Оказавшись впервые в Кандалакше, что надо обязательно осмотреть с самого начала? Конечно же, вокзал и станцию!
Железная дорога пришла сюда в ноябре 1916 года, буквально за три месяца до Февральской революции, но первоначально станцию создали ближе к порту на Белом море - туда американцы завозили судами материалы для строительства. Однако после окончания Гражданской войны, когда трасса стала непрерывной и транзитной, станцию перенесли севернее на 3 км, а отросток к порту остался тупиковой промышленной веткой. Станция очень изогнута в плане, отчего дополнительно живописна. А вот локомотивное депо находится в глубине городе с западной стороны, для него построен немаленький "карман" не очень-то близко от главного хода - поэтому скопища электровозов с поезда не увидать.
Впрочем, давайте всё это смотреть.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2665902/2665902_original.jpg)
2. Наш двухэтажный поезд на станции. Стоянка тут 12 минут, так что пассажиры имеют возможность быстро покурить и прогуляться. Смотрится всё это необычно для этих мест, такие вагоны тут появились лишь полгода назад.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2666151/2666151_original.jpg)
3. Надо отметить очень красивый вокзал, явно периода строительства магистрали. Точных сведений у меня нет, но пишут, что это вокзал 1936-1937 гг. Если кто знает лучше - уточняйте в комментах.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2666256/2666256_original.jpg)
4. Голова поезда и карликовый светофор на переднем плане. Вид на север, к Мурманску.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2666538/2666538_original.jpg)
5. Центральный фасад вокзального здания. Поднимемся?
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2666758/2666758_original.jpg)
6. Вид на наш поезд сверху, от входа в вокзал. Едь дальше, двухэтажный - нам в другую сторону.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2667153/2667153_original.jpg)
7. Кандалакшский вокзал построен с немаленьким перепадом высот почти в этаж, поэтому и фундамент тут сложный.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2667482/2667482_original.jpg)
8. Ох, душевно-то как тут! Никаких тебе мерзких рамок, тишина с чистым воздухом и приветливая дежурная по вокзалу. На привокзальной площади - указатели на северные города и комариный скверик. Точней, сначала-то он не комариный - но примерно через 3-4 минуты комары разведывают нового человека и начинают его кушать :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2667699/2667699_original.jpg)
9. Заходим внутрь. Выкрасили зал ожидания в корпцвета, однако остались деревянные колонны и общий колорит. Камера хранения тут оказалась по старым ценам, просто подошли к дежурной и за 150 рублей она открыла дверь в закуток и поставила вещи. По нынешним временам нечасто такое - камеры сейчас либо изводят совсем, либо делают по космическим ценам.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2668264/2668264_original.jpg)
10. Вид на вокзал от привокзальной площади.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2667980/2667980_original.jpg)
11. Дальше - стоянка машин и местные бомбилы. Правда, вялые, не южного темперамента.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2668411/2668411_original.jpg)
12. Ну а тут остановка автобуса и выход в завокзальный микрорайон. Основной город и центр - с другой стороны линии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2668700/2668700_original.jpg)
13. Остановка с магазином и реклама. За этой остановкой есть рыбный магазин, где можно взять беломорскую печёнку трески в стеклянных банках.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2668883/2668883_original.jpg)
14. Теперь пойдём вдоль линии на юг, не переходя её. Там вроде впереди что-то локомотивное.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2669273/2669273_original.jpg)
15. Стела "105 лет".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2669413/2669413_original.jpg)
16. В здешнем депо, что, базируются "Сапсаны", судя по картинке? Модификация, наверное, Arctic Velaro. Ходят в Ковдор и Алакуртти (шутка).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2669670/2669670_original.jpg)
17. Мозаика "Наш паровоз, вперед лети!". Отлично пойдёт для нашей "Минутки"!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2669904/2669904_original.jpg)
18. Вид на пути к депо. Однако по изучении местности оказалось, что это только старое депо - ибо где десятки электровозов, приписанных к Кандалакше? Тут только единичные экземпляры. Справа видны цеха вагонного депо.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2670241/2670241_original.jpg)
19. Есть ещё и старые опоры контактной сети, оставшиеся от арктической постоянки сталинской эры. Колоритно смотрятся.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2670423/2670423_original.jpg)
20. Идём дальше на юг. Паровоз тут стоит весьма редкой масти для памятника - "Серго Орджоникидзе", СО. Таких по всей стране десяток или два в качестве памятников.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2670778/2670778_original.jpg)
21. И целая гидроколонка. Можно развернуть хобот и заправить подошедший паровоз.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2670876/2670876_original.jpg)
