Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

XV. Хабаровск Первый и Хабаровск Второй

Покончив с постами восточно-сибирской части Восточного Полигона (кроме Тайшета, который ещё будет в самом конце цикла), переходим к дальневосточным репортажам. Из Тынды мы по Малому БАМу переехали на Транссиб и через сутки достигли Хабаровска. Там перецепились к поезду №351 Владивосток-Совгавань и покатили в обратную сторону через Амурский мост, но с отклонением по Комсомольской линии на ст. Тунгусский. Про линию Волочаевка - Комсомольск будет отдельный большой рассказ, а пока посмотрим вокзалы (и станции) Хабаровск-1 и Хабаровск-2. Обе станции я поснимал и обошёл, поэтому глянем их современное состояние.

Первый Хабаровск широко известен многим дальневосточникам, ибо представляет собой главный пассажирский вокзал - ж/д ворота Приамурья. А Второй Хабаровск как раз нет - находится он на отшибе, по назначению практически не используется - разве что немногочисленные дачники там садятся. И это вдвойне интересно, так как он поневоле стал памятником эпохи "военной столицы ОКДВА" (1930-е), когда Хабаровск был военным центром всего советского Дальнего Востока и мыслилось, что второй вокзал будет принимать и отправлять военных, живущих на юге Хабаровска.

Вокзал Хабаровск-2: эпоха ар-деко


2. Переехали через Амур и шли сквозь Хабаровск мы ещё в предутренних сумерках. На фото - трубы и сооружения нефтеперегонного завода им. Серго Орджоникидзе.


3. Рано утром прибыли на Хабаровск-1, главный вокзал краевой столицы.


4. Ночная подсветка вокзала со стороны привокзальной площади.


5. И суровый Ерофей Павлович в синих утренних сумерках.


6. Вид вокзала Хабаровск-1 в светлое время суток, от 2-й платформы.


7. Станция сейчас вся огорожена и теперь на перрон просто так не зайти. За забором - восстановленный в нулевые памятник воинам-строителям Уссурийской ж.д. (1891-1897).


8. Фасад из-за крытых платформ рассмотреть со стороны поездов весьма тяжело, видна только часть.


9. Поэтому рассмотрим вокзал с высоты полёта квадрокоптера. В середине хорошо виден пристроенный лифт, которого в 2016-м ещё не было. На мой взгляд, пристройка откровенно неудачная и сильно портит весьма гармоничный вид фасада, стилизованного под "русский" стиль.

фото Эдуарда Круглова, ДВЖД

10. Вид ещё выше. За вокзалом вниз к Амуру уходит зеленый Амурский бульвар. Горы на горизонте - Хехцир, а Китай вклинивается в российскую территорию справа кадра, в низменной части. До Китая тут по прямой около 30 км.


11. От привокзальной площади длинное здание вокзала тоже тяжело целиком взять в кадр.


12. А с 1967 до 2003 гг. вокзал в Хабаровске выглядел вот так - функционалистская коробка брежнев-стайл. До этого был сталинский вокзал, а ещё раньше - деревянный царский, сожженный при боях с японцами в 1920-м.


13. Лицом к вокзалу стоит памятник Ерофею Хабарову - землепроходцу XVII века. Стал у себя искать его фото "с лица", и ничего не нашёл. Так что ставлю сюда этот вид.


14. Надписи на постаменте.


15. От вокзала простирается широкий Амурский бульвар. Слева стоят три приметные советские 14-этажки.


16. Здесь же - трамвайное кольцо. О состоянии трамвая здесь я расскажу позже, в посте про город.


17. С восточной стороны построен стеклобетонный ТК "Ерофей", а раньше, при эсэсэсэре и в мою студенческую бытность (я тут учился), здесь стояло веселое вокзальное заведение "Зеленый Огонёк".


18. С западной стороны - хрущёвская пятиэтажка с огромными ключами на фасаде. Кстати, вообще первый раз вижу, чтобы такой скромный бизнес, как заточка ключей, расщедрился на столь глобальное украшение дома.


19. Теперь давайте зайдм внутрь вокзала.


20. Внутри - колоннада и вообще, некая стилизация под сталинский ампир. Это тоже сделали при реконструкции 2003 г.


21. Большие полукруглые окна с расчленением надвое.


22. Текущее расписание поездов, на ближайшие 2-3 часа. В принципе, не так и мало, для Дальнего Востока.


23. На платформе - электричка ЭД9М. Я такие тут ещё не застал.


24. Оформление указателей. Одна сторона - Владивосток, а вторая - не какая-нибудь Чита или Белогорск, а сразу Москва.


* * *
Теперь давайте покинем центральный Хабаровск и переместимся на индустриальный юг города. Там, на отшибе, и находится Хабаровск-2. Проще всего туда попасть, проехав по параллельному Транссибу проспекту 60-летия Октября. Затем надо перейти длинный виадук, и - вуаля!

25. Вид на один из парков станции Хабаровск-2. Это одна из крупнейших грузовых станций на сети РЖД и наверное, крупнейшая на Дальнем Востоке по грузообороту. Она тянется на добрых 8-9 км и сортирует грузы из дальневосточных портов обоих кластеров - находкинского и ванинского.


26. А нам надо идти по этому виадуку до конца.


27. Вид на необъятное переплетение путей Второго Хабаровска.


28. И в сторону Владивостока - туда Хабаровск-2 постепенно сужается и ближе к Красной Речке превращается снова в 2-путный Транссиб.


29. А сбоку, со стороны (Ю) Транссиба скромно притулился наш герой - вокзал Хабаровск-2. Сюда не подходит к вокзалу никакой транспорт, дальше простирается частный сектор. Так что он стоит в одиночестве, пассажиров тут чуть - только местные дачники на пригородных поездах.


30. Когда-то он был с двумя симметричными флигелями, но лет 10 назад один из них снесли, по какой-то причине (моё фото 1999 г.).


31. Давайте и этот вокзал посмотрим изнутри.


32. К моему удивлению, внутренние залы были тщательно отреставрированы и в отличном состоянии. В 1999 г. тут был настоящий разгром.


33. Сталинский ампир. Потолок сходен по стилю со своим современником - новосибирским вокзалом.


34. Постройка 1937 г., вокзал построили параллельно строительству вторых путей Транссиба управлением ЖДС по ДВ, т.е. ведомством Нафталия Ароновича Френкеля, до этого - начальника БАМлага.


35. Удивительно, но отреставрированная половинка вокзала смотрится даже более стильно, чем симметричный вокзал раньшего времени, который я помнил.


36. И величественная водонапорная башня, то же постройки 1930-х.


Дальше поедем по новой для нас линии на Комсомольск-на-Амуре.

Продолжение следует.

Tags: Дальний Восток, Советский Союз, Транссиб, Хабаровск, архитектура, железные дороги
Subscribe

Posts from This Journal “Транссиб” Tag

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 31
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Транссиб” Tag