Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и принадлежал частной линии. А вот Ряжск-2 был построен на ответвлении от основной оси - на Моршанск, потом отросток продлили до Пензы. После объединения нескольких линий в Сызрано-Вяземскую её в 1888-90 выкупили в казну и она стала государственной. При этом, что интересно, фешенебельный "Сибирский Экспресс" из Москвы в начале XX века шёл на Харбин и Владивосток именно по казённым линиям - сперва через Тулу, а затем по Сызрано-Вяземской дороге. Он пересекал частный Ряжск-1, не останавливаясь там и делал остановку на казённом Ряжске-2. Потом уже, при СССР, когда все линии национализировали, Ряжск-2 захирел и всё пассажирское объединили на Ряжске-1, который был главной станцией. Там всегда стояли все южные поезда, и это прекратилось только лет 8-10 назад, когда плечи локомотивов удлинились и перестали совпадать с границами дорог. А тут - целых две границы: сразу за Ряжском Московская ж.д. заканчивается, и по главному ходу начинается Юго-Восточная ж.д. А по боковому на восток - Куйбышевская.
Так что давайте посмотрим оба Ряжска - и большой (I), и маленький (II).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2831947/2831947_original.jpg)
Для начала - карта узла Ряжск. Видны пересекающиеся Главный Южный ход (Москва - Ростов) и перпендикулярный ему бывший Сызрано-Вяземский (Вязьма - Сызрань). И обе номерных станции, которые мы и смотрим ниже.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2842458/2842458_original.jpg)
2. Прибывший в Ряжск "Дневной Экспресс" из Пензы под тепловозом, которым приехали и мы. Сейчас ему перецепят электровоз до Рязани и он пойдёт дальше.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2832321/2832321_original.jpg)
3. Вокзал в Ряжске-1 оказался огромный по размеру, и мы было обрадовались, что тут всё есть. И комнаты отдыха, и камера хранения. Мне он немного напомнил "николаевские" вокзалы на Октябрьском ходу между столицами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2832487/2832487_original.jpg)
4. Стоит электричка на Рязань.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2832852/2832852_original.jpg)
5. На стенах - несколько памятных досок. Во-первых, про Калинина, который был тут в разгар Гражданской войны.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2832896/2832896_original.jpg)
6. Во-вторых, в критический момент немецкого наступления в ноябре 1941-го образовавшуюся брешь заткнули моряками, срочно переведенными в морскую пехоту, и таким образом, Гудериан дальше города Скопин не прошёл. А до Ряжска оставалось совсем немного, километров 20. Рязанский ход висел тогда буквально "на волоске"!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2833388/2833388_original.jpg)
7. Ну и учёный-селекционер Мичурин здесь поработал конторщиком в молодости :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2833595/2833595_original.jpg)
8. С северной стороны к вокзалу пристроен открытый павильон ожидания с крышей. Уж не знаю, так было или это при реконструкции сделали.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2833779/2833779_original.jpg)
9. От павильона с крышей - лесенка в пристанционный скверик.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2833941/2833941_original.jpg)
10. А в скверике нет никаких скамеек - только станционный Ильич показывает рукой в сильно заросшую чащу деревьев. Типа, "что ж вы, шельмы, мне весь обзор загородили? Я теперь Моршанска не вижу!".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2834366/2834366_original.jpg)
11. За вокзалом - облупленное здание бывшей почты, причём с сохранившейся старой вывеской. Почта закрыта, после захиревания остановки южных поездов, которых во времена оны было тут очень много.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2834609/2834609_original.jpg)
12. С южной стороны вокзала поставили послевоенный паровоз Л.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2834754/2834754_original.jpg)
13. Вид на вокзал с "моршанской" стороны станции. Видите, какой длинный?
