Он вообще-то расположен по обе стороны железной дороги, но чтобы прийти к центру, Белому морю и морскому порту - надо идти на юг, а в пристанционный микрорайон и депо - на север. На юг - это надо переходить через виадук на другую сторону магистрали, а с вокзальной стороны располагается другой микрорайон, имеющий отношение к военным, стоявшим здесь в советские годы. Есть ещё большой микрорайон Нива-3 дальше на север вдоль Кировской магистрали, но мы туда не ездили. Там же находится и алюминиевый завод, активно работающий.
Всего в городе живёт сейчас около 30 тыс. чел., но в лучшие времена - перед распадом СССР - тут проживало до 55 тыс. чел.
Нам - на юг, через пристанционный виадук.
2. Сразу за станцией находятся весьма неприглядные пакгаузы и буераки с пустырями, так что для выхода в центральную часть надо их преодолеть. Затем тропинка выводит на Первомайскую улицу, которая затем приведёт нас куда надо.
3. На снимке сразу видна рабочая транспортная лошадка города - вот такой автобус класса "Пазика", которые шныряют по основным улицам города примерно каждые 15 минут, не очень часто. Маршрутов (городских) здесь вроде три. Дальше виднеется послевоенная сталинская застройка, довольно-таки обшарпанная.
4. Обшарпанная-то обшарпанная, но зато не изуродовали дом застекленными балкончиками и можно видеть первозданные элементы оформления, задуманные архитекторами проекта. Осталась и решетка балкона, только вот в синий зачем-то покрасили.
5. По другую сторону улицы осталась барачная застройка времён индустриализации 1930-х, вкраплениями. Время, когда Кандалакша превращалась из посёлка в город (1938).
6. Народное творчество в обширных междомовых скверах с обильной зеленью.
7. Дальше по Первомайской застройка приобретает более чистый и благообразный вид - верный признак того, что мы идём правильно и с нарастанием центральности. Фронтон с серпом и молотом попал на заглавное фото, а здание - это лицей №1 Кандалакши.
8. Здесь - обширная развилка улиц и подобие площади, даже есть неработающий фонтан на другой стороне. А венчает развилку вот этот приметный серый дом в форме трапеции. По той улице мы ещё пройдем, а пока - топаем дальше к центру.
9. Арктическая яркая окраска многоэтажек и "полярные" мотивы на торцевых муралах. Потом нам ещё несколько муралов попадётся на пути.
10. Яркий арктический дом выводит нас к центральной площади, где стоит администрация района. Не ошибёшься - брежневский административный стиль сразу о себе говорит!
11. У подъезда оной - традиционная районная Доска Почёта с лучшими людями района.
12. Сбоку от администранции в скверике слева стоит позабытый всеми дедушка Ленин. За ним сейчас особо сильно не ухаживают, но и не валят, как у хохлов. Пусть стоит на всякий случай, мало ли что будет потом?
13. А справа от администрации - кинотеатр "Нива" в неожиданно хорошем состоянии. Вообще, я привык, что провинциальные кинотеатры, если они не снесены, заброшены и разрушаются, но тут совсем обратный пример! И если кинотеатр сияет, как пасхальное яичко, то лестница от уровня улицы пока такого же уровня внимания не удостоилась :)
14. На другой грани площади - брежневская же гостиница "Беломорье" (1980). Немыслимые для райцентра 7 этажей, причём вывеска на крыше ещё сохранилась аутентичная.
15. Неподалёку - стандартный столб нулевого километра и указатели на города. От Питера мы удалились на 1119 км, но только это по автодороге. По ж/д надо считать дополнительно. А Питео и Кемиярви - города-побратимы Кандалакши в Швеции и Финляндии соответственно. До Мурманска на север всего 244 км, относительно немного. Это 4 с половиной часа на поезде.
16. Напротив администрации через улицу - местный универсам, одетый в сайдинг. Везде плиточка, всё по-современному, по-модному.
17. На площади стоит танк Т-34-85, и даты - 1941-44 (а не 45). Это потому, что в Заполярье война закончилась в 1944-м, с выходом из войны Финляндии.
18. Если зайти с другой стороны, то тут нашему взору открывается колоритный командир ПЛ К-22 Котельников с трубкой.
19. От площади уходит вниз бульвар 50 лет Октября с широкой зеленой зоной для пешеходов. Начало его обозначает миленькая нерпа с надписью "Кандалакша - город у Белого Моря".
20. Вид бульвара с пешеходной зоной.
21. Здесь на бульваре поставили несколько малых форм, я все не стал снимать - но ниже площади увидел советскую скульптуру, подошёл, пригляделся. Ощущение, как будто бы памятник с нами разговаривает:
- Привет, постсоветские люди! Мы из 1967 года. Вы, наверное, уже на Юпитере? Не? На Марсе, что ли?
- Эмммм... пока ещё нет...
- А? Что? Не слышим? Курс акций БрАЗа? Успешные кейсы маркетинга бренда? Ох, не пугайте нас так. Ничего не понимаем!
