Однако сам вокзальный комплекс не заброшен и поддерживается в образцовом состоянии, включая его окрестности. Давайте осмотрим Московский вокзал Тулы снаружи и изнутри, а также пройдёмся по ближним привокзальностям.
2. Вокзальный комплекс тут состоит из двух разных частей: основного более широкого объема, который остался от царского вокзала (справа), и обширной пристройки сталинской эры с колоннадой (слева).
3. Основное здание 1868 года, увеличенное и реконструированное в 1953-56 гг.
4. И левый флигель. Основа - 1913 года, нынешний облик с массивной колоннадой - позднесталинской эры, после глобальной реконструкции середины 1950-х.
5. Композиция со знаком МПС СССР на фронтоне.
6. Колонны действительно мощные и массивные.
7. На привокзальной площади - конечная троллейбусов и на другой стороне - гостиница "Москва". Трамвайное кольцо близ вокзала тоже есть - но без знания, где оно, вы ни за что не догадаетесь, куда надо идти :)
8. Справа от вокзального комплекса построено отдельное здание пригородных касс, за которым начинаются тупиковые платформы на Москву.
9. Московские экспрессы стоят у высоких платформ, оканчивающихся тупиками.
10. Здание пригородных касс. В кадр попал хвостовой вагон бронепоезда-памятника (о нём в конце поста).
11. Общий вид на станцию и комплекс Московского вокзала, с виадука.
12. А это вид 1890-х гг. на Курский вокзал Тулы, от которого сейчас сохранился только центральный фасад. Тогда он ещё не назывался Московским. Сюда, на первый путь, прибывал «Сибирскiй экспрессъ».
13. Вид на юг, в сторону Орла - Курска. Слева к станции примыкает пассажирское локомотивное депо, которое раньше работало очень интенсивно.
14. И вид в сторону Серпухова - Москвы. Сейчас станция прилично так забита грузовыми составами.
15. Если по виадуку дойти до завокзальной стороны, то хорошо видна массивная водонапорная башня, скорей всего эпохи 1920-30-х.
16. Южней вокзала притаился электровоз-тренажёр и прижелезнодорожный почтамт.
17. Памятных табличек на здании несколько - вот эта наиболее известная.
18. А вот остальные. Из них самая старая и уже полустёртая - про Ленина, явно послевоенная. Остальные поновее, позднесоветские.
19. Пора зайти внутрь. В главном здании царского времени устроен обширный центральный зал с зимним садом в центре.
20. Вид в другую сторону. Российский орёл смотрит на советский герб на другой стороне зала.
21. Люстры.
22. Композиция с советским гербом (по бокам - ещё 2 картины).
23. Из большого центрального зала можно пройти в левую пристройку с колоннадой, где зал ожидания. Здесь совсем иные интерьеры, и я бы даже сказал - более красивые.
24. Оформление в смеси стилей сталинского ампира с элементами ар-деко.
25. Люстра.
26. Концевой VIP-зал в завершении анфилады залов.
27. Между ним и залом ожидания устроена выставка картин и там же, в глубине - камера хранения по новым конским ценам РЖД. Раньше тут был ещё и выход на платформу, но после устройства "театра безопасности" выход наглухо заблокировали.
28. Тарифы на хранение просто зубодробительные.
29. И ещё вид, на анфиладу залов.
30. Теперь выйдем из вокзала и осмотрим окрестности. Сперва идём на первую платформу. К счастию, вокзальную территорию тотально не огораживали, так что сюда можно свободно заходить и гулять. На проходе нас встречает памятник тульским мастерам-оружейникам и солдатам Первой Мировой. Явно недавний.
31. Рядом у стены здания - ми-ми-ми паровозик.
32. Смотрим вперед: первая платформа тут огромна по площади и вместе с тупиковыми московскими путями образует большое прогулочное пространство. Между московскими путями и 1-м путём для дальних поездов нашли место ещё и для бронепоезда и музейного комплекса "Салон-вагон Л.И. Брежнева".
33. Памятник защитникам Тулы.
34. За ним, справа и слева - барельефы двух военачальников, командарма-50 Ермакова и маршала Жукова.
35. На двух промежуточных путях поставили бронепоезд и поезд Брежнева.
36. "Брежневский" поезд включает электровоз ЧС2 и салон-вагон.
37. К моему великому сожалению, салон-вагон Брежнева в понедельник-вторник не работал и я его посетить не смог. А суббота и воскресенье были заняты Ясной Поляной и всякими окрестностями города и тоже не совпали. В общем, когда-то ещё придется сюда заехать, чтобы закрыть этот пробел.
38. Бронепоезд "Туляк" стоит на запасном пути. Если нет поездов на первых двух путях - то он отлично обозревается целиком, издалека.
39. Броневагон с пулеметно-пушечным вооружением ("Максимы" и 76-мм орудия на поворотных лафетах).
40. Дальше - бронепаровоз, по идее должен быть с "Овечкой" внутри. Но реально туда пришлось поставить послевоенный паровоз Л, т.к. со старыми паровозами сильная напряженка.
41. За бронепаровозом - платформа с мощным 152-мм орудием. Поскольку это реконструкция - то придираться к возрасту орудия бессмысленно, так же как и к паровозу (Л). Однако орудия такого калибра бывало, и ставили на платформы. Проблема там одна - сильная отдача такого калибра не давала поворачивать орудие на платформе более чем на угол 15-17°. Так что приходлось стрелять по оси линии, с небольшим допустимым отклонением.
42. Продолжение бронепоезда - его небоевая часть. Вагон-штаб на базе тяжелого 4-осного пасс. вагона.
43. Вагон-пекарня и 2-осный вагон-клуб. Да, бронепоезда пекли свой хлеб!
44. Дальше вдоль перрона стоит ещё ручная дрезина (не снимал) и здоровенная гаубица. Короче, целый музей вдоль путей.
(уточнение: 122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 А-19)
45. Ну и совсем на посошок - докомотивное депо чуть дальше станции.
46. Внутри депо стоит паровоз-памятник Эр.
47. Надпись на паровозе. Установлен в 1978 году.
Но это ещё не всё по Туле. Надо бы показать ещё пригородные станции-музеи Козлова Засека и Ясенки (Щекино).
Journal information