Поскольку дело касается частичной перестройки деятельности блога - то я сознательно не стал закрывать комменты к этому посту, хотя и понимал, что в основном будет негатив или удивление. Но это неизбежное сопутствующее обстоятельство - это всё надо выслушать и проанализировать. Внимательно прочтя отклики, я понял, что не всё пояснил четко и однозначно, и возникли всякие "левые" интерпретации. Попробую их снять и дать ответы на типовые вопросы.
1) Этот ЖЖ будет закрыт?
Нет, конечно. Этот блог с именем periskop.su останется. Принцип простой - то, что не требует большого труда и может быть выложено за 20-30 минут - буду выкладывать. Реплики, отклики на события, интересные вырезки из моих коллекций газет, ролики с моим участием и ролики просто интересные, которые я считаю важными. Возможно, рецензии на прочитанные книги. Но всё сложное, обзорное, требующее труда в 3-6 часов на его подготовку - пойдёт теперь в "Лаборатории Перископа" по подписке.
2) Ты решил переехать в полностью закрытый режим?
Зачем? Тоже нет. В режим "по подписке" переедут только сложные и большие посты, см. выше. Например, обзоры транспортных систем городов, сравнительные исследования расписаний, публикация неизданных книг моего авторства и т.п. Программа "Лаборатории" на 2022 г. опубликована тут.
3) Этот ЖЖ ведется по остаточному принципу!
Да, и уже несколько лет. Это реальность. Ещё на 12-летие блога в конце декабря 2017 г. я написал, что блог сокращает формат и как раньше уже не будет. Это случилось, когда я занялся написанием Путеводителя Транссиба. На всё критически не хватает времени. Поэтому, действительно, этот блог с того времени имеет вспомогательный формат. Но многое оперативное по моим поездкам публикуется в ФБ - туда перетекла основная аудитория из старого ЖЖ, а с недавних пор я стал вести и ВК.
4) Это так не работает, Сергей!
Судя по опыту других проектов, работает. Только не как основной ресурс (это и не планируется, см. п. 2), а как качественно сформированный клуб постоянных подписчиков, готовых помогать автору в такой форме. К примеру, на днях такой же проект открыл "Тактик-Медиа", где я часто наговаривал ролики про историю ж/д транспорта. Есть и ещё аналоги, и их немало. Есть, в конце концов, и такой ресурс, как Патреон. Хотя понятно, что создать такой формат на основе ежемесячной подписки тоже не очень просто. Я изучал разные варианты и не сразу решился на перестройку своей работы.
5) Тебе что, не нужна обратная связь?
Нужна, но только качественная. "Обычной" обратной связи за 16 лет ведения блога я уже наелся до тошноты. Поэтому качество связи я уже давно серьёзно фильтрую. Уже 2 года как закрыто комментирование из других соцсетей, а анонимы и вообще не комментировали у меня никогда. В дискуссии вступаю редко, только если есть надежда на новые данные в её ходе и серьёзный уровень оппонента. А публикация в 2021 году здесь, на этой платформе, полноценного иллюстрированного цикла "Русский Эллипс" показала, что качество обратной связи неуклонно снижается. Увы, это сейчас определенная проблема. Нормальные комментаторы на 80-90% перешли в другие соцсети.
6) Ты с ума сошёл! Потеряешь всю аудиторию! Многие на этом погорели!
Это не так работает. Если ведется блог на платформе - то даже при образовании новой площадки отток пользователей не будет больше 15-20% (это максимум). А здесь останутся короткие заметки, см. п. 1. Причём я не в претензии, если на "Лабораторию" подпишется один из ста комментаторов - это вполне нормальный % конверсии. Зато это будут действительно мотивированные моими темами товарищи. Если наберется 50-80 человек - будет отлично, это небольшое ядро аудитории, которое надо ценить и оправдывать их доверие.
7) Да ты офигел, 6-8 постов в месяц - это мизер! Я могу подписаться на журналы, где за эти деньги 40 статей на 200 страниц!
Я беру на себя реальную, посильную ношу по части написания качественных материалов. Больше я не выдам, я же не редакция "Науки и Жизни". Поэтому обещать ежедневные посты не буду - зачем врать? Тем более что подписываться совсем не обязательно - это же не принудиловка. Но это не общение с обезличенной редакцией, а напрямую с конкретным автором. И самое главное, форма его стабильной поддержки. С моей стороны можно будет, наконец, приобретать всю литературу, которая нужна по моим темам, и ездить по глубинной Евразии менее стеснённо в исследовательских целях.
Хотя... посколько я планирую уже с января начать публиковать главами книгу "Рельсовая Поднебесная. 8000 км по Китаю", то в месяц постов по подписке будет несколько больше гарантированного минимума. Главы я буду выкладывать через день - их всего 37, некоторые большие. Так что книга растянется где-то на 2-3 месяца, а кроме нее будут ведь и другие посты. Одну главу из этой книги (23-ю, "Не надо бояться чифанек!") я выложу и для всеобщего доступа послезавтра - там очень много полезных сведений по питанию в Китае. Понятно, что сейчас Китай закрыт. Но когда-то ведь он откроется, верно?
