2. Итак, утром 14-го марта мы переехали с Фиолента на Корабельную сторону, добравшись сюда на неторопливом троллейбусе от Южного рынка, что на остановке "5 км". Место оказалось чрезвычайно удобным: в 200 метрах от нашей точки базирования был парадный вход на Малахов курган, а также имелась отличная транспортная доступность в разные концы города.
3. Идём к нашей новой базе, мимо дома 1956 г. Конечно, можно подумать, что это здание построили где-нибудь в 1840-х – но нет, это послевоенная застройка.
4. Совсем рядом - недорогая столовая.
5. Прямо на пути к нашей точке простирался небольшой местный рынок, где можно было прикупить продуктов, овощей, напитков.
6. Картину довершал мясной магазин с местной продукцией и алкомаркет низких цен.
7. Малахов курган находился прямо перед нами, что оказалось очень удобно: дождавшись солнечного дня, я взошёл на него, а затем совершил прогулку ещё и по непарадным местам боёв Крымской войны. Не знаю, стоит ли рассказывать об этом отдельным постом – но места очень интересные.
8. Главной осью здесь является улица Героев Севастополя. Давайте пройдём по этой оси Корабельной стороны до берега Южной бухты - в сторону центра, а затем вдоль берега.
9. Застройка здесь сталинская и хрущёвская. На переднем плане – дом 1950 г. Троллейбусы ходят очень часто, что удобно и позволяет добраться в разные точки города.
10. Ну что ж, идём. Кинотеатр «Севастополь» (1959). Сейчас – развлекательный центр.
11. По правой стороне улицы – неприметный памятник времён Крымской войны, с перечислением сражавшихся частей. Поскольку это фактически подножие Малахова кургана, то боевые действия шли и тут.
12. Дальше – монструозная Доска почёта, выделенная этому району. На врезке – герб района. В верхней части щита – здание на Малаховом кургане.
13. На другой стороне улицы – лаконичный и абсолютно чёрный памятник подводникам-черноморцам в виде рубки подлодки.
14. А на нашей стороне – тоже памятник, матросу Кошке. За ним начинается комплекс Лазаревских казарм. К ним мы подойдём чуть позже и с другой стороны. А в углу справа что-то отгорожено, но об этом в №18.
15. Матрос Кошка поближе.
16. Остановка тоже называется «Матрос Кошка», и такое нестандартное название остановки приводит к разным забавным оборотам. Например, когда я ехал в маршрутке из центра, то дама, собиравшаяся тут выходить, попросила водителя: «Мне у Кошки остановите».
17. Комплекс Лазаревских казарм. Рядом когда-то был матросский посёлок, где и проживал этот самый матрос Кошка.
18. Подойдём к загородке и посмотрим, что же там внизу. А внизу там – глубокая выемка для главного хода железной дороги и Городской тоннель, седьмой по счёту на подходе к Севастополю.
19. Можно попытаться рассмотреть портал тоннеля получше. Это непросто, но если просунуть телефон через частую сетку, то возможно.
20. Выемка железной дороги продолжается и в глубину Корабельной стороны. Она плавной кривой обходит застройку и выходит к берегу близ Ушаковой балки, где затем огибает Килен-бухту. В ту сторону мы, к сожалению, не ходили. Когда появлюсь в Севастополе в следующий раз, то обязательно заполню этот пробел.
21. А мы идём дальше, по направлению к Южной бухте. Одно из зданий комплекса Лазаревских казарм, принадлежащее 247-му дивизиону подводных лодок. Здание расположено как раз над Городским тоннелем.
22. Взгляд назад: небольшая пробка перед остановкой «Матроса Кошки» и пятиэтажка из инкерманского камня.
23. Затем идёт развилка у памятника Севастопольского восстания 1905 года. Троллейбусная улица Героев Севастополя уходит влево, на спуск к вокзалу, а мы пойдём вправо – поверху над Южной бухтой.
24. Но давайте отойдём в сторону на 50 метров и посмотрим на удивительные каменные навороты, похожие на какие-то византийские стены.
25. Это есть не что иное, как западный портал Городского тоннеля, после которого железная дорога приводит на вокзал. Но путь к вокзалу и привокзалье мы уже смотрели в части 6, поэтому давайте вернёмся наверх и пойдём направо.
26. Правда, вот ещё интересная картинка со спуска: вот так в склон здесь врезаны фонари. Места очень мало, поэтому вот такое решение.
27. Теперь идём через ворота, где когда-то явно было КПП. flackelf
28. Напротив, через проезд – въезд на территорию 247-го дивизиона ПЛ.
29. Ну что же, теперь подойдём к высокому берегу – как можно ближе к обрыву – и взглянем отсюда на центр Севастополя и другой берег Южной бухты, по которому мы ходили в части 5. В середине склона хорошо просматривается коричневой диагональю троллейбусный спуск, а дальше видна доминанта района – Матросский клуб со шпилем, на пл. Ушакова. И немного видна гостиница «Украина» и библиотека им. Толстого.
