Давайте и его посмотрим.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2423333/2423333_original.jpg)
Терминал ВТУ. Конвейерная система (на заднем плане), причальный фронт и буксир
Как обычно, начнём с карты.
На ней изображено взаимное расположение обоих терминалов - (1) это "Дальтрансуголь", который мы подробно рассмотрели в прошлой части, а (2) это "Ванинотрансуголь", ВТУ - который посмотрим сейчас. Как видите, терминал ВТУ ещё дальше от посёлка (12-15 км) и ещё больше по площади, чем терминал ДТУ. К тому же удобно, что этот терминал находится дальше, западнее к примыканию главного хода ж/д на Комсомольск, т.е. не зависит от работы ванинского ж/д узла и станции Токи. Более того, новый терминал совмещен со станцией Токи-Новая, которая также ещё достраивается. Причём выходы с этой новой станции будут самостоятельной веткой с соединением с Главным ходом аж на станции Дюанка (трассировка ветки хорошо видна на верхней части карты). Масштаб работы терминала ВТУ - аналогичный ДТУ, т.е. 1-я очередь 12 млн. т., а вторая - столько же, и всего - 24 млн.т. Это означает, что после полной достройки этого объекта порт Ванино достигнет отметки в 50 млн. т. грузооборота (сейчас - 31,4) и станет самым большим угольным портом РФ.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2431071/2431071_original.jpg)
2. Едем на объект, параллельно ветке на достраиваемую станцию Токи-Новая. На пути - здоровенный пепелац необычного облика.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2423664/2423664_original.jpg)
3. Этот пепелац есть не что иное, как раздробитель угольной массы в вагонах. Для него проложены отдельные широкие рельсы, над главным путём приёмки составов, и когда будут поступать вагоны со смерзшейся угольной массой, его задача - дробить массу на фрагменты, чтобы быстрее разморозить и затем ссыпать на транспортёр.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2424130/2424130_original.jpg)
4. Мощные цепные пилы в несколько штук по ширине полувагона - инструмент дробления.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2423899/2423899_original.jpg)
5. Заезжаем на сам терминал.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2424411/2424411_original.jpg)
6. Поскольку тут территория больше, чем у ДТУ, то и масштабы закрытых транспортеров на причалы другие - они заметно длиннее.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2424739/2424739_original.jpg)
7. Угольная масса с главного открытого склада "едет" сюда, и затем пересыпается в закрытом помещении под углом 90° на те транспортеры, которые ведут непосредственно на суда.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2424989/2424989_original.jpg)
8. Пока на этом причале ещё идёт стройка, так что не всё готово. Но масштаб уже прорисовывается. Этот причал будет для больших балкеров дедвейтом до 180 тыс.т.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2425227/2425227_original.jpg)
9. Портофлот у ВТУ тоже свой, как и у его соседа ДТУ.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2425525/2425525_original.jpg)
10. На швартовке и вспомогательных операциях используются мощные голландские буксиры, закупленные там не так давно. Они ещё новенькие. Вот на таком мы сейчас и пойдём по заливу - руководство терминала решило показать транспортным журналистам всю стройку со стороны моря.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2425712/2425712_original.jpg)
11. Заходим на судно, пристраиваемся у бортов, дабы было лучше видно. Погода благоприятствует, хотя ветер со стороны Татарского пролива холодный.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2425873/2425873_original.jpg)
12. Взревел мощный двигатель и буксир неожиданно резво рванул на открытую часть акватории. Почти как поезд метро, я даже не ожидал такой резвости :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2426127/2426127_original.jpg)
13. Теперь стало видно весь будущий главный балкерный причал. Интересно, что судопогрузчик тут совершенно иной конструкции, нежели у "Дальтрансугля".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2426608/2426608_original.jpg)
14. Автор у борта буксира "Токи". На горизонте - рейд ожидающих судов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2426806/2426806_original.jpg)
15. Другая сторона длинного причала пока не оснащается, видимо будет позднее сделана.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2427008/2427008_original.jpg)
16. А мы идём на север, за мыс Токи.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2427190/2427190_original.jpg)
17. Здесь буксир делает плавную дугу около острова Токи, но не приближаясь к нему. Остров заповедный и там большое лежбище нерп (или тюленей, забыл уже). На фото с увеличением немного видно это лежбище, где они орут.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2427500/2427500_original.jpg)
18. Обратно идём немного ближе к инфраструктуре и получается рассмотреть новый судопогрузчик. Он новее, чем у ДТУ, и предельная производительность его уже не 4300 т/час, а 6000 т/час. Ну и конструкция несколько иная.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2427840/2427840_original.jpg)
19. Дальше вылезаем с буксира и едем по территории до "рабочей" стороны ж/д петли, где расположена перевалка угля. Сперва на пути - размораживатели угольной массы на 18 полувагонов каждый.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2428078/2428078_original.jpg)
20. Они плавно переходят в цех перевалки, где расположены вагоноопрокидыватели.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2428323/2428323_original.jpg)
21. Маленький "вырез" с размером чуть больше ширины полувагона - чтобы на воздух из цеха попадало как можно меньше пыли.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2428609/2428609_original.jpg)
22. А вот сам цех меня приятно поразил. Он гораздо больше в объеме, чем у ДТУ и в Усть-Луге, и само оборудование уже более нового поколения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2428793/2428793_original.jpg)
23. Подталкивающий внутренний локомотив в цехе тоже другой, нежели у соседей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2428999/2428999_original.jpg)
24. В самом цехе пыли тоже почему-то меньше, чем в аналогичном цехе ДТУ. Не очень понял, почему так.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2429526/2429526_original.jpg)
25. Момент переворота вагона и ссыпания угольной массы на подземный транспортёр. Все это можно наблюдать с высокого надземного яруса цеха.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2429260/2429260_original.jpg)
(снимки 26-29 - авторства Э. Круглова, ДВЖД, квадрокоптер)
26. Вид сверху: начало петли станции Токи-Новая и цех перевалки с вагоноопрокидывателем. Пути готовы не все, многие будут уложены позже.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2429720/2429720_original.jpg)
27. Парки станции Токи-Новая: ближе к нам - парк сдачи порожних вагонов, дальше - парк приемки груженых составов. Петля с цехом перевалки позади нас. Всё ещё в процессе стройки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2430203/2430203_original.jpg)
28. Виден и главный судовой причал, который мы смотрели в начале поста.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2430315/2430315_original.jpg)
29. Угольный склад со стакерами-реклаймерами только формируется, готово пока 2 сегмента (будет 4-5). Терминал ещё не вышел на проектную мощность первой очереди (12 млн.т.), а только набирает её.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2430573/2430573_original.jpg)
30. Ну и на десерт - виды на входные пути Токи-Новая, за которыми море и причал "Дальтрансугля", рассмотренный в прошлой части.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2430858/2430858_original.jpg)
* * *
Таким образом, 2 строго специализированных терминала в одном порту должны вобрать в себя все угольные операции с надлежащим уровнем экологической защиты и наконец убрать "угольную мелочь" из старого порта, которая загрязняет посёлок. Надеюсь, что это состоится в перспективе пары лет и небольшой порт в бухте Ванина снова станет чистеньким. Главные объекты морского порта будут гораздо севернее исторической части.
Journal information