Эта часть будет посвящена извилистому участку от Данилова до Арзамаса минуя Москву (гораздо восточней её), который наш поезд преодолевал весь день 17 июня. На снимке - монстроидальный вокзал Ковров.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2705606/2705606_original.jpg)
2. Раннее утро. Поезд несется от Вологды на юг по главному ходу Северной магистрали. Тут ещё продолжается "переменка", но ей уже осталось недолго.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2705706/2705706_original.jpg)
3. Станция Макарово - типовой маленький вокзал Северной магистрали, времен 1960-х.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2705983/2705983_original.jpg)
4. Вот и хорошо знакомый мне Данилов с конструктивистским вокзалом, где я целенаправленно побывал два года назад весной. Сейчас ещё очень рано, 6-40 утра, но солнце уже яркое и явно обещается ясный день. Из нового: станцию озаборили, поэтому уже просто так на площадь с магазинчиками не выскочишь. Только через вокзальный досмотр. Но торговок нет, потому что очень рано и наш поезд ходит только раз в 9 дней.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2706266/2706266_original.jpg)
5. К моему удивлению, тут сразу же прицепили тепловоз ТЭП70 вместо ЭП1, ведшего нас от Кандалакши до Данилова. Поразмыслив, я понял, почему: электровоз на постоянке цеплять на полтора часа не было особого смысла, так как от Нерехты - которая всего в 50 км от Ярославля - мы все равно уходим на тепловозный ход на Иваново. Поэтому сразу тепловоз. Но почему-то стояли тут почти час (!), по расписанию. Отправились в 7-32.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2706640/2706640_original.jpg)
6. Под тепловозом прошли скоростной участок от Данилова до Ярославля и пересекаем Волгу. Вдали видны знакомые контуры Ярославля.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2706845/2706845_original.jpg)
7. Волжский мост из хвостового тамбура.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2707046/2707046_original.jpg)
8. Вид на северную сторону - где Толгский монастырь на другом берегу и заросшие рощами берега.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2707294/2707294_original.jpg)
9. Проходим приметный Шинный завод с его проходной...
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2707456/2707456_original.jpg)
10. ...И вскоре втягиваемся на пути Ярославля-Главного. На снимке - зеленый ВЛ11 тбилисской сборки, такой цвет теперь уже редкость на наших железных дорогах. Да и сам локомотив уже ветеран.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2707809/2707809_original.jpg)
11. Ярославль-Главный встретил нас во-первых, грандиозной реконструкцией платформ и перекопанностью междупутий, а во-вторых, неслабой жарой. Выйдя из вагона, солнце шарахнуло сразу же - припекало ещё как! Наверное, было уже ближе к 30°, несмотря на девять утра.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2708074/2708074_original.jpg)
12. Поскольку на нашей платформе тоже уже начались какие-то работы, пассажиры пробирались тропками меж строений, матерясь на строителей и волоча свои сумки и чумаданы по гравию и щебню. Здесь из нашего поезда вышло много народу и садилось тоже много.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2708474/2708474_original.jpg)
13. После Ярославля-Главного переехали Которосль с видом на знаменитую "тысячерублёвую" церковь, которая находится на отшибе, окруженная химзаводом с трёх сторон. Затем поезд свернул с главного хода на боковой и вышел на ст. Ярославль-Московский.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2708557/2708557_original.jpg)
14. После Ярославля-Московского поехали вдоль территории электровозоремонтного завода с его красивыми заводским корпусами стиля модерн.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2708956/2708956_original.jpg)
15. Очень красиво строили наши предки! Это всё продолжается электровозоремонтный завод.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2709082/2709082_original.jpg)
16. Что интересно, там сейчас в основном новые локомотивы. Старых поколений ВЛ и ЧС уже практически нет. Вскоре мы покинули электровозный ход и от Нерехты пошли по тепловозному.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2709321/2709321_original.jpg)
17. Туалет в нашем плацкартном вагоне. Содержался в целом в чистоте, особых претензий нет. Мы ехали в той модификации вагона, где туалеты сдвоенные, со стороны нерабочего тамбура.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2709650/2709650_original.jpg)