Также я планирую именно в этом подписном формате, наконец, начать выкладывать и сканы из моих старых дневников 1981-1991 гг. Помните, лет 8-9 назад я как-то выкладывал скан оттуда про полёт на Ил-86 во Вьетнам в июне 1987-го? А там ведь есть гораздо более интересные моменты - связанные с событиями 1989-1990 гг., реакцией на падение Стены, драками за водку, введением разных талонов и прочее такое. Но я морально пока не готов это выкладывать на 18.000 читателей и нарываться на токсичные комменты. А вот на 50-80 заинтересованных человек - вполне уже можно.
Правда, есть и исключения: это посты про Москву. Они у меня бывают редко, но сейчас как раз на зиму 2022 лежит колоритный мини-цикл про летнюю трамвайную "Транс-Москву" в 4-х частях. Он будет выложен именно здесь, в ЖЖ.
8) Кто может коммментировать в новом блоге?
Вот тут как раз и возникло массовое непонимание. Комментировать посты в "Лаборатории" имеют право все подписчики, начиная с уровня "плацкарта". Я только вчера разобрался с системой и настроил этот момент. И отредактировал характеристику уровня. А вот уровень "Купе" - это не право комментировать (оно уже есть по умолчанию), а возможность ставить перед автором такого рода вопросы, которые "тянут" на отдельные посты. Или, точнее сказать, участие в формировании тем.
9) Уровень "СВ" - вааще дорого, ты с ума сошёл! Да и "купе" тоже!
Платформа требует от авторов делать несколько уровней доступа. Я и придумал их несколько, раз так. При этом самый первый уровень ("плацкарт") дает право на полноценное чтение и комментирование. Он основной и стоит всего 400 р./мес. Второй - участие в формировании тема. А третий уровень (СВ) придуман, как одна из форм более серьёзной поддержки автора - если будет такое желание у кого-то. Такое иногда уже бывало в моей практике, например поддержка Второй Китайской экспедиции осенью 2013 г. Если не будет ни одного подписчика этого уровня - то и ладно, я нисколько не расстроюсь.
10) Будут ли бесплатные посты в "Лаборатории"?
Да. Во-первых, все выложенные в этом, 2021 году. Во-вторых, некоторые из тех, которые будут выкладываться по подписке в 2022-м. Например, где нужно получить более обширную обратную связь. Или представляющие массовый интерес. Но - не ранее, чем через месяц после их публикации на платформе (подписчики в любом случае знакомятся с контентом раньше и имеют в этом преимущество).
11) А что будет в ближайшее время в Лаборатории?
В ближайший квартал нового года - сериальная публикация книги про Первую Китайскую экспедицию, раз. Это не отрывочные посты в ЖЖ - а литературное описание поездки. Два, это интересный небольшой цикл про поезд Петербург - Костомукша с описанием его нестандартного маршрута, станций и самого оригинального города Костомукша. Три - это описание нового города, в который я вскоре еду (скоро узнаете, в какой). Колорит, транспортная система, устройство ж/д узла и проч. Возможно, буду помаленьку выкладывать свой советский дневник. И ближе к концу квартала, надеюсь, подойдем к масштабной работе - исследование процесса распада транспортных связей экс-СССР. Вместе с заинтересованными подписчиками. Во II квартале буду постепенно ставить главы из Энциклопедии Транссиба про историю дальних поездов. Их около 20, и они тоже пойдут постепенно - начиная с первого сибирского экспресса 1898 года.
12) Вот я заплачу за подписку. А сам ты налоги платишь?
Да. Платформа берет свою комиссию, а затем я уплачиваю положенный по закону налог с месячного поступления средств.
13) Можно ли платить за подписку не российскими карточками?
Многими - можно. Но не знаю все варианты. Пишите - буду уточнять.
14) Ну, допустим. А как можно подписаться?
Идёте на адрес https://sponsr.ru/periskop/ и жмёте на зелёную кнопку "Присоединиться". Затем надо зарегиться в системе с желаемым ником, установить пароль - и вуаля! Ничего сложного нет, всё просто. Так же просто и отписаться от проекта, если он не оправдал ваших ожиданий.
15) Можно ли брать с этого нового проекта RSS и читать его в этом формате?
Не знаю. Тоже буду уточнять у админов.
16) Будет ли в постах платформы реклама?
Нет! Причём ни в каком виде - например, "нативных интеграций" или других хитрых изобретений маркетинговых жуликов. Поскольку на платформе реализована прямая связь "подписчик -> автор", то в этом нет смысла. Только чистое содержание и ничего более. Кроме того, и сама платформа обещает авторам отсутствие рекламных блоков внутри их постов.
* * *
В заключение добавлю вот что. Проект запущен и пасту из тюбика уже не запихнуть назад; уже десяток человек (в том числе и некоторые мне лично знакомые) подписались на него. Поэтому я обязан оправдывать доверие и осуществлять объявленную на 2022 г. программу в том виде, как это написано. Что будет за пределами 2022-го и как поведет себя платформа в перспективе - сие неведомо, я не могу это прогнозировать. Далее все решения будут приниматься по обстановке. Пока что настраиваю и осваиваю систему - посты "классического формата" в ней пишутся просто и легко, и это хорошо. Думаю, что где-то после православного Рождества-2022 "Лаборатория" выйдет на нормальный, штатный режим. Но при этом я не пропадаю и здесь, ЖЖ тоже будет нести информационную функцию. Так что товарищи и граждане - будем работать, настраивать проект и совершенствовать его. Отсчёт пошёл.
Спасибо за внимание.
Journal information