Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Крымский маршрут. Ч.9 - Прогулка по Корабельной стороне и что такое "мягкая сила"

Теперь давайте отойдём от центра и побродим по Корабельной стороне, которая расположена между Южной и Килен-бухтами. Она включает в себя целых два судоремонтных завода, отсюда и название. Так сложилось, что на Корабельной стороне я ночевал целых три ночи. Первые сутки после приезда в Севастополь мы с flackelf переночевали на Фиоленте - но это оказалось далеко и неудобно; да и условия, мягко говоря, были так себе. Поэтому на следующее утро мы нашли себе удобное пристанище именно тут.



2. Итак, утром 14-го марта мы переехали с Фиолента на Корабельную сторону, добравшись сюда на неторопливом троллейбусе от Южного рынка, что на остановке "5 км". Место оказалось чрезвычайно удобным: в 200 метрах от нашей точки базирования был парадный вход на Малахов курган, а также имелась отличная транспортная доступность в разные концы города.


3. Идём к нашей новой базе, мимо дома 1956 г. Конечно, можно подумать, что это здание построили где-нибудь в 1840-х – но нет, это послевоенная застройка.


4. Совсем рядом - недорогая столовая.


5. Прямо на пути к нашей точке простирался небольшой местный рынок, где можно было прикупить продуктов, овощей, напитков.


6. Картину довершал мясной магазин с местной продукцией и алкомаркет низких цен.


7. Малахов курган находился прямо перед нами, что оказалось очень удобно: дождавшись солнечного дня, я взошёл на него, а затем совершил прогулку ещё и по непарадным местам боёв Крымской войны. Не знаю, стоит ли рассказывать об этом отдельным постом – но места очень интересные.


8. Главной осью здесь является улица Героев Севастополя. Давайте пройдём по этой оси Корабельной стороны до берега Южной бухты - в сторону центра, а затем вдоль берега.


9. Застройка здесь сталинская и хрущёвская. На переднем плане – дом 1950 г. Троллейбусы ходят очень часто, что удобно и позволяет добраться в разные точки города.


10. Ну что ж, идём. Кинотеатр «Севастополь» (1959). Сейчас – развлекательный центр.


11. По правой стороне улицы – неприметный памятник времён Крымской войны, с перечислением сражавшихся частей. Поскольку это фактически подножие Малахова кургана, то боевые действия шли и тут.


12. Дальше – монструозная Доска почёта, выделенная этому району. На врезке – герб района. В верхней части щита – здание на Малаховом кургане.


13. На другой стороне улицы – лаконичный и абсолютно чёрный памятник подводникам-черноморцам в виде рубки подлодки.


14. А на нашей стороне – тоже памятник, матросу Кошке. За ним начинается комплекс Лазаревских казарм. К ним мы подойдём чуть позже и с другой стороны. А в углу справа что-то отгорожено, но об этом в №18.


15. Матрос Кошка поближе.


16. Остановка тоже называется «Матрос Кошка», и такое нестандартное название остановки приводит к разным забавным оборотам. Например, когда я ехал в маршрутке из центра, то дама, собиравшаяся тут выходить, попросила водителя: «Мне у Кошки остановите».


17. Комплекс Лазаревских казарм. Рядом когда-то был матросский посёлок, где и проживал этот самый матрос Кошка.


18. Подойдём к загородке и посмотрим, что же там внизу. А внизу там – глубокая выемка для главного хода железной дороги и Городской тоннель, седьмой по счёту на подходе к Севастополю.


19. Можно попытаться рассмотреть портал тоннеля получше. Это непросто, но если просунуть телефон через частую сетку, то возможно.


20. Выемка железной дороги продолжается и в глубину Корабельной стороны. Она плавной кривой обходит застройку и выходит к берегу близ Ушаковой балки, где затем огибает Килен-бухту. В ту сторону мы, к сожалению, не ходили. Когда появлюсь в Севастополе в следующий раз, то обязательно заполню этот пробел.


21. А мы идём дальше, по направлению к Южной бухте. Одно из зданий комплекса Лазаревских казарм, принадлежащее 247-му дивизиону подводных лодок. Здание расположено как раз над Городским тоннелем.


22. Взгляд назад: небольшая пробка перед остановкой «Матроса Кошки» и пятиэтажка из инкерманского камня.


23. Затем идёт развилка у памятника Севастопольского восстания 1905 года. Троллейбусная улица Героев Севастополя уходит влево, на спуск к вокзалу, а мы пойдём вправо – поверху над Южной бухтой.


24. Но давайте отойдём в сторону на 50 метров и посмотрим на удивительные каменные навороты, похожие на какие-то византийские стены.


25. Это есть не что иное, как западный портал Городского тоннеля, после которого железная дорога приводит на вокзал. Но путь к вокзалу и привокзалье мы уже смотрели в части 6, поэтому давайте вернёмся наверх и пойдём направо.


26. Правда, вот ещё интересная картинка со спуска: вот так в склон здесь врезаны фонари. Места очень мало, поэтому вот такое решение.


27. Теперь идём через ворота, где когда-то явно было КПП. flackelf подтвердил, что в украинские времена, действительно, здесь бдили воины из частей ЧФ для недопущения разных провокаций, ибо местные нацики и проукраинцы очень любили демонстрировать себя близ комплекса зданий МГУ и отряда подводных сил. Сейчас здесь вахты нет, можно свободно пройти.