18. После полудня прибыли в Иваново, город незамужних ткачих. Здесь снова большая стоянка - полчаса. Вышел из вагона и охренел от зноя - жара ещё похлеще, чем в Ярославле. А это имеет последствия и для вагона. Формально он кондиционированный - но это работает только в пути. На стоянке все кондишены выключаются. Так что чем дольше днём стоянка, тем больше нагревается вагон. Увы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2709904/2709904_original.jpg)
19. На первой высокой платформе стояла московская тепловозная "Ласточка", загружаясь пассажирами. Мы - на низкой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2710259/2710259_original.jpg)
20. Ну ладно. Раз долго стоим, всё равно надо прогуляться. Пошёл смотреть реконструкцию ивановского вокзала. Я его успел застать и написать до реконструкции, а сейчас он выглядел свежо и просторно. Сразу заметно первое изменение: появился полноценный досмотр, вещи на ленту и т.п. Второе тоже бросилось в глаза - камера хранения за обычную цену исчезла и теперь новомодные ячейки по космической цене (600, 800, 1200...).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2711178/2711178_original.jpg)
21. И трретье, самое заметное: всё в плакатах от ковида. А надо сказать, что Иваново буквально на днях прославилось тем, что выставило кордоны на дорогах, защищаясь от заразных москвичей. Так что и на вокзале всё по полной программе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2710463/2710463_original.jpg)
22. Вот здесь будочка тестирования, у выхода на привокзальную площадь, чтобы здешним невестам заразу не внести.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2710554/2710554_original.jpg)
23. Рядом – пункт вакцинации. Можно уколоться. Рельефы на стенах да, подновили, красиво.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2710889/2710889_original.jpg)
24. А вот четвертое новое: скамейки из дерева. Хорошие, удобные, помню их на Ленинградском вокзале на 10-летие "Сапсана". И с розетками для зарядки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2711330/2711330_original.jpg)
25. Подновлённый ткацкий станок на месте. Красиво сделали. Но вот тотальное озаборивание всё портит.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2711590/2711590_original.jpg)
Придя на своё место после жаркой стоянки в Иваново, увидел, что на моей полке сидят незнакомые люди, две женщины и девочка лет 11-12. Ага, наш режим СВ кончился: на верхние полки тоже сели пассажиры. И на боковушки тоже. Теперь всё, в отсеке полный комплект!
26. Меж тем, поезд повернул на юг и через Шую вышел на горьковский ход через ст. Новки-2. Там помчались очень быстро на восток - на Ковров. На фото - переезжаем Клязьму. Тут она большая, перед впадением в Оку.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2711889/2711889_original.jpg)
27. Через два часа после Иваново - Ковров с огромным вокзалом, непонятно зачем построенном тут такого эпического размера. Стоянка снова большая, 33 минуты. Но здесь понятно - кончается тепловозность и его меняют на электровоз переменного тока. Жара неимоверная.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2712253/2712253_original.jpg)
28. Перед зданием поставили памятник ж/д магнату Ивану Рербергу, начальнику Московско-Нижегородской дороги в 1868-1893 гг.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2712547/2712547_original.jpg)
29. Зашёл внутрь ковровского вокзала. Тут тоже всё озаборено и с рамками. Посты по 3-5 человек, лента с интроскопом, камеру требуют ставить на ленту. Интересно, сколько тысяч охранников пришлось добавить с этими новыми правилами? Правда, всё равно рискнул выбежать на привокзальную площадь - купил там холодный квас и пирожки. Ибо на платформе ничего нет, а на вокзале гораздо дороже.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2712796/2712796_original.jpg)
30. Вид от высокой вокзальной лестницы. Там, за путями, блестит золотом какой-то приметный храм.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2713057/2713057_original.jpg)
31. После Коврова решили с
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2713227/2713227_original.jpg)
32. Ресторан был полупустой, оно и понятно: цены тут весьма высокие, особо не разгонишься. Ну да ладно. Заказал борщ за 340 рэ.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2713354/2713354_original.jpg)
33. (голосом Ипполита Матвеевича)
- Однако... Телячьи котлеты - два двадцать пять! Эскалоп - два двадцать пять! Однако...
- Есть сосиски по рубль двадцать.