22. Ещё один цветастый заполярный мурал.
23. После осмотра центра решили найти путь к Белому Морю, где есть выход. Так-то залив близко и просматривается с многих точек, но вот дойти туда проблематично - везде перегорожено причалами, железной дорогой, промзонами. После изучения ситуации нашли, что надо ехать на автобусе несколько остановок, в сторону юго-запада. Вернулись на площадь и пошли дальше по Первомайской. А на пути - сюрприз! Неотпидарашенный, незасайдингованный, совершенно аутентичный советский райцентровый почтамт.
24. В конце концов дождались своего ПАЗика и укатили в сторону моря. Он высадил нас на пустынном конечном конце, а местная женщина подсказала, куда надо идти, чтобы дойти до залива.
25. Рядом с остановкой стоит ориентир - церковь Иоанна Предтечи, явно постсоветская, новодельная. Церковники почему-то её тоже, как и универсам, с ног до головы закатали в сайдинг.
26. Спускаемся по живописным просёлкам к морю.
27. Дошли. Вот оно, Белое Море! Потрогал воду - холодная. Как и положено северному морю. Беломорским нерпам привет!
28. Залив вдаётся довольно далеко в сушу, образуя обширные берега близ Кандалакши, пригодные для малого судоходства. А напротив расположен район города с чуднЫм названием "Япония" - говорят, такое название пошло от того, что там строились демобилизованные ветераны после русско-японской войны.
29. Вдоль берегов немало старых лодочных гаражей и просто катеров, всухую стоящих близ уреза воды.
30. Вернувшись на остановку, решили не ехать обратно на автобусе, а пройтись не спеша вдоль морского порта, который тянется длинной узкой полосой с востока на запад. А вдоль него - дорога. На снимке - местный военкомат, симпатичный сталианс-послевоенка.
31. Через примерно полкилометра - управление морского порта, здание примерно 1970-х.
32. И ограда с якорями.
33. Угловатый торец управления порта и памятник-стела морякам, погибшим на войне.
34. Какой-то мемориальный катер. Там же - несколько камней с надписями и якорями, а также бакен.
35. А вот так перегорожен прямой доступ к заливу из центра города. Почти до самого здания Морпорта тянется ж-д ветка от станции.
36. Затем вернулись снова к микрорайону близ центра, и пройдя через дома, решили найти подвесной мост, указанный на карте. Поэтому дошли до развилки на Первомайской (см. кадр №8) и ушли вниз по другой улице - Аэронавтов. Обратите внимание на панели многоэтажек с декоративной каменной крошкой, а также на табличку улицы с гербом города.
37. Вот и мост. Действительн живописный! Город тут внезапно кончается и гремит внизу студёная горная речка. Дальше - лесистые сопки, царство комаров, грибов и мхов. Сопка на снимке называется Березов Мыс, туда ведет дорога - а на вершине стоит телевышка.
38. Мост по длине немаленький, да. Очень интересно. Приятное место.
39. И запах тут такой брусничный с примесью хвои, очень свежий. А река внизу называется Нива. Через И. Выше она течет вдоль железной дороги, так что и пассажиры поездов могут её заценить прямо из окна, с восточной стороны.
40. Поезда с моста неплохо слышны и так, их мерный стук не зашумляет даже и речка. Вот, взял с зумом вид на поезд со стороны Мурманска.
41. Вид на Ниву в другую сторону. Ниже она перегорожена дамбой, а дальше впадает в залив, который я уже показал (кадр №27).
42. Дальше мы уже шли не по центру, а немного в стороне, по улице Комсомольской. Она непарадная, и тротуары здесь вот такие, естественные. Застройка по сторонам, однако же, многоэтажная (3-5 этажей).
43. Попробовал и местное пиво, хотя пью его редко и без особой охоты. Вот это весьма оригинальное на вкус оказалось, приятное.
44. Местные объявления. Тоже в северном стиле картинки.
45. Затем в районе полуночи мы ещё сходили к локомотивному депо, благо тут полярный день и нет ночи, а около 2 часов ночи прибыл и наш поезд-невидимка. И в 2.10 мы уже стартовали в далекий путь на юг очень вычурным и нестандартным путём в поезде "Таврия", о чем будут две следующие части.
Продолжение следует
Телеграм-канал "Креозот и титан"
Телеграм-канал "Минутка транспортного искусства"
* * *
Блогу Periskop.su можно оказать материальную поддержку для новых поездок и изучения ж/д линий. Чем больше будет откликов и транзакций - тем более привлекательным для автора будет создание тут новых постов. Вы помогаете - а я пишу именно здесь, в расширенном формате с фото и описаниями - а не в ФБ/ВК/ТГ.
Реквизиты автора:
Карточка Сбера 5469 5500 3789 5866
Яндекс-Деньги (Ю-money): 4100 1132 7787 622
(а можно просто перейти по ссылке для перевода)
* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание
Journal information