30. А это общий вид на центральный городской холм с его застройкой. Тут видна и панорама 1854 г., и Матросский клуб, и застройка холма, а также причалы Южной бухты и даже (слева) полузатопленный док, о котором я говорил в 5-й части цикла. Оборудованные причалы с нашей стороны побережья принадлежат дивизиону ПЛ. Два причала слева пусты – все современные лодки в походе, а антикварный причал (справа) занят ПЗС-50 и пiдводним човнем "Запорiжжя".
31. Если же перевести взгляд ещё правее, то виден самый центр города с доминантой – Владимирским собором, а также причалы Севастопольского морзавода и плавдок ПД-51. Дальше уже Южная бухта вливается в Севастопольскую.
32. Вправо от Героев Севастополя поверху идёт небольшой проезд, вдоль Комплекса Лазаревских казарм. И что самое потрясающее – здесь сохранились те корпуса, которые пережили не только Великую Отечественную войну, но и Крымскую. То есть это одни из немногих строений, которые пережили две обороны Севастополя.
33. Какие именно из зданий этого комплекса пережили обе войны – я точно не разобрался, потому что комплекс позже был отреставрирован.
34. И совершенно неожиданный поворот событий у Лазаревских казарм произошёл на стыке тысячелетий. В конце 1990-х, в трудное для России время, здесь возник филиал МГУ им. Ломоносова, причём двигателем этого процесса был мэр Москвы Юрий Лужков. Москва тогда жила гораздо лучше остальной России, и мэр Москвы счёл правильным создать здесь университетский филиал, профинансировав это всё на средства московского бюджета, которым он распоряжался. Это решение, принятое в трудный момент, оказалось фундаментально правильным – и через 15 лет сыграло решающую роль в том, что произошло в 2014 г. Фактически мы имеем дело здесь с успешным феноменом «мягкой силы». Есть много скептиков относительно этого фактора, но тем не менее он работает. И здесь мы видим яркий пример успешности именно этой самой «мягкой силы», потому что ведь совершенно недостаточно, если у вас есть внешняя вооружённая сила – не менее важно, кто воспитывает местную молодёжь и в каком духе. И когда к какому-то моменту Y мы имеем мотивированное, чётко осознающее свои интересы и устремления молодое поколение, это может сыграть решающую роль – потому что кто-то отстаивает свою позицию сознательно и может перетянуть на свою сторону колеблющиеся массы. Так что Юрий Михалыч, вечная ему память, оказался в вопросе Крыма пророком и предтечей – даже если в самой Москве он что-то делал и неправильно. И, как я убедился, здесь Лужкова очень даже уважают.
35. …тем временем мы подошли к отличному виду сверху на причал, где стоят старые подлодки. Как мне сказали, Запорожья (справа) тут уже нет, его отвели куда-то на причалы Северной стороны. Но на фото можно на него полюбоваться.
36. Дошли до главного здания филиала МГУ, перед которым разбит довольно уютный сквер с видом на Севастопольскую бухту и Северную сторону.
37. В центре сквера – полукруглый газон и памятный камень.
38. Здесь можно подойти к обрыву и полюбоваться видами. Вид на центр Севастополя с доминантой – Владимирским собором. Справа кадр ограничивает «Штык», который находится за Артбухтой.
39. Вид на корабли, стоящие у Минной стенки, в том числе и на госпитальный транспорт «Енисей».
40. Повернёмся чуть правее. Тут хорошо виден Павловский мыс, отделяющий Южную бухту от Севастопольской, и вход в маленькую Корабельную бухту, вдоль которой расположены сооружения Севморзавода. На горизонте видна впечатляющая панорама жилых комплексов Северной стороны. Слева виднеется приметная Михайловская батарея.
41. Проходим вдоль заграждения ещё немного вправо – и отсюда мы можем видеть акваторию Корабельной бухты со старинными заводскими зданиями. Подозреваю, многие из них тоже пережили войну и их можно отнести к зданиям-ветеранам.
42. Вот здание вдоль причалов Севморзавода поближе.
43. Ещё раз посмотрим на центральный фасад Черноморского филиала МГУ. Как мне сказали, в Севастополе это один из самых престижных вузов с высоким качеством обучения, поступить сюда непросто.
44. Ну и некоторые таблички, висящие на здании. Конечно, фасаду пора дать новый ремонт, но сам университет успешно работает и готовит новые кадры, так что «мягкая сила» – это совсем не фикция, а объективная реальность.
Ну что же, вот мы прогулялись по Корабельной стороне, а следующий пост посвятим общественному транспорту Севастополя.
Journal information