Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и принадлежал частной линии. А вот Ряжск-2 был построен на ответвлении от основной оси - на Моршанск, потом отросток продлили до Пензы. После объединения нескольких линий в Сызрано-Вяземскую её в 1888-90 выкупили в казну и она стала государственной. При этом, что интересно, фешенебельный "Сибирский Экспресс" из Москвы в начале XX века шёл на Харбин и Владивосток именно по казённым линиям - сперва через Тулу, а затем по Сызрано-Вяземской дороге. Он пересекал частный Ряжск-1, не останавливаясь там и делал остановку на казённом Ряжске-2. Потом уже, при СССР, когда все линии национализировали, Ряжск-2 захирел и всё пассажирское объединили на Ряжске-1, который был главной станцией. Там всегда стояли все южные поезда, и это прекратилось только лет 8-10 назад, когда плечи локомотивов удлинились и перестали совпадать с границами дорог. А тут - целых две границы: сразу за Ряжском Московская ж.д. заканчивается, и по главному ходу начинается Юго-Восточная ж.д. А по боковому на восток - Куйбышевская.
Так что давайте посмотрим оба Ряжска - и большой (I), и маленький (II).
Для начала - карта узла Ряжск. Видны пересекающиеся Главный Южный ход (Москва - Ростов) и перпендикулярный ему бывший Сызрано-Вяземский (Вязьма - Сызрань). И обе номерных станции, которые мы и смотрим ниже.
2. Прибывший в Ряжск "Дневной Экспресс" из Пензы под тепловозом, которым приехали и мы. Сейчас ему перецепят электровоз до Рязани и он пойдёт дальше.
3. Вокзал в Ряжске-1 оказался огромный по размеру, и мы было обрадовались, что тут всё есть. И комнаты отдыха, и камера хранения. Мне он немного напомнил "николаевские" вокзалы на Октябрьском ходу между столицами.
4. Стоит электричка на Рязань.
5. На стенах - несколько памятных досок. Во-первых, про Калинина, который был тут в разгар Гражданской войны.
6. Во-вторых, в критический момент немецкого наступления в ноябре 1941-го образовавшуюся брешь заткнули моряками, срочно переведенными в морскую пехоту, и таким образом, Гудериан дальше города Скопин не прошёл. А до Ряжска оставалось совсем немного, километров 20. Рязанский ход висел тогда буквально "на волоске"!
7. Ну и учёный-селекционер Мичурин здесь поработал конторщиком в молодости :)
8. С северной стороны к вокзалу пристроен открытый павильон ожидания с крышей. Уж не знаю, так было или это при реконструкции сделали.
9. От павильона с крышей - лесенка в пристанционный скверик.
10. А в скверике нет никаких скамеек - только станционный Ильич показывает рукой в сильно заросшую чащу деревьев. Типа, "что ж вы, шельмы, мне весь обзор загородили? Я теперь Моршанска не вижу!".
11. За вокзалом - облупленное здание бывшей почты, причём с сохранившейся старой вывеской. Почта закрыта, после захиревания остановки южных поездов, которых во времена оны было тут очень много.
12. С южной стороны вокзала поставили послевоенный паровоз Л.
13. Вид на вокзал с "моршанской" стороны станции. Видите, какой длинный?
14. Поднимемся на станционный виадук. Вид сверху на вокзал и южную привокзальную сторону. Вокзал, как видите, островной.
15. Вид в сторону Рязани и Москвы по главному южному ходу.
16. Зашли внутрь. Вокзал поразил как своими размерами, так и функциональной пустотой. Тут, при всем обилии площадей, не оказалось ни камер хранения ("оптимизировали"), ни комнат отдыха ("оптимизировали" - при том, что второй этаж пустует!), ни даже дежурной по вокзалу ("сократили, теперь не нужно"). Осталась только билетная кассирша, которая всё это нам и сказала.
17. А пространства огромные. Причём нет никаких ни рамок, ни зон "транспортной безопасности", все двери открыты. Как в раньшее старое ламповое время. Разве что в уголке притулилось мини-кафе - впрочем, закрытое большую часть времени, что мы тут были.
