Эта часть будет посвящена извилистому участку от Данилова до Арзамаса минуя Москву (гораздо восточней её), который наш поезд преодолевал весь день 17 июня. На снимке - монстроидальный вокзал Ковров.
2. Раннее утро. Поезд несется от Вологды на юг по главному ходу Северной магистрали. Тут ещё продолжается "переменка", но ей уже осталось недолго.
3. Станция Макарово - типовой маленький вокзал Северной магистрали, времен 1960-х.
4. Вот и хорошо знакомый мне Данилов с конструктивистским вокзалом, где я целенаправленно побывал два года назад весной. Сейчас ещё очень рано, 6-40 утра, но солнце уже яркое и явно обещается ясный день. Из нового: станцию озаборили, поэтому уже просто так на площадь с магазинчиками не выскочишь. Только через вокзальный досмотр. Но торговок нет, потому что очень рано и наш поезд ходит только раз в 9 дней.
5. К моему удивлению, тут сразу же прицепили тепловоз ТЭП70 вместо ЭП1, ведшего нас от Кандалакши до Данилова. Поразмыслив, я понял, почему: электровоз на постоянке цеплять на полтора часа не было особого смысла, так как от Нерехты - которая всего в 50 км от Ярославля - мы все равно уходим на тепловозный ход на Иваново. Поэтому сразу тепловоз. Но почему-то стояли тут почти час (!), по расписанию. Отправились в 7-32.
6. Под тепловозом прошли скоростной участок от Данилова до Ярославля и пересекаем Волгу. Вдали видны знакомые контуры Ярославля.
7. Волжский мост из хвостового тамбура.
8. Вид на северную сторону - где Толгский монастырь на другом берегу и заросшие рощами берега.
9. Проходим приметный Шинный завод с его проходной...
10. ...И вскоре втягиваемся на пути Ярославля-Главного. На снимке - зеленый ВЛ11 тбилисской сборки, такой цвет теперь уже редкость на наших железных дорогах. Да и сам локомотив уже ветеран.
11. Ярославль-Главный встретил нас во-первых, грандиозной реконструкцией платформ и перекопанностью междупутий, а во-вторых, неслабой жарой. Выйдя из вагона, солнце шарахнуло сразу же - припекало ещё как! Наверное, было уже ближе к 30°, несмотря на девять утра.
12. Поскольку на нашей платформе тоже уже начались какие-то работы, пассажиры пробирались тропками меж строений, матерясь на строителей и волоча свои сумки и чумаданы по гравию и щебню. Здесь из нашего поезда вышло много народу и садилось тоже много.
13. После Ярославля-Главного переехали Которосль с видом на знаменитую "тысячерублёвую" церковь, которая находится на отшибе, окруженная химзаводом с трёх сторон. Затем поезд свернул с главного хода на боковой и вышел на ст. Ярославль-Московский.
14. После Ярославля-Московского поехали вдоль территории электровозоремонтного завода с его красивыми заводским корпусами стиля модерн.
15. Очень красиво строили наши предки! Это всё продолжается электровозоремонтный завод.
16. Что интересно, там сейчас в основном новые локомотивы. Старых поколений ВЛ и ЧС уже практически нет. Вскоре мы покинули электровозный ход и от Нерехты пошли по тепловозному.
17. Туалет в нашем плацкартном вагоне. Содержался в целом в чистоте, особых претензий нет. Мы ехали в той модификации вагона, где туалеты сдвоенные, со стороны нерабочего тамбура.
18. После полудня прибыли в Иваново, город незамужних ткачих. Здесь снова большая стоянка - полчаса. Вышел из вагона и охренел от зноя - жара ещё похлеще, чем в Ярославле. А это имеет последствия и для вагона. Формально он кондиционированный - но это работает только в пути. На стоянке все кондишены выключаются. Так что чем дольше днём стоянка, тем больше нагревается вагон. Увы.
19. На первой высокой платформе стояла московская тепловозная "Ласточка", загружаясь пассажирами. Мы - на низкой.
20. Ну ладно. Раз долго стоим, всё равно надо прогуляться. Пошёл смотреть реконструкцию ивановского вокзала. Я его успел застать и написать до реконструкции, а сейчас он выглядел свежо и просторно. Сразу заметно первое изменение: появился полноценный досмотр, вещи на ленту и т.п. Второе тоже бросилось в глаза - камера хранения за обычную цену исчезла и теперь новомодные ячейки по космической цене (600, 800, 1200...).
21. И трретье, самое заметное: всё в плакатах от ковида. А надо сказать, что Иваново буквально на днях прославилось тем, что выставило кордоны на дорогах, защищаясь от заразных москвичей. Так что и на вокзале всё по полной программе.
22. Вот здесь будочка тестирования, у выхода на привокзальную площадь, чтобы здешним невестам заразу не внести.
23. Рядом – пункт вакцинации. Можно уколоться. Рельефы на стенах да, подновили, красиво.
24. А вот четвертое новое: скамейки из дерева. Хорошие, удобные, помню их на Ленинградском вокзале на 10-летие "Сапсана". И с розетками для зарядки.
25. Подновлённый ткацкий станок на месте. Красиво сделали. Но вот тотальное озаборивание всё портит.
Придя на своё место после жаркой стоянки в Иваново, увидел, что на моей полке сидят незнакомые люди, две женщины и девочка лет 11-12. Ага, наш режим СВ кончился: на верхние полки тоже сели пассажиры. И на боковушки тоже. Теперь всё, в отсеке полный комплект!