22. Теперь виды с пешеходного виадука. Это вид на север, мурманская сторона. Там, вдали, сопки. И очень хорошо видно, какая станция "кривая". Везде ставят новые опоры КС - скоро заменят старые, образ станции несколько изменится.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2671184/2671184_original.jpg)
23. Вид на юг, к беломорской стороне. Здесь же отходит влево и ветка на порт.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2671554/2671554_original.jpg)
24. И вид на восток - туда нам спускаться, чтобы изучать город. Там же и его центр. Впрочем, это я оставлю для следующей части, а мы продолжим смотреть железную дорогу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2671798/2671798_original.jpg)
25. Старый путейский дом (или товарная контора довоенной эры) с другой стороны линии, противоположной вокзалу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2671966/2671966_original.jpg)
26. Когда мы уже посмотрели город и вернулись, усталые, к вокзалу, в результате переписки с читателями оказалось, что у нас пропущен важнейший исторический объект - стоящие в основном локомотивном депо электровозы-памятники ВЛ19 и ВЛ23. Начали изучать путь - туда от 1,5 до 2 км идти. Времени было ещё 2,5 часа в запасе, так что решили посмотреть. Тут было очень светло - 16 июня, полярный день, солнце не заходит. И даже сейчас, около 23.30, солнце светило вовсю на горизонте, как будто это день.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2674533/2674533_original.jpg)
27. В общем, пошли по пути, куда нас вёл навигатор, через привокзальный микрорайон и далее по окраинной улице Локомотивной.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2672378/2672378_original.jpg)
28. Идти до ворот депо примерно минут 20, если срезать углы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2672553/2672553_original.jpg)
29. Около полуночи завидели вдалеке за бетонным забором искомые нами электродинозавры, освещенные косым приполярным полуночным солнцем.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2672724/2672724_original.jpg)
30. Подошли к депо, однако переговоры с вахтой и объяснения, зачем это нам, не привели ни к чему. Оно и понятно - полночь уже, какие осмотры! Тем более что охранник и вообще удивился такому интересу, проговорив - "Да это же старая рухлядь, зачем она вам?". В рабочее время я бы что-то придумал, но сейчас без шансов. Впрочем, мужик на вахте был вполне дружелюбен и не препятствовал снимать памятники от возвышения КПП и через дырки в заборе, которые мы вскоре обнаружили.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2672911/2672911_original.jpg)
31. В глубине депо стоял и паровоз-памятник Эр, удалось его снять крупным зумом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2673378/2673378_original.jpg)
32. Да-а-а... чуть было не пропустили такой знаковый объект - довоенный ВЛ19! Ведь Кандалакша - пункт особый: электровозы тут по магистральному ходу пошли на Кировск и Апатиты ещё до войны, в 1935 году. А это уже 86 лет назад, подумать страшно! До Мурманска электрифицировали Кировскую магистраль к 1939 г. Вот самый первый электровоз - ВЛ19-40 и поставили как памятник.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2673506/2673506_original.jpg)
33. Табличка на ВЛ19.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2673712/2673712_original.jpg)
34. А рядом стоит ещё и более поздний ВЛ23. Свет был идеальный - мягкий, косой, полярный. Само же локомотивное депо расположено в глубине и в некотором отдалении от магистрали.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2673925/2673925_original.jpg)
35. Вокзал, вид после полуночи. Светло, полярный день.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2674181/2674181_original.jpg)
36. Наконец, в 1.30 ночи прибыл и наш симферопольский поезд от "Гранд-Экспресса". Но как прибыл? Тихо, без объявления по громкой связи и раньше на 7-8 минут. Мы стояли на возвышении и даже не успели схватиться за камеры, когда мимо нас почти бесшумно проплыл электровоз :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2674693/2674693_original.jpg)
37. Поезд объявили только в "его" время, через 8 минут - когда он уже давно стоял на 2-й платформе. А мы уже грузились внутрь, ехать нам долго.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2674945/2674945_original.jpg)
В следующей части познакомимся с самой Кандалакшей, и только потом поедем дальше :)
Продолжение следует
Телеграм-канал "Креозот и титан"
Телеграм-канал "Минутка транспортного искусства"
* * *
Блогу Periskop.su можно оказать материальную поддержку для новых поездок и изучения ж/д линий. Создание постов на этой платформе - это большой труд. Чем больше будет откликов и транзакций - тем более привлекательным для автора будет создание тут новых постов. Вы помогаете - а я пишу именно здесь, в расширенном формате с фото и описаниями - а не в ФБ/ВК/ТГ.
Реквизиты автора:
Карточка Сбера 5469 5500 3789 5866
Яндекс-Деньги (Ю-money): 4100 1132 7787 622
(а можно просто перейти по ссылке для перевода)
* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание
Journal information