- А есть у вас что-нибудь вегетарианское?
- Обижаете-с. Вегетарианского не держим-с.
- Ладно! Давайте сосиски. И это. Графин водки у вас сколько?
- Два рубля-с маленький.
- Давайте!
- Чем закусывать будете-с? Расстегайчики, пироги с сёмгой, икра черная-с?
- Почем у вас огурцы, соленые?
- Пята-а-ак...
- Во-о-от. Давайте! Два.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2713635/2713635_original.jpg)
34. Шутка, конечно. Заказывал-то я борщ, минут через 15 принесли. Сам по себе - вкусный. Но дороговато. Нормально поесть без вина и спиртного - в среднем тыща.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2714011/2714011_original.jpg)
35. А в это время мы несёмся по нижегородскому ходу, приближаясь к очередному повороту на юг. Станция Ильино, 373 км от Москвы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2714123/2714123_original.jpg)
36. После обеда вернулись в свой вагон, я заказал ещё и чай. А в ресторане прихватил свежую газету, начал читать. А то мы уже три дня почти без новостей. Там Байден с Путиным встречаются, что-то ещё в мире делается, а у нас Ковров и Иваново...) Вот, неплохая статья: москвичи наконец взялись за ум и стали ограничивать непривитых и представляющих повышенную опасность для окружающих граждан.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2714447/2714447_original.jpg)
37. Нижний Новгород довольно интересно проходим: теперь нет уже захода на большой вокзал НН-Московский и смены направления. А есть отклонение на юг после Дзержинска и остановка на деревянной временной платформе Стригино (близ аэропорта). Почему - понятно, заход и смена направления крадут около полутора часов, а поезд и так медленный.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2714788/2714788_original.jpg)
38. Заходило здесь реально много народу, в основном садились уже до Кубани и Крыма. У проводников паника: по длинной платформе бегут с вещами паксы, катят сумки, затем все проводники по рации передают типа "мы своих троих посадили, первый вагон! Моего ещё на посадку нет, восьмой вагон!". Все переживают и нервничают. "Документы, документы давайте! Остальное потом! Детишки в первую очередь!'. – Затем облегчение: "Снимайте красный!". Во время этой суеты все вагонные курильщики яростно затягиваются в сторонке у хвостового вагона.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2715031/2715031_original.jpg)
39. Идём на юг по соединительной ветви на Арзамас - значит, надо пересечь Оку. На фото - 12 км линии (снимок flackelf).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2715379/2715379_original.jpg)
40. В нескольких км от Стригино построен Сартаковский мост (1961), его пролёты выполнены из сборного железобетона, но смотрятся как металлические кружевные. Интересный проект. Когда мост построили, это позволило соединить эту линию с главным ходом Горьковской ж.д. и с большим Московским вокзалом Горького, и заодно отказаться от использования тупиковой Арзамасской линии, приходившей в центр Горького на Ромодановский вокзал (снимок flackelf).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2715592/2715592_original.jpg)
41. Вид на Оку и микрорайоны Нижнего Новгорода вдалеке. Обратите внимание, какая Ока тут огромная.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2715740/2715740_original.jpg)
42. Сартаковский мост, вид из хвостового тамбура (снимок flackelf).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2716132/2716132_original.jpg)
43. Вечерний Арзамас. Год назад тут ехал на самарском поезде, вокзал ещё был в лесах. Теперь доделали, выглядит как пасхальное яичко. С другой стороны, куда-то пропали белые статуи сталинской эры на склоне.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2716402/2716402_original.jpg)
44. В Арзамасе стоянка 26 минут, но по-прежнему ещё очень жарко, асфальт и вагоны за день сильно нагрелись.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2716511/2716511_original.jpg)
45. Арзамасский закат, около 9 вечера. Закат солнца тут сильно раньше, чем в Питере - наверное, часа на полтора. А ведь сейчас самые длинные дни в году. Но тут влияет сразу два фактора: мы заметно южнее, и заметно восточнее, километров на 900 - а часовой пояс один.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2716694/2716694_original.jpg)
Осталось ехать около полусуток, об этом - в следующей части.
Продолжение следует
* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание
Journal information