28. Напротив, через проезд – въезд на территорию 247-го дивизиона ПЛ.


29. Ну что же, теперь подойдём к высокому берегу – как можно ближе к обрыву – и взглянем отсюда на центр Севастополя и другой берег Южной бухты, по которому мы ходили в части 5. В середине склона хорошо просматривается коричневой диагональю троллейбусный спуск, а дальше видна доминанта района – Матросский клуб со шпилем, на пл. Ушакова. И немного видна гостиница «Украина» и библиотека им. Толстого.


30. А это общий вид на центральный городской холм с его застройкой. Тут видна и панорама 1854 г., и Матросский клуб, и застройка холма, а также причалы Южной бухты и даже (слева) полузатопленный док, о котором я говорил в 5-й части цикла. Оборудованные причалы с нашей стороны побережья принадлежат дивизиону ПЛ. Два причала слева пусты – все современные лодки в походе, а антикварный причал (справа) занят ПЗС-50 и пiдводним човнем "Запорiжжя".


31. Если же перевести взгляд ещё правее, то виден самый центр города с доминантой – Владимирским собором, а также причалы Севастопольского морзавода и плавдок ПД-51. Дальше уже Южная бухта вливается в Севастопольскую.


32. Вправо от Героев Севастополя поверху идёт небольшой проезд, вдоль Комплекса Лазаревских казарм. И что самое потрясающее – здесь сохранились те корпуса, которые пережили не только Великую Отечественную войну, но и Крымскую. То есть это одни из немногих строений, которые пережили две обороны Севастополя.


33. Какие именно из зданий этого комплекса пережили обе войны – я точно не разобрался, потому что комплекс позже был отреставрирован.


34. И совершенно неожиданный поворот событий у Лазаревских казарм произошёл на стыке тысячелетий. В конце 1990-х, в трудное для России время, здесь возник филиал МГУ им. Ломоносова, причём двигателем этого процесса был мэр Москвы Юрий Лужков. Москва тогда жила гораздо лучше остальной России, и мэр Москвы счёл правильным создать здесь университетский филиал, профинансировав это всё на средства московского бюджета, которым он распоряжался. Это решение, принятое в трудный момент, оказалось фундаментально правильным – и через 15 лет сыграло решающую роль в том, что произошло в 2014 г. Фактически мы имеем дело здесь с успешным феноменом «мягкой силы». Есть много скептиков относительно этого фактора, но тем не менее он работает. И здесь мы видим яркий пример успешности именно этой самой «мягкой силы», потому что ведь совершенно недостаточно, если у вас есть внешняя вооружённая сила – не менее важно, кто воспитывает местную молодёжь и в каком духе. И когда к какому-то моменту Y мы имеем мотивированное, чётко осознающее свои интересы и устремления молодое поколение, это может сыграть решающую роль – потому что кто-то отстаивает свою позицию сознательно и может перетянуть на свою сторону колеблющиеся массы. Так что Юрий Михалыч, вечная ему память, оказался в вопросе Крыма пророком и предтечей – даже если в самой Москве он что-то делал и неправильно. И, как я убедился, здесь Лужкова очень даже уважают.


35. …тем временем мы подошли к отличному виду сверху на причал, где стоят старые подлодки. Как мне сказали, Запорожья (справа) тут уже нет, его отвели куда-то на причалы Северной стороны. Но на фото можно на него полюбоваться.


36. Дошли до главного здания филиала МГУ, перед которым разбит довольно уютный сквер с видом на Севастопольскую бухту и Северную сторону.


37. В центре сквера – полукруглый газон и памятный камень.


38. Здесь можно подойти к обрыву и полюбоваться видами. Вид на центр Севастополя с доминантой – Владимирским собором. Справа кадр ограничивает «Штык», который находится за Артбухтой.


39. Вид на корабли, стоящие у Минной стенки, в том числе и на госпитальный транспорт «Енисей».


40. Повернёмся чуть правее. Тут хорошо виден Павловский мыс, отделяющий Южную бухту от Севастопольской, и вход в маленькую Корабельную бухту, вдоль которой расположены сооружения Севморзавода. На горизонте видна впечатляющая панорама жилых комплексов Северной стороны. Слева виднеется приметная Михайловская батарея.


41. Проходим вдоль заграждения ещё немного вправо – и отсюда мы можем видеть акваторию Корабельной бухты со старинными заводскими зданиями. Подозреваю, многие из них тоже пережили войну и их можно отнести к зданиям-ветеранам.


42. Вот здание вдоль причалов Севморзавода поближе.


43. Ещё раз посмотрим на центральный фасад Черноморского филиала МГУ. Как мне сказали, в Севастополе это один из самых престижных вузов с высоким качеством обучения, поступить сюда непросто.


44. Ну и некоторые таблички, висящие на здании. Конечно, фасаду пора дать новый ремонт, но сам университет успешно работает и готовит новые кадры, так что «мягкая сила» – это совсем не фикция, а объективная реальность.


Ну что же, вот мы прогулялись по Корабельной стороне, а следующий пост посвятим общественному транспорту Севастополя.

Tags: Крым, Крымский маршрут-20, Севастополь, архитектура, железные дороги, реалии торговли, флот
Subscribe

Posts from This Journal “Крым” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Крым” Tag