Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

IV. Поезд 551 и "онежская перемычка"

Из Кандалакши мы стартовали на юг на весьма специфическом поезде - №551 Мурманск - Симферополь частного оператора "Гранд-Экспресс". Специфический он прежде всего своим заковыристым маршрутом, из-за которого мы и приехали сюда. Он идёт не прямо через Петрозаводск - Москву -Воронеж на крымские юга, а восточнее - гораздо более длинным и сложным путём. Сперва переходит по "онежскому пояску" на архангельский главный ход, потом по нему спускается к Вологде, а от Ярославля уходит правее и блуждает по средней России и Поволжью второстепенными ветками - проходя Иваново, Ковров, Арзамас, пригород Нижнего Новгорода, Саранск, Пензу. Поэтому мы и хотели на него попасть: в прошлом 2020-м году его внезапно отменили из-за ковида, в итоге тогда пришлось сдать билеты. А сейчас, когда его возобновили - снова взяли, но теперь уже не от Кеми, а от Кандалакши. Так было несколько дальше ехать, но зато удобней для нормальных ночёвок и избегания ночного ожидания. Единственно, ходит он только раз в 9 дней, поэтому маршрут пришлось дотошно рассчитать.

В общем, в 2 часа ночи 16 июня в кандалакшский полярный день наш 551-й плавно тронулся от перрона и двинулся по Кировской магистрали направлением на юг. В этой части мы посмотрим проход "онежского пояска", который я до этого никогда не проезжал на поезде.

Станция Сумской Посад на "онежком поясе"


2. Первая остановка на пути - Кемь, около 7 утра. Это мы ещё шли по главному мурманскому ходу. Солнце светило всю ночь, как оглашенное, поэтому пассажиры поезда почти все окна задраили, чтобы хоть как-то поспать. Но в Кеми я проснулся и решил прогуляться, в конце стоянки.


3. Кемский паровоз-памятник Эр.


4. Затем я ушёл в хвостовой тамбур, чтобы понаблюдать расхождение онежского и карельского ходов. На этом кадре - выход со станции Кемь, до развилки ещё далеко.


5. Проходим мост через полноводную, бурную и порожистую Кемь, на которой расположен целый каскад небольших ГЭС.


6. Вот и Беломорск. Стоянка тут всего лишь 5 минут, так что здесь я не выходил. День сегодня ясный и солнечный, и даже немного намекает на северную полярную жару :)


7. От Беломорска идёт однопутка, так как западнее него проложен грузовой обход напрямую, без захода на станцию. А на фото 2 пути потому, что один из них идёт на Петрозаводск, главный, и второй, по которому идём мы - это онежский ход. Оба электрифицированные и рассчитаны на тяжелые составы.


8. Вот и их расхождение. Прямо пошла линия на Петрозаводск - Свирь.


9. А через некоторое время ж/д треугольник замыкается и к онежской линии подходит второе соединение - для грузовых поездов с юга.


Карта 1. Но для наглядности надо бы показать суть нашего маршрута, почему он уникален. Смотрите, мы уходим вбок на восток и следуем перемычкой между мурманским и архангельским ходами. Красные точки - это места стоянок поезда, где я выходил. Фиолетовая линия - Октябрьская ж.д., зеленая - Северная ж.д. Граница между ними находится на этой перемычке. Строилась онежская перемычка в 1939-41 гг., перед войной, в малонаселённой и заболоченной местности, и началу войны представляла собой весьма слабую, плохо оборудованную линию. Но её преимущество было в том, что она уже была к началу войны! И когда финны перерезали Кировскую магистраль в октябре 1941, то Мурманск не оказался отрезанным благодаря ей. Её усиливали все эти годы, строя разьезды и водоснабжение. И вплоть до 1944 года она выполняла исключительно важную стратегическую роль - связывая Мурманск и его порт со всей остальной страной и пропуская ленд-лизовские грузы. А также снабжая северную часть Карельского фронта.