26. Меж тем, поезд повернул на юг и через Шую вышел на горьковский ход через ст. Новки-2. Там помчались очень быстро на восток - на Ковров. На фото - переезжаем Клязьму. Тут она большая, перед впадением в Оку.
27. Через два часа после Иваново - Ковров с огромным вокзалом, непонятно зачем построенном тут такого эпического размера. Стоянка снова большая, 33 минуты. Но здесь понятно - кончается тепловозность и его меняют на электровоз переменного тока. Жара неимоверная.
28. Перед зданием поставили памятник ж/д магнату Ивану Рербергу, начальнику Московско-Нижегородской дороги в 1868-1893 гг.
29. Зашёл внутрь ковровского вокзала. Тут тоже всё озаборено и с рамками. Посты по 3-5 человек, лента с интроскопом, камеру требуют ставить на ленту. Интересно, сколько тысяч охранников пришлось добавить с этими новыми правилами? Правда, всё равно рискнул выбежать на привокзальную площадь - купил там холодный квас и пирожки. Ибо на платформе ничего нет, а на вокзале гораздо дороже.
30. Вид от высокой вокзальной лестницы. Там, за путями, блестит золотом какой-то приметный храм.
31. После Коврова решили с flackelf
32. Ресторан был полупустой, оно и понятно: цены тут весьма высокие, особо не разгонишься. Ну да ладно. Заказал борщ за 340 рэ.
33. (голосом Ипполита Матвеевича)
- Однако... Телячьи котлеты - два двадцать пять! Эскалоп - два двадцать пять! Однако...
- Есть сосиски по рубль двадцать.
- А есть у вас что-нибудь вегетарианское?
- Обижаете-с. Вегетарианского не держим-с.
- Ладно! Давайте сосиски. И это. Графин водки у вас сколько?
- Два рубля-с маленький.
- Давайте!
- Чем закусывать будете-с? Расстегайчики, пироги с сёмгой, икра черная-с?
- Почем у вас огурцы, соленые?
- Пята-а-ак...
- Во-о-от. Давайте! Два.
34. Шутка, конечно. Заказывал-то я борщ, минут через 15 принесли. Сам по себе - вкусный. Но дороговато. Нормально поесть без вина и спиртного - в среднем тыща.
35. А в это время мы несёмся по нижегородскому ходу, приближаясь к очередному повороту на юг. Станция Ильино, 373 км от Москвы.
36. После обеда вернулись в свой вагон, я заказал ещё и чай. А в ресторане прихватил свежую газету, начал читать. А то мы уже три дня почти без новостей. Там Байден с Путиным встречаются, что-то ещё в мире делается, а у нас Ковров и Иваново...) Вот, неплохая статья: москвичи наконец взялись за ум и стали ограничивать непривитых и представляющих повышенную опасность для окружающих граждан.
37. Нижний Новгород довольно интересно проходим: теперь нет уже захода на большой вокзал НН-Московский и смены направления. А есть отклонение на юг после Дзержинска и остановка на деревянной временной платформе Стригино (близ аэропорта). Почему - понятно, заход и смена направления крадут около полутора часов, а поезд и так медленный.
38. Заходило здесь реально много народу, в основном садились уже до Кубани и Крыма. У проводников паника: по длинной платформе бегут с вещами паксы, катят сумки, затем все проводники по рации передают типа "мы своих троих посадили, первый вагон! Моего ещё на посадку нет, восьмой вагон!". Все переживают и нервничают. "Документы, документы давайте! Остальное потом! Детишки в первую очередь!'. – Затем облегчение: "Снимайте красный!". Во время этой суеты все вагонные курильщики яростно затягиваются в сторонке у хвостового вагона.
39. Идём на юг по соединительной ветви на Арзамас - значит, надо пересечь Оку. На фото - 12 км линии (снимок flackelf).
40. В нескольких км от Стригино построен Сартаковский мост (1961), его пролёты выполнены из сборного железобетона, но смотрятся как металлические кружевные. Интересный проект. Когда мост построили, это позволило соединить эту линию с главным ходом Горьковской ж.д. и с большим Московским вокзалом Горького, и заодно отказаться от использования тупиковой Арзамасской линии, приходившей в центр Горького на Ромодановский вокзал (снимок flackelf).
41. Вид на Оку и микрорайоны Нижнего Новгорода вдалеке. Обратите внимание, какая Ока тут огромная.
42. Сартаковский мост, вид из хвостового тамбура (снимок flackelf).
43. Вечерний Арзамас. Год назад тут ехал на самарском поезде, вокзал ещё был в лесах. Теперь доделали, выглядит как пасхальное яичко. С другой стороны, куда-то пропали белые статуи сталинской эры на склоне.
44. В Арзамасе стоянка 26 минут, но по-прежнему ещё очень жарко, асфальт и вагоны за день сильно нагрелись.
45. Арзамасский закат, около 9 вечера. Закат солнца тут сильно раньше, чем в Питере - наверное, часа на полтора. А ведь сейчас самые длинные дни в году. Но тут влияет сразу два фактора: мы заметно южнее, и заметно восточнее, километров на 900 - а часовой пояс один.
Осталось ехать около полусуток, об этом - в следующей части.
Продолжение следует
* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание
Journal information