Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

VIII. Прогулка по городку Ртищево

Про станцию я вам рассказал, а теперь стоит прогуляться по собственно городу Ртищево, который со всех сторон окружен ж/д линиями и их петлями. Население - 38 тыс., а на пике в конце СССР было 44 тыс. То есть, не город, а скорей городок, выросший на железнодорожном узле и у которого главный работодатель - железная дорога.

Городом он стал уже при СССР (1925), но до этого существовал в виде крупного села ещё со времён первых царей Романовых, т.е. с начала XVII века. Причём, что интересно, он был назван в начале XVIII века по имени его владельца - помещика Ртищева и несмотря на такую родословную, никогда больше не переименовывался. Было несколько попыток - перед войной в Ежов (однако наркома посадили и расстреляли), после войны в Коллонтай и Манжерок - но ничего не вышло. В 1960-х саратовские краеведы обосновали, что майор Ртищев в петровские времена был большим патриотом Родины и хорошим, честным воякой и тогда от города отвязались насовсем. Так он с этим именем и остался :)

Также любопытно, что хотя Ртищево было в тылу, но станция и узел имели огромное военное значение. В 1918-м его на несколько часов брали чехословаки, однако были выбиты. Затем в 1921-м - антоновские партизанские армии, ненадолго, но не один раз. После этого тут был Ф. Нансен и даже несколько дней прожил на вокзале, организуя пункт питания для голодающих и санпропускник (поэтому и мемориальная доска на вокзале). Наконец, в Великую Отечественную Ртищево тоже подвергалось налётам люфтваффе и через него прошло громадное количество эшелонов с эвакуированными - в 1941-м, а в 1942-м станция была ключевой в Сталинградской битве по вагонопотоку и снабжению фронтов. А все потому, что находилась на стратегической двухпутке Транссиб - Куйбышев - Пенза - Лиски - Харьков.

Ну теперь, после лирического вступления, давайте там прогуляемся :)

На центральной площади города


2. Начал свой путь по городу я на завокзальной стороне, где был микрорайон железнодорожников, на улице хрущевского XXII Партсъезда. Я по ней шёл и думал: "Была когда-то в Древнем Риме правящая партия. Ее запретили уж как 30 лет назад, при распаде империи на маркграфства, герцогства и королевства. И проводила та партия съезды. Был среди них один - XXII-й, низвергнувший ложного Цезаря из Пантеона Богов. А затем тело разоблаченного Цезаря ещё и вынесли из Божественного Места, предав его земле как обычного патриция и консула. И вот, нет уже ни партии, ни съездов, ни той империи. А улица осталась"


3. В основном этот район застроен послевоенными сталинками и брежневскими пятиэтажками-панельками. Вот, например, подборка из 11 спутниковых тарелок на стене дома. Телевиденье тут явно любят!


4. Дворы пятиэтажек заросли и опутаны трубами водоснабжения. Почему они здесь открытые, а не закопаны в землю - загадка. Вроде не Воркута и не Якутск.


5. Потом я через ж/д виадук перебрался в центральную часть и почти сразу же оказался на главной площади. Вот уже видны очень приличные сталинки.


6. А вот и площадь. С одной стороны тут военные памятники - вечный огонь, доска Героев Советского Союза, Л-29, пушка, БТР, а с другой, дальней - вход в парк.


7. ...и почему-то пограничный столб. Хотя Ртищево стоит далеко от границ, а при СССР и подавно.


8. БТР (В комментах пишут, что ПТ-76).


9. Самолёт-памятник поближе.


10. Если же повернуться задом к железной дороге и самолёту, то видно, что площадь тут просто колоссальная для райцентра. Можно полноценный парад проводить.


11. Одно из зданий, как это сейчас официально называется, Городского Культурного центра.


12. Однако если глянуть внимательней на декор - то понятно, что до этого тут был ДК железнодорожников. Большой узел, много работающих, значит и здание надо большое.


13. Сбоку незаметно замаскировался в зарослях местный Ильич.


14. Реально замаскировался! Издалека его и не различить.


15. Но можно пройти и в тыл красного здания. А там... целый "Древний Рим". То есть, ещё здания ДКЖ. Были когда-то и мы рысаками) Но теперь столько культуры не надо, вот и забросили.


16. Руины здоровенные. Интересно, что тут помещалось в древнесоветские времена?


17. Стадион тоже в позднесталинском стиле. Сейчас реконструируется.


18. На противоположной стороне площади - вход в городской парк.


19. Письмена на парковой стене выполняются не абы как, а пером - ручная работа! Правда, за неимением культурных событий отражены больше торговые.


20. В парке довольно приятно, и площади он тоже немаленькой. И фонтан работает.


21. Мохнатые фигуры.


22. Подле одной из скамеек - солидная доска с гравировкой: перечисление спонсоров и жертвователей на сей объект.


23. Массивные скамейки и вазоны. Закос под ампирный стиль начала 1950-х. Но современность.


24. Местные парковые украшательства.


25. В какой-то момент я не выдержал жары, достал из рюкзака квас астраханского производства и начал его жадно поглощать. Квас оказался очень приятный, кисленький и леденящий. Вот помните, при Советах ставили на подоконнике такой "гриб", где получался кисловатый бессахарный квас? Вот этот по вкусу такой же!


