём когда заходили и другие люди, позже - они тоже поневоле останавливались у стендов и рассматривали подборку.
18. С одной стороны была информация про автодорожную часть, с другой – про железнодорожную.
19. Нашлось место даже для кота Мостика :)
20. Теперь пора и пообедать. Мы сели за столик, подошёл официант и вручил нам меню.
- Что-то у вас немного народу…
- Ой, это сейчас просто в поезде мало народу! Подождите до вечера – здесь будет не протолкнуться. После Ростова придут.
- Что, там прямо такой аншлаг?
- Да, поезд будет полон. Вот увидите.
21. Ну что, изучим меню. Вот винная карта. Можно заказать и водку, и виски, и коньяк, и разные вина. По ценам судите сами - дорого или не очень.
22. Горячие блюда и завтраки.
23. И вот развернул серединку. Супы, гарниры, напитки, пиво. Не мудрствуя лукаво, заказал борщ, украинский, за 240 – так как борщ или солянка наиболее полно и быстро характеризуют качество заведения. Много есть я тут не собирался, иначе сразу минимум тыща долой.
24. Вскоре принесли и горячий борщ. Субъективная оценка – ну так, средне… Могло быть и лучше, конечно – но, в общем, пойдёт. Расплачивался я за него картой, причём ждали соединения довольно долго – может быть, минут семь. Оно явно зависит от покрытия, а мы только-только миновали обход Украины и ещё не вошли в населённые места Ростовской области. Но потом система соединилась и выдала "Одобрено". Ну хорошо, теперь пойдём домой, в свой 13-й вагон. Сейчас он в начале поезда.
25. Вот и местные хлебные «небоскрёбы» – элеваторы. Они есть на каждой крупной станции. Этот, видимо, на станции Лихая.
26. А дальше началась целая цепочка крупных городов – Зверево, Сулин, Шахты, Новочеркасск. Нигде в этих городах крымский поезд почему-то не имеет остановок, а идёт целых восемь часов до Ростова. Вот проезжаем главное здание НЭВЗа – электровозостроительного завода, перед которым стоит паровоз-памятник. Здесь или не здесь были драматические события 1962 года – я точно не знаю.
27. Показалась панорама и самого Новочеркасска на возвышенности, с огромным собором в качестве доминанты.
28. Затем линия приняла юго-западное направление, и поезд помчался вдоль Аксая – притока Дона, с камышами и плавнями.
29. Потом начался Ростовский затон с многочисленными речными судами.
30. А вот стоит какой-то немаленький речной танкер.
31. Какая-то станция на берегу Дона. Да, река там - уже Дон, а не приток Аксай.
32. Наконец вошли в черту Ростова-на-Дону и замысловатой кривой стали описывать его окрестности и микрорайоны. Вот, смотрите, интересная заправка. Интуитивно читается как «Роснефть», но это не «Роснефть», а «Ростнефть» (не «МакДональдс, а «МакДауэл»).
33. Приближаемся к главной станции, сбоку слева – отстойник пригородных поездов.
34. Вот и громада Ростовского железнодорожного вокзала-крепости.
35. «Вокзала-крепости» я сказал не просто так – эта территория действительно обнесена двумя периметрами высокого ограждения, причем метра 3 высотой. И два контура досмотра, соответственно. Чтобы войти из города внутрь вокзала, и ещё один - войти на платформы.
36. И со стороны платформ тоже в здание вокзала просто так не войти – а только с досмотром. Правда, в конкорс вроде бы можно зайти, но из конкорса в вокзал, где находятся точки с кафе и магазинами – всё равно через досмотр. Самое интересное то, что если ты прошёл просветку и попал в здание вокзала, обратно из него к поездам просто так не пускают, а спрашивают билет. Я таким макаром прошёл в вокзал, и когда решил идти обратно, у меня спросили билетик. Но я-то вышел только с фотоаппаратом, ничего у меня не было. Охранник оценивающе взглянул на мой непарадный прикид с вагонными штанами и спросил:
- Билет?
- Я с поезда!
- С какого?
- С питерского поезда №7. С собой билет я не ношу, он у проводника.
- Ну ладно, тогда идите, – охранник нажал кнопочку и пропустил меня на платформу.
37. А это один из рельефов оформления здания вокзала. Как вы, наверное, догадались – на тему донского казачества.
38. Ладно, ну его, этот зоно-вокзал. Зато по территории станции можно было ходить более-менее свободно. Пойдём посмотрим второй крымский поезд, он идёт следом за нами. Вот в одном кадре - оба крымских, и московский (вдалеке) и питерский.
39. Сходил, глянул московский двухэтажник до Симферополя. В него тоже грузилось большое количество народу.
40. Вид со второй платформы. Слева - московский поезд, справа - наш.
В итоге в Ростове-Главном поезд заполнился до краёв. У нас в вагоне осталось только одно-единственное свободное место, в нашем отсеке. В соседнем вагоне - три. А так, народ сел просто под завязку. Купейники тоже заполнились целиком, в основном военными разных видов. Поэтому не зря официант прозорливо так сказал про аншлаг после Ростова :)
41. Потом переехали Дон, и к Батайску быстро наступил красный закат.
Подошла проводница, спросила, как мы. Я попросил чаю и спросил:
- А что, вот так под завязку вагон в Ростове заполняется и в другие рейсы?
- Ага. Как правило. Просто сейчас люди бросили автобусы и пересели к нам - там утомительно очень, даже и через мост. Так удобней - что в автобусе ехать 15-17 часов, что у нас в вагоне 15. Но только там сидишь и ночь мучаешься, да ещё и с досмотром около моста - а у нас сами видите... можно и полежать, и чай попить, и никакой тесноты. Надоело - спишь. А утром уже и Крым.
- Да-да, понимаю их. Ночной автобус - настоящее мучение! И пробки, наверное, могут в пути быть.
- Могут. Вот поэтому и такой аншлаг. От Ростова вагоны всегда полные идут.
Часть 1. "Таврия" от Петербурга до Россоши.
Продолжение следует.
Journal information