18. А вот чугунные опорные колонны впечатляют :)
19. В другом конце здания оказался музей ж/д транспорта, впрочем, наглухо закрытый.
20. Я предпринял не менее 5 попыток туда попасть - пытался узнать у кассира (дежурной по вокзалу нет), приходил 3 раза сюда в урочное время, писал на горячую линию РЖД - никакого толку. Музей оказался "вещью в себе" и стоял закрытым без посетителей всё время. Интересно, зачем же его тут создавали? Вот, только через стекло сфотал издалека.
21. В общем, в музей попасть никак не удавалось. Пришлось с позором вернуться в огромный зал ожидания.
22. Расписание дальних поездов стало совсем маленькое - почти все они теперь проходят Ряжск без остановок. А раньше это расписание было в пол-стены, лет 12-15 назад.
23. Вид с виадука на юг, в сторону Мичуринска - Воронежа.
24. А вот другой ракурс того же: здесь видно, как вбок уходит линия на Моршанск, по которой мы сюда и приехали.
25. Город от станции далеко в стороне - до него километра 4-5 на маршрутке. Так что тут глухая окраина.
26. Остановка маршрутки. А позади - магазин, который формально по табличке работал до 19, но когда мы попытались туда зайти в 18-15 (за 45 минут до), то получили головомойку от продавщицы, которая закрывала как раз в этот момент магазин, "чего мы ломимся". Холодную минералку в итоге она нам продала, но долго ворчала "Ходют тут всякие, издалека, жизни нет никакой!".
27. Теперь прогуляемся по "моршанской" стороне станции. Сразу обращают на себя внимание ностальгические советские ограждения.
28. Заброшенное станционное здание. Явно дореволюционка.
28а. (фото С. Филина) внутри - вот такая мозаика.
29. А если идти вперед по боковому пути, впереди виднеется интересный храм.
30. Старый путейский дом характерной архитектуры.
31. И точно - храм еще 1898 года, царский, расположенный вдоль путей! Красиво.
32. За храмом - довоенная водонапорная башня, а за ним - парк Железнодорожников (куда я уже не стал углубляться).
33. Если пройти назад, то есть и ещё одна водонапорка. Дальше в глуби - здание депо с цифрой 1935.
34. Ладно, вернемся на вокзал. Вот пришёл тепловозный пригород из Моршанска, с одним вагоном.
35. А это - сменный электровоз под пензенский экспресс, за которым стоит РА2 на Узловую (которой мы потом дальше поедем).
36. Так. А что же Ряжск-2, как с ним обстоят дела? А с ним - никак. Используется он теперь мало, часть путей зарастает. Уже не нужны "свои" пути, раздельные у частника и у казны.
37. На Викимапии ещё показан был старинный деревянный вокзал, где стоял легендарный "Сибирский экспресс" и кормил обедом своих пассажиров. Это фото, предполагаю, 10-15 летней давности.
38. Но сейчас он представляет уже просто кучу обломков бревен и щепы. Сик транзит глориа мунди. (фото flackelf)
39. А вот южнее по главному ходу есть и пересечение в другом уровне у казенной Сызрано-Вяземской линии над частной Рязано-Уральской дорогой. Когда-то оно было актуально, чтобы не платить частнику и не пересекать его пути. Но сейчас уже нет - дороги давно слиты. (фото flackelf)
40. Причём остались ещё шпалы и насыпь, но уже без рельс. (фото flackelf)
41. А это плавно поднимающаяся на перечение насыпь бывш. Сызрано-Вяземской линии. Вот по ней-то и ходил "Сибирский экспресс". Тут ехал адмирал Макаров на свою погибель в Порт-Артур, тут ехал и князь Хилков на ликвидацию "байкальской пробки" во время русско-японской войны... (фото flackelf)
Ну и на самый десерт - расписание 1914 года. Графой более светлого тона выделен "Сибирский экспресс" Москва - Владивосток (Чань-Чунь, Харбин). Видите, он не останавливался на большом Ряжске-1, а стоял на маленьком, но зато казённом Ряжске-2?
Дальше посмотрим и сам этот Ряжск.
Продолжение следует.
* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание
Journal information