Сейчас я оставляю в стороне все вумные мантры, которыми современные "продвинутые" авиафилы, дети поколения пепси, обсирают советскую авиацию, уходящую в историю, а говорю лишь о субъективном пассажирском удобстве. То есть, о процессе от начала посадки и до выхода в аэропорт. Так вот, по этому критерию он был наиболее удобен, и остался у меня в памяти очень позитивным воспоминанием.
В самом деле - идёшь в самолёт со всем багажом, безо всяких сдач и транспортёров, квитанций и путаниц, по низкому встроенному трапу, ставишь внизу, подымаешься в салон, садишься и летишь. Затем прилетаешь - и без танцев с получением багажа сразу же с ним едешь на выход. Но и это ещё не всё: по показателю ощущаемости турбулентности он тоже остался у меня в абсолютных лидерах. Если его и трясло, то как-то так... несильно и нестрашно, а аэрофобы, типа меня, чувствуют этот показатель очень и очень тонко. Полетав в прошлом году на новеньком навороченном А-330-200, я убедился в различии ощущений в пользу советского ветерана. Кстати, его дальнего собрата Ил-96 почему-то тоже чувствительней трясёт; я уж не говорю про более ранних Ил-62 или Ил-18.
На рейсе Хабаровск - Петропавловск, которым я пользовался тогда очень часто, разница в удобстве полёта была очень большой. Хорошо помню - когда пассажиры узнавали, что на линию по наполнению ставят "пузатика", а не стандартный 154-й, то все регулярно летающие откровенно радовались.
Думаю, влияло на общее впечатление и то, что расстояния между креслами всё-таки были не нынешние аэробусные, а побольше, на уровне "шестьдесят второго". И да, вот ещё что, важно - полёт на "восемьдесят шестом" свободой передвижения внутри салона был очень похож на межгородской сидячий экспресс на железной дороге. На эшелоне, конечно, не на взлёте. Можно было ходить-разминаться чуть ли не всё время, общаться с соседями-знакомыми на других рядах, даже когда стюардессы раздавали хавчик - ряды были тоже шире нынешних стандартов, и протиснуться около тележки с питанием можно было без особого напряга. Был там и буфет со стойкой за бабки (или даже два - уже не помню точно), тоже можно было приобщиться, взять винца, сока, бутер с сыром и т.п.
Словом, по части суммарного комфорта для пассажира обычного (экономического) класса условия были заметно лучше. Правда, на внутренних рейсах вроде и не было никакой классности тогда. И вот все эти выше перечисленные мелочи (которые на самом деле не мелочи) складывались в такую картинку, которая "по сравнению с" помнится даже сейчас. Да, не было встроенных видео в креслах, обивка была не разноцветно-креативная, не было ярких журналов в карманах кресел - но всё остальное было добротным и не "селедочно-набитым" для простого пассажира.
Правда, что мне там не нравилось - это свободное курение дальше 27-го ряда. Но, я старался брать ряды цифрой поменьше.
И конечно же - никакого гемора с просветками и унизительными раздеваниями до ремня и обуви на посадке. Если бы тогда про это будущее "развлечение" сказали бы тогдашним авиапассажирам - они просто бы покрутили пальцем у виска. Как на сумасшедших. И про запрет проноса воды на борт - тоже.
* * *
К чему это я всё пишу?
Тут такая история. Этой весной разобрал последний нераспакованный ящик с архивами, который стоял и ждал своего часа больше 9 лет после переезда в Питер, и там были мои старые дневники - шесть общих тетрадок. Этакое оффлайн-жж. Вёл я их нерегулярно, периодически бросал - 5 раз, ну и соответственно, 6 раз начинал. Первая тетрадка - с 17 ноября 1981 года, на первом курсе института, а завязал окончательно с этим делом в апреле 1991 года. Потом как-то стало не до дневников, так что лихие 90-е с их потрясениями у меня остались не описаны подробно.
Тетрадка №5
Так вот. В тетрадке №5 я нашёл весьма неплохое описание первого моего полёта на Ил-86 - сверхдальней эпопеи с 4 промежуточными посадками от Москвы до Хошимина (Сайгона), в июне 1988 года. Полёт был очень интересный и для меня во многих аспектах необычный, с сильными ощущениями. Там есть и прочие интересные детали окружающего мира, которые тоже могут быть интересны.
2. Наш Ил-86 в аэропорту Ханоя 6.6.1988. Пересьёмка с фото из семейного альбома (заранее извиняюсь за качество)
Чтобы не заниматься трудоёмким пересказом, я просто отсканил свои дневниковые записи за 2 дня.
Писал как есть, тогдашним взглядом, задним числом уже ничего не поправить, не поменять.
Вот так оно всё виделось молодому специалисту 24-х лет. Потрясения ещё не начались, сравнивать было не с чем.
Читайте. К ним будут идти кое-какие примечания, от меня.
3.
Примечания.
1) "Котелок" - мой одногруппник по институту, который в это время был в аспирантуре в Москве, в Плехановке. У него я останавливался, будучи в столице.
