Давайте и его посмотрим.
Терминал ВТУ. Конвейерная система (на заднем плане), причальный фронт и буксир
Как обычно, начнём с карты.
На ней изображено взаимное расположение обоих терминалов - (1) это "Дальтрансуголь", который мы подробно рассмотрели в прошлой части, а (2) это "Ванинотрансуголь", ВТУ - который посмотрим сейчас. Как видите, терминал ВТУ ещё дальше от посёлка (12-15 км) и ещё больше по площади, чем терминал ДТУ. К тому же удобно, что этот терминал находится дальше, западнее к примыканию главного хода ж/д на Комсомольск, т.е. не зависит от работы ванинского ж/д узла и станции Токи. Более того, новый терминал совмещен со станцией Токи-Новая, которая также ещё достраивается. Причём выходы с этой новой станции будут самостоятельной веткой с соединением с Главным ходом аж на станции Дюанка (трассировка ветки хорошо видна на верхней части карты). Масштаб работы терминала ВТУ - аналогичный ДТУ, т.е. 1-я очередь 12 млн. т., а вторая - столько же, и всего - 24 млн.т. Это означает, что после полной достройки этого объекта порт Ванино достигнет отметки в 50 млн. т. грузооборота (сейчас - 31,4) и станет самым большим угольным портом РФ.
2. Едем на объект, параллельно ветке на достраиваемую станцию Токи-Новая. На пути - здоровенный пепелац необычного облика.
3. Этот пепелац есть не что иное, как раздробитель угольной массы в вагонах. Для него проложены отдельные широкие рельсы, над главным путём приёмки составов, и когда будут поступать вагоны со смерзшейся угольной массой, его задача - дробить массу на фрагменты, чтобы быстрее разморозить и затем ссыпать на транспортёр.
4. Мощные цепные пилы в несколько штук по ширине полувагона - инструмент дробления.
5. Заезжаем на сам терминал.
6. Поскольку тут территория больше, чем у ДТУ, то и масштабы закрытых транспортеров на причалы другие - они заметно длиннее.
7. Угольная масса с главного открытого склада "едет" сюда, и затем пересыпается в закрытом помещении под углом 90° на те транспортеры, которые ведут непосредственно на суда.
8. Пока на этом причале ещё идёт стройка, так что не всё готово. Но масштаб уже прорисовывается. Этот причал будет для больших балкеров дедвейтом до 180 тыс.т.
9. Портофлот у ВТУ тоже свой, как и у его соседа ДТУ.
10. На швартовке и вспомогательных операциях используются мощные голландские буксиры, закупленные там не так давно. Они ещё новенькие. Вот на таком мы сейчас и пойдём по заливу - руководство терминала решило показать транспортным журналистам всю стройку со стороны моря.
11. Заходим на судно, пристраиваемся у бортов, дабы было лучше видно. Погода благоприятствует, хотя ветер со стороны Татарского пролива холодный.
12. Взревел мощный двигатель и буксир неожиданно резво рванул на открытую часть акватории. Почти как поезд метро, я даже не ожидал такой резвости :)
13. Теперь стало видно весь будущий главный балкерный причал. Интересно, что судопогрузчик тут совершенно иной конструкции, нежели у "Дальтрансугля".
14. Автор у борта буксира "Токи". На горизонте - рейд ожидающих судов.
15. Другая сторона длинного причала пока не оснащается, видимо будет позднее сделана.
16. А мы идём на север, за мыс Токи.
17. Здесь буксир делает плавную дугу около острова Токи, но не приближаясь к нему. Остров заповедный и там большое лежбище нерп (или тюленей, забыл уже). На фото с увеличением немного видно это лежбище, где они орут.
18. Обратно идём немного ближе к инфраструктуре и получается рассмотреть новый судопогрузчик. Он новее, чем у ДТУ, и предельная производительность его уже не 4300 т/час, а 6000 т/час. Ну и конструкция несколько иная.
19. Дальше вылезаем с буксира и едем по территории до "рабочей" стороны ж/д петли, где расположена перевалка угля. Сперва на пути - размораживатели угольной массы на 18 полувагонов каждый.
20. Они плавно переходят в цех перевалки, где расположены вагоноопрокидыватели.
21. Маленький "вырез" с размером чуть больше ширины полувагона - чтобы на воздух из цеха попадало как можно меньше пыли.
22. А вот сам цех меня приятно поразил. Он гораздо больше в объеме, чем у ДТУ и в Усть-Луге, и само оборудование уже более нового поколения.
23. Подталкивающий внутренний локомотив в цехе тоже другой, нежели у соседей.
24. В самом цехе пыли тоже почему-то меньше, чем в аналогичном цехе ДТУ. Не очень понял, почему так.
25. Момент переворота вагона и ссыпания угольной массы на подземный транспортёр. Все это можно наблюдать с высокого надземного яруса цеха.
(снимки 26-29 - авторства Э. Круглова, ДВЖД, квадрокоптер)
26. Вид сверху: начало петли станции Токи-Новая и цех перевалки с вагоноопрокидывателем. Пути готовы не все, многие будут уложены позже.
27. Парки станции Токи-Новая: ближе к нам - парк сдачи порожних вагонов, дальше - парк приемки груженых составов. Петля с цехом перевалки позади нас. Всё ещё в процессе стройки.
28. Виден и главный судовой причал, который мы смотрели в начале поста.
29. Угольный склад со стакерами-реклаймерами только формируется, готово пока 2 сегмента (будет 4-5). Терминал ещё не вышел на проектную мощность первой очереди (12 млн.т.), а только набирает её.
30. Ну и на десерт - виды на входные пути Токи-Новая, за которыми море и причал "Дальтрансугля", рассмотренный в прошлой части.
* * *
Таким образом, 2 строго специализированных терминала в одном порту должны вобрать в себя все угольные операции с надлежащим уровнем экологической защиты и наконец убрать "угольную мелочь" из старого порта, которая загрязняет посёлок. Надеюсь, что это состоится в перспективе пары лет и небольшой порт в бухте Ванина снова станет чистеньким. Главные объекты морского порта будут гораздо севернее исторической части.
Journal information