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2834977/2834977_original.jpg)
14. Поднимемся на станционный виадук. Вид сверху на вокзал и южную привокзальную сторону. Вокзал, как видите, островной.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2835293/2835293_original.jpg)
15. Вид в сторону Рязани и Москвы по главному южному ходу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2835533/2835533_original.jpg)
16. Зашли внутрь. Вокзал поразил как своими размерами, так и функциональной пустотой. Тут, при всем обилии площадей, не оказалось ни камер хранения ("оптимизировали"), ни комнат отдыха ("оптимизировали" - при том, что второй этаж пустует!), ни даже дежурной по вокзалу ("сократили, теперь не нужно"). Осталась только билетная кассирша, которая всё это нам и сказала.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2835894/2835894_original.jpg)
17. А пространства огромные. Причём нет никаких ни рамок, ни зон "транспортной безопасности", все двери открыты. Как в раньшее старое ламповое время. Разве что в уголке притулилось мини-кафе - впрочем, закрытое большую часть времени, что мы тут были.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2836040/2836040_original.jpg)
18. А вот чугунные опорные колонны впечатляют :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2836384/2836384_original.jpg)
19. В другом конце здания оказался музей ж/д транспорта, впрочем, наглухо закрытый.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2836664/2836664_original.jpg)
20. Я предпринял не менее 5 попыток туда попасть - пытался узнать у кассира (дежурной по вокзалу нет), приходил 3 раза сюда в урочное время, писал на горячую линию РЖД - никакого толку. Музей оказался "вещью в себе" и стоял закрытым без посетителей всё время. Интересно, зачем же его тут создавали? Вот, только через стекло сфотал издалека.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2836755/2836755_original.jpg)
21. В общем, в музей попасть никак не удавалось. Пришлось с позором вернуться в огромный зал ожидания.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2837050/2837050_original.jpg)
22. Расписание дальних поездов стало совсем маленькое - почти все они теперь проходят Ряжск без остановок. А раньше это расписание было в пол-стены, лет 12-15 назад.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2837464/2837464_original.jpg)
23. Вид с виадука на юг, в сторону Мичуринска - Воронежа.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2837536/2837536_original.jpg)
24. А вот другой ракурс того же: здесь видно, как вбок уходит линия на Моршанск, по которой мы сюда и приехали.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2837954/2837954_original.jpg)
25. Город от станции далеко в стороне - до него километра 4-5 на маршрутке. Так что тут глухая окраина.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2838063/2838063_original.jpg)
26. Остановка маршрутки. А позади - магазин, который формально по табличке работал до 19, но когда мы попытались туда зайти в 18-15 (за 45 минут до), то получили головомойку от продавщицы, которая закрывала как раз в этот момент магазин, "чего мы ломимся". Холодную минералку в итоге она нам продала, но долго ворчала "Ходют тут всякие, издалека, жизни нет никакой!".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2838526/2838526_original.jpg)
27. Теперь прогуляемся по "моршанской" стороне станции. Сразу обращают на себя внимание ностальгические советские ограждения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2838761/2838761_original.jpg)
28. Заброшенное станционное здание. Явно дореволюционка.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2838901/2838901_original.jpg)
28а. (фото С. Филина) внутри - вот такая мозаика.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2844217/2844217_original.jpg)
29. А если идти вперед по боковому пути, впереди виднеется интересный храм.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2839125/2839125_original.jpg)
30. Старый путейский дом характерной архитектуры.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2839307/2839307_original.jpg)
31. И точно - храм еще 1898 года, царский, расположенный вдоль путей! Красиво.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2839784/2839784_original.jpg)
32. За храмом - довоенная водонапорная башня, а за ним - парк Железнодорожников (куда я уже не стал углубляться).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2839976/2839976_original.jpg)
33. Если пройти назад, то есть и ещё одна водонапорка. Дальше в глуби - здание депо с цифрой 1935.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2840115/2840115_original.jpg)
34. Ладно, вернемся на вокзал. Вот пришёл тепловозный пригород из Моршанска, с одним вагоном.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2840409/2840409_original.jpg)
35. А это - сменный электровоз под пензенский экспресс, за которым стоит РА2 на Узловую (которой мы потом дальше поедем).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2840590/2840590_original.jpg)
36. Так. А что же Ряжск-2, как с ним обстоят дела? А с ним - никак. Используется он теперь мало, часть путей зарастает. Уже не нужны "свои" пути, раздельные у частника и у казны.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2840881/2840881_original.jpg)
37. На Викимапии ещё показан был старинный деревянный вокзал, где стоял легендарный "Сибирский экспресс" и кормил обедом своих пассажиров. Это фото, предполагаю, 10-15 летней давности.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2841331/2841331_original.jpg)
38. Но сейчас он представляет уже просто кучу обломков бревен и щепы. Сик транзит глориа мунди. (фото flackelf)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2841543/2841543_original.jpg)
39. А вот южнее по главному ходу есть и пересечение в другом уровне у казенной Сызрано-Вяземской линии над частной Рязано-Уральской дорогой. Когда-то оно было актуально, чтобы не платить частнику и не пересекать его пути. Но сейчас уже нет - дороги давно слиты. (фото flackelf)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2841708/2841708_original.jpg)
40. Причём остались ещё шпалы и насыпь, но уже без рельс. (фото flackelf)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2842095/2842095_original.jpg)
41. А это плавно поднимающаяся на перечение насыпь бывш. Сызрано-Вяземской линии. Вот по ней-то и ходил "Сибирский экспресс". Тут ехал адмирал Макаров на свою погибель в Порт-Артур, тут ехал и князь Хилков на ликвидацию "байкальской пробки" во время русско-японской войны... (фото flackelf)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2842115/2842115_original.jpg)
Ну и на самый десерт - расписание 1914 года. Графой более светлого тона выделен "Сибирский экспресс" Москва - Владивосток (Чань-Чунь, Харбин). Видите, он не останавливался на большом Ряжске-1, а стоял на маленьком, но зато казённом Ряжске-2?
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2842760/2842760_original.jpg)
Дальше посмотрим и сам этот Ряжск.
Продолжение следует.
* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание
Journal information