10. Поскольну "онежская перемычка" отклоняется на восток, ей приходится пересекать все впадающие в Белое море речки, а также ББ канал. Сперва пересекаем речку Выг, которая ниже перегорожена плотиной.


11. И она смотрится весьма неслабо в этом месте!


12. Прошли мост через реку Выг. Но это ещё не канал!


13. Местность тут унылая, заболоченная, леса нет. Кстати, интересно, что к Белому морю ж/д нигде не приближается, так что вокруг только болота и леса. И немногочисленные станции с разъездами.


14. Ага, вот и Беломорканал!


15. Мост через ББК уникальный - он разводной, но особым образом: подвижный пролёт по своим рельсам приподнимается, отъезжает назад и становится "на попа", высвобождая узкий фарватер.


16. Вся эта местность около канала очень хорошо охраняется: тут не только мост, но и совсем недалеко шлюз.


17. Предмостной разъезд Шижня. Линия однопутная, поэтому встречный грузовой уже ждёт освобождения перегона. Составы тут идут полноразмерные, тяжелые, всё как один под новыми "Ермаками".


18. После прохода Беломорканала, наконец, можно было перевести дух и пойти на свои места на завтрак. А на завтрак у нас была беломорская баночная печень трески, купленная вчера на кандалакшском рынке. Вкусная! Но больше 150-200 г на одно лицо зараз употреблять её не рекомендуют, а то можно получить белковое отравление. Всего в меру, даже очень вкусного.


19. Вот и Сумской Посад, 7 минут стоянка. Но проводник выпускать нас отказался: наш вагон был вне платформы. Пришлось проходить через 2 вагона и спускаться там, где платформа.


20. Наш "Гранд-Экспресс" на Сумском Посаде.


21. Через 2 с лишним часа после Сумпосада покидаем пределы Октябрьской ж.д. и входим на территорию Северной ж.д. Самая большая промежуточная станция Онежской перемычки - Малошуйка. Тут когда-то было паровозное депо, но и сейчас что-то осталось, возможно меняются бригады. В Малошуйке мы стоим 20 минут.


22. За вокзалом поставили здоровенный ЛВ, на фоне которого охотно селфится вагонная публика, соскучившаяся хоть по какой-то движухе. Правда, я подбежал к паровозу пораньше, пока его не облепили дети.


23. Около паровоза - семафор и избушка, целый исторический комплекс.


24. Такое ощущение, что вылезли гулять ВСЕ, так как трасса глухая, малонаселенная, и всем надоело сидеть в вагонах. Погода способствует, солнышко пригревает, около +23° - для Северов просто идеально.


25. Поморские собаки-попрошайки. И ведь дождалась своего - буквально через полминуты после этого кадра собачьке вынесли щедрую порцию курицы!


26. Шикарное место для позирования.


27. Поодаль от вокзала, в скверике - малошуйский Ильич.


28. Ещё вид на вокзал Малошуйка.


29. Примерно через полтора часа после Малошуйки пересекаем самую большую водную преграду онежской перемычки - реку Онега (фото flackelf).


30. Сама Онега тоже очень немаленькая и полноводная (фото flackelf).


31. За Онегой перегон реконструируется, с перекладкой пути.


32. Вот так выглядит линия за Онегой, проходя в глухих лесах. Идёт по ней поезд весьма неторопливо, около 9 с половиной часов.


33. Северный пейзаж, село Кодино.


34. И станция Кодино. Скоро уже вольёмся в архангельский ход.


35. Все, Онежский пояс проехали и сейчас выйдём на Московско-Архангельскую линию. Впереди станция Обозерская, о которой уже в следующей части. Из Архангельска линия идёт сугубо тепловозная, электрификация есть только по онежской перемычке, по которой мы и ехали. Причём электрифицировали линию не так давно, 15-20 лет назад, когда пришлось усиливать подходы к портам Балтики и Мурманску.


Продолжение следует

* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание

Tags: Кемь, Малошуйка, Русский Эллипс, железные дороги
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “железные дороги” Tag