2) Буфеты за чертой границы работали тоже за рубли. В частности, бутер с красной икрой стоил там что-то около 1.10, а с чёрной - 1.70 или 1.80, сейчас уже не точно помню. Это считалось дорого. С сыром стоил копеек 45-50.
3) Рубли при этом считались "невывозными" за пределы СССР. Если ты чего взял с собой - надо обязательно декларировать, и потом обратно по возвращении чтобы число сошлось. На практике же было так - все крупные суммы (округляя до 50 руб.) народ писал в декларации, а мелочевку до 50 руб. никто не смотрел, таможенники на это не обращали внимание. "Пасли" только крупные суммы. Так что "за чертой границы" можно было брать еду, питьё, сигареты (не в товарном количестве), вино. Водку уже не продавали, с ней было очень жёстко - горбачевская алкокампания, если кто помнит. Многие втаривались в самолёт винищем, я не догадался.
4) Вино в полёте давали очень обильно, за 21 час полёта (мы потом посчитали) можно было "законно" получить около 700 гр. белого или красного вина, если ты ни разу не пропускал проходы стюардесс с минералкой, соком, вином. Кроме этого, можно было дополнительно им втариться в буфете самолёта - там алкогольный закон уже не действовал, продавали и коньяк тоже.
5) При этом всём, "громких" пьяных в самолёте не было вообще (сравните с нынешними рейсами на Анталию и проч.). Нет, конечно, некоторые принимали прилично - и потом спали в креслах. Но немного таких было. Сейчас мне это кажется странным, при том свободном "начислении" вина, но факт. Видимо, санкции были жёстче, а ощущения порядка в голове у людей больше.
4.
6) Я, к сожалению, во Вьетнаме бросил вести дневник, примерно через месяц после этого разворота. Уставал, некогда было вечером выделять время. Однако обратный полёт (возвращение домой через Москву) тоже хорошо помню. Так вот, я там в Калькутте умудрился попасть в индийское аэропортовое КГБ, какую-то ихнюю спецслужбу, за сьёмки в аэропорту. Однако обошлось, только изъяли плёнку из фотика, и старшему нашей группы не сообщили. А то у меня могли бы быть неприятности.
Но про эту историю я расскажу лучше отдельно, продолжением поста.
7) В южновьетнамских аэропортах тогда оставалось много брошенной и уничтоженной американской техники, авиа и авто. Очень поучительное было зрелище, сильно впечатляло. Если в Хошимине успели большую часть убрать, то в Дананге была неслабая по территории площадка, где даже (в числе более мелких самолётов-вертолётов) громоздился исковерканный Б-52 со сломанным крылом и искорёженным носом. Однако снимать их не давали и лазить по этим свалкам тоже, я в Дананге пытался, но не вышло.
5. Стойка в аэропорту Калькутты. Это единственный кадр, что у меня уцелел.
Остальное сгинуло в пучинах бдительных индийских спецслужбистов.
6.
8) О прилёте в конечный пункт в дневнике я пишу скупо. Но на самом деле, это было невероятное зрелище - вот, мы выгружаемся из ИЛа, цепочкой идём в аэровокзал, а там - отгороженная стальными поручнями, колышется толпа из вьетнамцев человек в полтысячи или даже побольше. И все на нас смотрят. Кто-то просто сидит на полу, что-то жуёт, и тоже смотрит. Я реально охуел, честно! Хорошо помню своё потрясение.
9) Белое пятно - вырезал нелестный отзыв об одном из коллег. Ни к чему плодить лишние сущности, может, человек жив и здравствует. А то я тогда не стеснялся в выражениях в дневнике, был весьма склонен к максимализму :-)
10) Разница между Южным и Северным Вьетнамом тогда была очень резкая, практически две разных страны. Хошимин - настоящий капитализм, клоака, бурлящий котёл, а к примеру Хайфон - образцовый порядок, и почти полное отсутствие нищих, как и в тогдашнем СССР. Но это отдельная тема, сейчас её не буду развивать.
* * *
В целом, атмосферу полёта вы можете себе представить.
Люди общались, ходили по салону, знакомились, даже играли в карты.
Как междугородний экспресс, только с обильным питьём и едой, что была заложена в цене билета.
7. А это я на рынке в Хюэ.
Грязноватое и весьма сомнительное место, но я там шарахался, ввиду неистребимого природного любопытства, в самых разных местах.
Кстати, если приглядитесь, у меня приколот там на рубашке новомодный квадратный значок. Знаете, что там было? Горбачёв и Рейган, внутри рифленого стекла - кооператоры ляпали это дело, а я купил, прямо в Шарике. Рубль тридцать, блять, не пожалел! Вот дурак-то! Советских рублей, ещё полновесных. Сейчас, конечно, смешно вспоминать, но было и такое. Тогда это считалось прикольно и ново.
В общем, жизнь тогда совсем не была чёрной дырой, как сейчас рисуют штатные срачеры - равно как и тогдашняя авиация.
Ещё напишу про обратный рейс - но уже не сканом, а просто рассказом.
Journal information