Основой пассажирской сети тут является троллейбус. Маршрутов его много - не менее 15-ти, и они пронизывают почти весь город, в смысле основных магистралей. Можно даже так сказать, что троллейбус – это "севастопольское метро", по значению. Автобус тут является только вторым по распространённости и либо частично дублирует троллейбусные линии, либо обслуживает ответвления от основных магистралей. Трамвай когда-то здесь тоже был (1898-1941), но был напрочь разрушен и после войны не восстановлен. Есть ещё один специфический местный транспорт – это внутригородские катера, связывающие районы по обоим берегам Севастопольской бухты. Плюс автомобильные паромы.
Начнём с троллейбуса, который тут появился после войны, в 1950-м. Поскольку разрушенный трамвай решили не восстанавливать, ставку ещё при Сталине сделали на троллейбус. В 1951 г. заработало городское кольцо по центру, а в период 1953-1960 гг. троллейбусные линии быстро охватили немаленькие расстояния - от Стрелецкой бухты до окраин Корабельной стороны.
2. Как мне сказали местные жители, ещё 3-4 года назад здесь был весьма живописный зоопарк, встречались даже советские ЗИУ-9. Сейчас я их не видел ни одного, а где-то 50-60% парка составляют новые российские троллейбусы "Тролза". Причём их не одна модификация. Я, честно говоря, плоховато разбираюсь в троллейбусах, и эти Тролзы различал только по характерным четырём бороздам выше кабины и фигурному расположению габаритных фонарей 4 + 4.
3. Вот такая же Тролза поднимается по Троллейбусному спуску наверх.
4. Примерно 15% парка осталось украинских – ЭлектроЛАЗ. Их можно различить по трём горизонтальным фарам с каждой стороны. Они тоже довольно свежие – поставлялись сюда с 2011 г.
5. Вот ещё тип троллейбуса, на пл. Ушакова.
6. Тролза поднимается на Корабельную сторону.
7. Тролза на остановке «Малахов курган». Эти троллейбусы, если я верно понял, работают ещё и как электробусы – то есть могут следовать автономным ходом какую-то часть маршрута, а потом на конечной остановке подзаряжаться. Я плохо запомнил, но по-моему, как раз именно автономным ходом ехал от Камышовой до Казачьей бухты.
8. Внутренность "Тролзы". Он низкопольный, в нём очень просторно и комфортно. Тормозит и трогается плавно.
9. А это внутренность другого троллейбуса, тип не запомнил.
10. На Южном рынке, остановка «5-й километр», находится самое большое троллейбусное гнездо. Здесь обычно ждёт своего выхода не менее десятка машин.
11. Периодически в общественном транспорте попадается портрет Путина. В других городах России я такого навскидку не припоминаю, но здесь это, в общем-то, нередкий вариант.
12. Троллейбус идёт по направлению к Камышовой бухте, на западе города. Это, вроде бы, ЭлектроЛАЗ, сильно забрендированный.
13. Вот так выглядит пометка кресел для инвалидов и пожилых людей. Используется не надпись, а пиктограмма.
14. Также на линии ходят газовые автобусы большой вместимости – на метане. Но их гораздо меньше, чем троллейбусов, а все остальные линии обслуживают небольшие и более юркие автобусы-маршрутки.
15. Начнём с украинского наследия. Как мне сказали, раньше основой парка автобусов были "Богданы" и "Эталоны", но как-то за эти годы они поуменьшились. И если Эталон можно ещё встретить, и нередко; то найти Богдана – это уже большая проблема. Их тут остались буквально единицы.
16. Вот какой-то другой тип, я даже не знаю, что это. Эмблема вроде ГАЗовская.
17. А вот ряд автобусов на северной стороне, возле паромной пристани. Поодаль стоят два Эталона, а ещё дальше – ПАЗик.
18. Здесь тоже жёлтый Эталончик и второй, непонятный для меня тип.
19. Эталон на Южном рынке.
20. Остановки выполнены в стекле, с навесом. И в общем-то они неплохо вписываются в общий образ города - такие на вид лёгкие, "южные".
21. Маршрутная табличка. Наиболее подозрительные люди могут усмотреть тут украинский след :)
22. На окраинах много бетонных остановок. Вот, например, на 35-й Батарее.
23. Первая остановка Балаклавы, металлическая.
24. На пригородных дорогах внутри Севастополя начинаются уже не типовые крымские остановки с различными мозаиками внутри, которые являют собой феномен и всего Крыма. О них стоит поговорить отдельно, здесь не будем отвлекаться.
25. Ладно, возвращаемся в основной город. Вот остановка на ул. Гарпищенко. Лёгкая, стеклянная, но с крышей. Можно сидеть как под навесом, так и вне его.
26. Есть тут и ещё один важный связующий транспорт - это внутригородские катера. Они связывают южный и северный берега Севастопольской бухты, а некоторые из них курсируют аж до Инкермана, т. е. до основания узкой и длинной бухты.
27. Давайте отправимся из центра на Северную сторону. Для этого нужно левей Графской пристани найти неприметный проход с лесенкой, ведущей вниз к причалу.
28. Ходят на линии вот такие катера. Ходят часто, практически как троллейбус - наверное, каждые 15 минут. Ходу до Северной стороны всего 10 минут, но если объезжать машиной вокруг бухты, то это не менее полутора часов. Сами видите, какая экономия времени. Поэтому катерный транспорт тут очень востребован.
29. Выходя на Северной стороне, сразу попадаем на импровизированный рынок на выходе из катера, и большущее гнездо местных «северных» маршруток. Площадь довольно беспорядочная, и мне немного напомнила своим хаосом и сутолокой 90-е годы.
30. Также центр и Северную сторону связывают автомобильные паромы. Востребованы и ходят часто. Причина та же – десять минут против полутора часов.
31. Ещё катера ходят на Северную сторону из Артбухты - раз в час, но я им не успел воспользоваться.
32. Везде, на всём транспорте, действительна единая городская карта – включая катера. По ней проезд немного дешевле.
33. Интерьер внутригородского катера на Инкерман. Про этот любопытный маршрут я делал отдельный пост.
34. На некоторых больших остановках висят вот такие сводные карты гортранспорта. Выглядят красиво, но разобраться в них непросто.
35. Отдельных типографских билетов тут не выпускают: печатается просто чек на бумажной ленте, это и есть билет.
36. Также надо упомянуть, что бензин здесь несколько дороже, чем на российском материке: по моим оценкам, примерно на 2 рубля от уровня Санкт-Петербурга. Это и есть наценка за изоляцию. Возможно, с пуском грузового ж/д движения она исчезнет, но это пока неточно и всего лишь моё предположение.
37. Городской автовокзал находится недалеко от ж/д вокзала, хотя недавно изолировался от него собственным контуром безопасности.
38. Вы удивитесь, возможно - но отсюда есть вполне устоявшееся сообщение и на Украину, и в непризнанные республики Донбасса. Впрочем, мы попали как раз в момент, когда Украина закрыла границу из-за коронавируса и на какое-то время оно остановилось. Тем не менее это сообщение есть, и крымские жители довольно активно ездят на Украину. Автобусы с такими шильдиками я встречал как близ автовокзала, так и в других местах города неоднократно.
PS. Поправки по маркам и дополнения пишите в комменты: троллейбусы и автобусы - не совсем моя тема, и я могу ошибаться в нюансах.
Journal information