Первый Хабаровск широко известен многим дальневосточникам, ибо представляет собой главный пассажирский вокзал - ж/д ворота Приамурья. А Второй Хабаровск как раз нет - находится он на отшибе, по назначению практически не используется - разве что немногочисленные дачники там садятся. И это вдвойне интересно, так как он поневоле стал памятником эпохи "военной столицы ОКДВА" (1930-е), когда Хабаровск был военным центром всего советского Дальнего Востока и мыслилось, что второй вокзал будет принимать и отправлять военных, живущих на юге Хабаровска.
Вокзал Хабаровск-2: эпоха ар-деко
2. Переехали через Амур и шли сквозь Хабаровск мы ещё в предутренних сумерках. На фото - трубы и сооружения нефтеперегонного завода им. Серго Орджоникидзе.
3. Рано утром прибыли на Хабаровск-1, главный вокзал краевой столицы.
4. Ночная подсветка вокзала со стороны привокзальной площади.
5. И суровый Ерофей Павлович в синих утренних сумерках.
6. Вид вокзала Хабаровск-1 в светлое время суток, от 2-й платформы.
7. Станция сейчас вся огорожена и теперь на перрон просто так не зайти. За забором - восстановленный в нулевые памятник воинам-строителям Уссурийской ж.д. (1891-1897).
8. Фасад из-за крытых платформ рассмотреть со стороны поездов весьма тяжело, видна только часть.
9. Поэтому рассмотрим вокзал с высоты полёта квадрокоптера. В середине хорошо виден пристроенный лифт, которого в 2016-м ещё не было. На мой взгляд, пристройка откровенно неудачная и сильно портит весьма гармоничный вид фасада, стилизованного под "русский" стиль.
фото Эдуарда Круглова, ДВЖД
10. Вид ещё выше. За вокзалом вниз к Амуру уходит зеленый Амурский бульвар. Горы на горизонте - Хехцир, а Китай вклинивается в российскую территорию справа кадра, в низменной части. До Китая тут по прямой около 30 км.
11. От привокзальной площади длинное здание вокзала тоже тяжело целиком взять в кадр.
12. А с 1967 до 2003 гг. вокзал в Хабаровске выглядел вот так - функционалистская коробка брежнев-стайл. До этого был сталинский вокзал, а ещё раньше - деревянный царский, сожженный при боях с японцами в 1920-м.
13. Лицом к вокзалу стоит памятник Ерофею Хабарову - землепроходцу XVII века. Стал у себя искать его фото "с лица", и ничего не нашёл. Так что ставлю сюда этот вид.
14. Надписи на постаменте.
15. От вокзала простирается широкий Амурский бульвар. Слева стоят три приметные советские 14-этажки.
16. Здесь же - трамвайное кольцо. О состоянии трамвая здесь я расскажу позже, в посте про город.
17. С восточной стороны построен стеклобетонный ТК "Ерофей", а раньше, при эсэсэсэре и в мою студенческую бытность (я тут учился), здесь стояло веселое вокзальное заведение "Зеленый Огонёк".
18. С западной стороны - хрущёвская пятиэтажка с огромными ключами на фасаде. Кстати, вообще первый раз вижу, чтобы такой скромный бизнес, как заточка ключей, расщедрился на столь глобальное украшение дома.
19. Теперь давайте зайдм внутрь вокзала.
20. Внутри - колоннада и вообще, некая стилизация под сталинский ампир. Это тоже сделали при реконструкции 2003 г.
21. Большие полукруглые окна с расчленением надвое.
22. Текущее расписание поездов, на ближайшие 2-3 часа. В принципе, не так и мало, для Дальнего Востока.
23. На платформе - электричка ЭД9М. Я такие тут ещё не застал.
24. Оформление указателей. Одна сторона - Владивосток, а вторая - не какая-нибудь Чита или Белогорск, а сразу Москва.
* * *
Теперь давайте покинем центральный Хабаровск и переместимся на индустриальный юг города. Там, на отшибе, и находится Хабаровск-2. Проще всего туда попасть, проехав по параллельному Транссибу проспекту 60-летия Октября. Затем надо перейти длинный виадук, и - вуаля!
25. Вид на один из парков станции Хабаровск-2. Это одна из крупнейших грузовых станций на сети РЖД и наверное, крупнейшая на Дальнем Востоке по грузообороту. Она тянется на добрых 8-9 км и сортирует грузы из дальневосточных портов обоих кластеров - находкинского и ванинского.
26. А нам надо идти по этому виадуку до конца.
27. Вид на необъятное переплетение путей Второго Хабаровска.
28. И в сторону Владивостока - туда Хабаровск-2 постепенно сужается и ближе к Красной Речке превращается снова в 2-путный Транссиб.
29. А сбоку, со стороны (Ю) Транссиба скромно притулился наш герой - вокзал Хабаровск-2. Сюда не подходит к вокзалу никакой транспорт, дальше простирается частный сектор. Так что он стоит в одиночестве, пассажиров тут чуть - только местные дачники на пригородных поездах.
30. Когда-то он был с двумя симметричными флигелями, но лет 10 назад один из них снесли, по какой-то причине (моё фото 1999 г.).
31. Давайте и этот вокзал посмотрим изнутри.
32. К моему удивлению, внутренние залы были тщательно отреставрированы и в отличном состоянии. В 1999 г. тут был настоящий разгром.
33. Сталинский ампир. Потолок сходен по стилю со своим современником - новосибирским вокзалом.
34. Постройка 1937 г., вокзал построили параллельно строительству вторых путей Транссиба управлением ЖДС по ДВ, т.е. ведомством Нафталия Ароновича Френкеля, до этого - начальника БАМлага.
35. Удивительно, но отреставрированная половинка вокзала смотрится даже более стильно, чем симметричный вокзал раньшего времени, который я помнил.
36. И величественная водонапорная башня, то же постройки 1930-х.
Дальше поедем по новой для нас линии на Комсомольск-на-Амуре.
Продолжение следует.
Journal information