26. Пройдя по улице Красной пару кварталов, я вновь оказался на вокзальной оси. По табличкам на домах я установил название этого широченного зелёного бульвара - Пролетарская ул. Здесь были даже 9-этажки!


27. Завершает вокзальную ось унылое здание присутственных мест - Администрация района, ЗАГС и прочие районо.


28. Здесь тоже создана площадь с досками почёта. Причём, что интересно, она тут не одна, как обычно, а две симметричных Доски Почета района. Первая - обычная, где висят инновационные инженеры теплосетей, передовые доярки и экономные экономисты райпотребсоюза.


29. А вот на второй висят школьники и техникумщики - то есть, передовая молодежь.


30. И какой-нибудь шестиклассник Максим, победитель химических олимпиад, красуется в центре города наравне с Глафирой Сергевной из прокуратуры. Что-то воспитательное в этом, определенно, есть! Интересный региональный момент, однозначно.


31. Рядом - большой книжный магазин. И это в райцентре! Я даже умилился - редкое явление по нынешним временам.


32. И даже сохранилась рельефная книга на фасаде, источник знаний!


33. Однако внутри книжный разочаровал - оказался магазином канцтоваров, игрушек, учебников и совсем немного книг.


34. Если идти по вокзальной оси перпендикулярно Красной ул., то в итоге упираешься снова в вокзал. Перед ним - Голова Ленина. Не Улан-Удэ, конечно, но тренд похожий.


35. Местный общественный транспорт - вездесущие ПАЗики.


36. Левей вокзала - храм Ал. Невского.


37. И башня Рязано-Уральской дороги. Харизматичный проект.


38. Потом я пошёл налево вдоль линии по улице Железнодорожной, надеясь выйти к веерному депо. По пути - явно царское здание, где в 1919 г. выступал Калинин.


39. Местный храм торговли - ТЦ Олимп.


40. А затем началась железнодорожная слободка с явно дореволюционными домами.


41. В депо я не смог пройти: там шлагбаум и вахта, так что пришлось повернуть обратно. Вот эти ж/д дома с лицевого фасада.


42. Почтовые ящики. Что-то много квартирок на такой дом.


43. ...И вагоны-гаражи, как и в любом уважающем себя русском железнодорожном узле. Как в Тайшете, Иланской или Буе.


На этом прогулку по Ртищево мы заканчиваем и возвращаемся в Пензу.

Продолжение следует.

* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание

* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание

Tags: Российская Империя, Ртищево, Русский Эллипс, Советский Союз, архитектура, реалии торговли
Subscribe

Posts from This Journal “Русский Эллипс” Tag

  • Косая Гора - пригород Тулы

    С южной стороны городской черты Тулы есть любопытный индустриальный пригород, который обычно вблизи видят пассажиры проезжающих поездов по Курскому…

  • Русский Эллипс

    Русский Эллипс [содержание] 15-19 мая и 15-25 июня 2021 г. (Петербург - Кандалакша - Обозерская - Иваново - Ковров - Пенза - Заречный - Ряжск -…

  • XIX. Десятый вокзал столицы

    Со станции Узловой волгоградским поездом мы эвакуировались на север, в Питер. Однако в этой типовой поездке был и новый элемент: впервые мы…

  • XVIII. По Сызрано-Вяземской линии до Узловой

    Город и станцию Ряжск мы осмотрели, и теперь пора ехать дальше по Сызрано-Вяземской дороге - то есть наперерез главному Южному ходу, широтно.…

  • XVII. Ряжск, унылый город на Засечной черте

    Станцию Ряжск (точней, две станции - Ряжск-1 и Ряжск-2) мы рассмотрели, а теперь хотя бы пунктирно надо взглянуть на город. Во времена Российской…

  • XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

    Станция Ряжск, которой мы достигли поездом Пенза - Москва - узловая. Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и…

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

Posts from This Journal “Русский Эллипс” Tag

  • Косая Гора - пригород Тулы

    С южной стороны городской черты Тулы есть любопытный индустриальный пригород, который обычно вблизи видят пассажиры проезжающих поездов по Курскому…

  • Русский Эллипс

    Русский Эллипс [содержание] 15-19 мая и 15-25 июня 2021 г. (Петербург - Кандалакша - Обозерская - Иваново - Ковров - Пенза - Заречный - Ряжск -…

  • XIX. Десятый вокзал столицы

    Со станции Узловой волгоградским поездом мы эвакуировались на север, в Питер. Однако в этой типовой поездке был и новый элемент: впервые мы…

  • XVIII. По Сызрано-Вяземской линии до Узловой

    Город и станцию Ряжск мы осмотрели, и теперь пора ехать дальше по Сызрано-Вяземской дороге - то есть наперерез главному Южному ходу, широтно.…

  • XVII. Ряжск, унылый город на Засечной черте

    Станцию Ряжск (точней, две станции - Ряжск-1 и Ряжск-2) мы рассмотрели, а теперь хотя бы пунктирно надо взглянуть на город. Во времена Российской…

  • XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

    Станция Ряжск, которой мы достигли поездом Пенза - Москва - узловая. Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и…